Исследовательская деятельность на уроках английского языка как средство мотивации и творческой активности учащихся
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Лепская Виктория Александровна

Большое значение для развития творческих способностей учащихся имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа, которая способствует не только развитию способностей ребенка, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом и, самое главное, способствует его социальной адаптации в среде сверстников, помогает менять его статус в коллективе, позволяет почувствовать собственную значимость.

Исследовательская деятельность сегодня – это неотъемлемая часть образования, творческий вид познания и одно из направлений модернизации современного образования. Учебно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способность учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение г.Мурманска

Средняя Общеобразовательная школа № 13.

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО  МОТИВАЦИИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

                                                                                    Учитель английского языка

                                                                                    Лепская В.А.

Мурманск 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО  МОТИВАЦИИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

 Большое значение для развития творческих способностей учащихся имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа, которая способствует не только развитию способностей ребенка, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом и, самое главное, способствует его социальной адаптации в среде сверстников, помогает менять его статус в коллективе, позволяет почувствовать собственную значимость.

Исследовательская деятельность сегодня – это неотъемлемая часть образования, творческий вид познания и одно из направлений модернизации современного образования. Опыт исследовательского творческого мышления является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способность учащихся.

Под исследовательской деятельностью учащихся понимается форма организации учебной работы связанная  с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Учебно-исследовательская деятельность школьников – это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствуют формированию новых знаний. Таким образом исследовательская деятельность формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении; развивает общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные и самооценочные. Задачи исследовательской деятельности:

 1. Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
         2. Создать условия для подготовки к выбору, т.е. научить ориентироваться в мире информации, профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
         3. Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Модель исследовательской деятельности учащихся можно представить следующим образом:

- постановка проблемы (почему это важно для меня лично?)

- формирование цели исследования и гипотезы

- изучение теории, посвящённой данной проблематике

- подбор методик исследования и практическое овладение ими

- сбор данных

- анализ и синтез данных

- подготовка сообщений

- выступление с сообщениями

- ответы на вопросы, корректировка

- обобщение, выводы

- самооценка.

Неотъемлемыми атрибутами исследования являются:

1) тема (отражено название проблемы, над которой работаем);

2) вид (в какой форме будет представлена работа);

3) цель (то к чему будем стремиться в ходе исследования);

4) средства достижения (как будем достигать цели)

Рассмотрим для примера исследовательскую работу ученицы 2 класса МБОУ г. Мурманска СОШ № 13 (научный руководитель Лепская В.А.).

Тема исследования: «Родственные связи Деда Мороза и Санта Клауса».

Вид: исследовательская работа.

Цель: определение наличия родственных связей между Дедом Морозом и Санта Клаусом и выяснение степени их родства (близкие или дальние родственники).

Предмет исследования: Дед Мороз и Санта Клаус.

После постановки проблемы и формирования цели исследования следует формулировка гипотезы, то есть предположения или тезиса в форме утверждения, которые выдвигаются с целью объяснить факты или явления, которые характеризуют или определяют предмет исследования.

В нашей работе были выдвинуты следующие гипотезы:

1) Дед Мороз и Санта Клаус являются родственниками;

2) Дед Мороз и Санта Клаус являются родными братьями.

 Содержание исследования: история, внешность, страна проживания, используемый транспорт и привычки Деда Мороза и Санта Клауса.

Средства достижения (методы): литературный обзор, анкетирование, сбор информации, анализ собранных данных.

Далее следует непосредственно исследовательская деятельность учащихся. Цель учителя- ориентировать школьника анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой жизненный, учебный опыт, свою эрудицию и творчество. Условиями успешности исследовательской деятельности становятся:
- личный интерес учащегося;
- четкость и конкретность постановки цели проекта;
- определение планируемых результатов;
- констатация исходных данных.

Учащимся можно предложить памятку по написанию работы.

1. Оформление титульного листа. 
        2. Содержание. 
        3. Введение. 
        4. Основной материал (деление на главы, параграфы). 
        5. Заключение. 
        6. Список литературы 
        7. Приложение.


         Необходимо помнить, что учитель ни в коем случае не исполнитель, а лишь консультант, который укажет на источники информации, поможет преодолеть трудности.
При подготовке сообщения об исследовании педагогу необходимо ориентировать учащихся на изложение материала, близкого к общенаучному стилю и имеющего академический характер. Кроме того, необходимо выразить своё отношение к предмету исследования.

Данные работы могут быть представлены в таблицах, диаграммах, циклограммах. В исследовательской работе могут быть использованы рисунки, фотографии, видео по заявленной теме. Результатом работы над исследованием является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы.

 При оценивании исследовательских работ учащихся, а также при проведении ими самооценки, необходимо обращать внимание на следующие моменты:

 - Большая часть работы должна быть выполнена самостоятельно;

 - Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность взглядов или подходов;

 - Интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию;

 -  Реферативная работа должна носить аналитический характер и содержать собственные выводы автора;

 -  Работа должна иметь практический и теоретический интерес;

 - доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

- эстетика оформления результатов выполненного проекта;

- умение отвечать на вопросы,  лаконичность и аргументированность ответов учащегося.

      Исследовательская работа очень нравится детям, оценка исследования зависит теперь не только от учителя, но и от них самих, оценки получаются более объективными, у детей формируется адекватная самооценка и самокритичность. Кроме того, у учащихся обогащается социальный и духовный опыт, развиваются творческие и умственные способности. Исследовательская работа мотивирует учащихся на изучение английского языка и формирует желание иноязычного общения, способствует совершенствованию устно-речевых и лексические навыков, умений и навыков письменной речи   и позволяет реально оценивать свои языковые возможности.

Список используемой литературы:

1) Гальскова Н.Д.Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.

2) 4.Полат Е.С. Исследовательская работа на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.

3) Новикова С.Н., Верлооченко Г.В. Проектно - исследовательская деятельность учащихся как средство повышения мотивации к изучению английского языка»/Режим доступа: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op12-13/apo_12-13/inostr12-13.asp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Исследовательская деятельность на уроках английского языка – одна из форм развития познавательной активности обучающихся"

Статья посвящена способам активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка....

Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся младшего возраста

В данном материале описано использование игровой деятельности на уроке иностранного языка в младшей школе....

Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста

«Игра – это жизненная лаборатория детства, которая дает тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бесполезна для человечества. В игре этой специальной отработке жизнен...

Театральная деятельность на уроках английского языка как средство мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Статья учителя английского языка об актуальности применения методики театральных постановок, театральной деятельности при обучении иностранному языку...

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках иностранного языка , как средство развития познавательной активности учащихся».

Данная презентация раскрывает суть проектно-исследовательской работы на уроке иностранного языка, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, опре...

«Исследовательская деятельность на уроках русского языка как средство творческого развития учащихся 5-6 классов» Описание опыта педагогической деятельности

Хочу поделиться опытом организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в 5-6 классах....

Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста

                   В данной статье подробно излагается об игре – как мощном стимуле к овладению иностранным языком и эффективном  пр...