Статья "Некоторые аспекты обучения устной речи на уроках английского языка"
статья по английскому языку

Гарбузова Ирина Валерьевна

В                 В статье рассматриваются некоторые практические приемы и формы работы, способствующие более эффективному формированию навыков говорения у обучающихся на уроках английского языка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты обучения устной речи на уроках английского языка

Гарбузова Ирина Валерьевна, преподаватель ОД (иностранный язык) ФГКОУ «Северо-Кавказское суворовское военное училище»

В статье рассматриваются некоторые практические приемы и формы работы, способствующие более эффективному формированию навыков говорения у обучающихся на уроках английского языка.

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, основным результатом обучения иностранному языку считается формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Одним из видов продуктивной речевой деятельности является говорение. Овладение этим видом речевой деятельности представляется наиболее важным, так как обучающиеся оказываются способными не только выражать свою мысль на иностранном языке, но и приобретают умение разнообразить средства выражения своих мыслей через уместное употребление различных синонимических единиц, фразеологизмов, перифраз и других выразительных средств языка. Эти умения и навыки оказывают определенное воздействие и на мыслительные процессы, развивают речевые способности обучающихся и на родном языке. Фактически, можно говорить о том, что, овладевая навыком говорения на иностранном языке, обучающиеся тренируют память, расширяют свой кругозор, развивают познавательные интересы, таким образом формируя навыки, необходимые им в других областях.[1, с.21]

Однако, обучение говорению считается одним из самых сложных аспектов в процессе обучения иностранному языку. Причинами этого часто является скудный словарный запас, недостаточная сформированность грамматических навыков для построения логически связанных высказываний, так называемый «языковой барьер», являющийся психологическим препятствием для выражения своей мысли и многие другие.

В данной статье мы попытаемся предложить практические приемы и формы работы, способствующие формированию навыков устной речи.

В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений говорения: «сверху вниз» и «снизу вверх». [2, с.46] Первый путь предполагает развитие навыков говорения на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур.

Обучение говорению по методу «сверху вниз» имеет целый ряд преимуществ. Речевая ситуация задается самим текстом, педагогу не нужно придумывать, как создать ее на уроке. В данном случае речь идет лишь о ее использовании для порождения речевых высказываний учащихся и о частичном видоизменении с помощью речевых установок и упражнений.

Этот же метод используется при описании различных предметов, ситуаций, картинок.

Более подробно хотелось бы остановиться на некоторых приемах обучения описанию фотографии. Данный вид задания является очень важным, так как оно присутствует в заданиях ВПР и ЕГЭ. Мы уже упоминали, что овладение говорением на иностранном языке способствует развитию речевых способностей обучающихся на родном языке. Итоговое собеседование по русскому языку также включает в себя подобное задание, поэтому описание картинки на иностранном языке может послужить эффективным средством для развития коммуникативных навыков и на родном языке.

Приступая к обучению данному виду задания, необходимо помнить, что обучение должно вестись от простого к сложному. Формируя свое высказывание на иностранном языке, обучающиеся должны вначале научиться составлять простые нераспространенные предложения, постепенно усложняя их.

Прежде чем переходить к обучению любому виду продуктивной речевой деятельности, обучающихся нужно ознакомить с планом, по которому они будут формировать свое высказывание. Как и любое другое монологическое высказывание, описание картинки следует начать со вступления. Здесь можно предложить обучающимся готовые фразы или клише. Например: «I would like to describe this picture» или «I would like to describe picture  number…»

Переходя к обучению описания места действия, на первом этапе следует научить грамматически правильно выражать кто изображен на фотографии, и где происходит действие. С этой целью можно предложить обучающимся практиковать свои высказывания по данной схеме, используя фотографии с изображением различных мест . Например: «I can see a girl. She is at school». Необходимо обратить внимание обучающихся на различия в использовании предлогов in, at, on. Отработав эти простейшие высказывания, можно усложнить задачу, предложив сделать его более детальным. Например, на заднем фоне мы можем видеть… и т.д.

Следующим этапом будет описание самого действия. Здесь необходимо провести дополнительную подготовку, вспомнив способы образования настоящего продолженного времени, используемого для описания действия, происходящего в момент речи.  

Далее следует обучить описывать внешность. Это также рекомендуется делать по определенному алгоритму: описание физических данных человека (рост, цвет волос и т.д.), затем описание во что одет человек, опять-таки с использованием настоящего продолженного времени. Сначала можно попрактиковать составление отдельных предложений, а затем предложить обучающимся описать внешность людей на различных фото.

И в заключении уместно научить обучающихся фразе, которая бы отвечала бы на вопрос, почему это фото понравилось. Можно дать им готовые варианты или клише, из которых они выберут наиболее приемлемые для себя. Например, «I like this photo because it is full of positive emotions» и т.д.

Таким образом мы можем научить простейшему описанию, которое целесообразно в дальнейшем усложнить в соответствии с уровнем знаний и возможностей обучающихся.    

При обучении говорению важно понимать, что основой для него должна быть проблема, вызов, которые провоцируют ответную реакцию. Проблемы должны соответствовать интересам обучающихся, а так как решение этих проблем неоднозначно, они и послужат мотиватором для выражения своей точки зрения, а следовательно, повлекут за собой процесс говорения. [4, с.58]

Большое значение при обучении говорению имеет организация рабочих мест обучающихся. Видя лица друг друга и реакции на те или иные реплики, они охотнее вступят в диалог или беседу. Можно разделить их по парам или группам, посадить в круг, что сделает урок, посвященный говорению более эффективным и продуктивным.

Также разумно менять сочетания пар или групп по ходу урока. Менять состав групп или пар можно в соответствии с днями рождения обучающихся, их вкусовыми предпочтениями, любимыми занятиями и т.д. [3, с.650]  

Например, если взять способ обучения говорения «сверху вниз», то есть на основе прочитанного текста, то можно применить прием «jigsaw reading». Суть состоит в том, что каждая пара получает фрагмент текста для чтения. После прочтения текста состав пар меняется и их задача-рассказать друг другу о предмете своего фрагмента текста. Проверить понимание можно, задав вопросы уже по содержанию всего текста. Такая форма работы будет способствовать более интенсивному формированию навыков общения на иностранном языке.

Итак, при обучении устной речи, нужно помнить, что навыки говорения, как и любые другие, не формируются сами по себе. На занятиях, посвященных этому виду речевой деятельности, необходимо использовать большое количество специально подобранных заданий и упражнений, всевозможных опор, схем, таблиц, шаблонов. Немаловажное значение имеет благоприятная атмосфера на уроке, когда обучающийся не боится сделать ошибку, а любая его реплика встречается с пониманием. Также существенно применять различные формы работы: групповые, парные, фронтальные и т.д., чтобы все обучающиеся были вовлечены в процесс говорения. Таким образом, занятия, посвященные развитию речевой деятельности, станут не только интересными, но и эффективными.

Список литературы:

  1. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М., Просвещение, 1988.
  2. Вайсбурд М.Л. Типы задач в обучении иноязычной речевой деятельности//Развитие познавательной активности в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке.— М.: АПН/НИИСиМО, 1983.
  3. Ломакина Г.Р., Асламова В.В. Комплексный подход к использованию игр при обучении говорению//Молодой ученый.- Казань, 2014 - №21(80)
  4. Хитрова И. В. Обучение говорению на занятиях по иностранному языку (на примере английского языка).//Иностранные языки: теория и практика. - 2013. - № 3(19).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс " Обучение устной речи на уроках английского языка"

Тема: Обучение устной речи на уроках английского языкаЗадачи: 1. Ознакомить с новым форматом устной речи в  ЕГЭ (задания С3-С6) по английскому языку2. Вовлечение учащихся и учителей в работу по р...

Использование вербальных опор при обучении устной речи на уроках английского языка

В данной работе представлена технология применения вербальных опор при обучении устной речи на уроках английского языка,система  конкретных педагогических действий учителя....

Роль учебно–речевых ситуаций при обучении устной речи на уроках английского языка.

Обучение иностранному языку в средней школе преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной целей. Эти цели достигаются в процессе практического овладения иностранным я...

Доклад "Использование интеллект карт при обучении устной речи на уроках английского языка и элективных курсах"

Подчеркивается важность приобретения навыка работы с информацией, развития умения анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность речевой деятельности"...

Исследовательская работа (форсайт-центр) Средства интенсификации обучения устной речи на уроках английского языка в начальной школе на примере темы “Мой питомец”.

Материал содержит микс средств, техник, направленных на повышение качества обучения и мотивации учеников начальных классов в разделе "говорение"....