«РЕБЕНОК ДОЛЖЕН СТАТЬ СУБЪЕКТОМ СОБСТВЕННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ!»
статья по английскому языку

Канищева Елена Анатольевна

В последние годы подход к ребенку как к субъекту учебной деятельности стремительно завоевывает образовательное пространство нашей школы. Большинство педагогических коллективов нашей страны настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведе­ний считают его самой современной методологической ори­ентацией в педагогической деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знаменитое заклинание современной

педагогической психологии:

«РЕБЕНОК ДОЛЖЕН СТАТЬ СУБЪЕКТОМ СОБСТВЕННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ!»

  • что это означает с точки зрения поддержания образования, методики и процесса взаимодействия учителя и ученика, учеников друг с другом;
  • каковы психологические показатели субъективности ребенка в учебном процессе, как их можно диагностировать;
  • какую развивающую работу могут осуществлять психолог и педагог для формирования этой субъективной позиции во время урока.

В последние годы подход к ребенку как к субъекту учебной деятельности стремительно завоевывает образовательное пространство нашей школы. Большинство педагогических коллективов нашей страны настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

Отношение  к ребенку как к субъекту обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них. Во-первых, динамичное развитие современного общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения субъект-субъектных отношений в  обучении и воспитании подрастающего поколения.

Однако одного осознания целесообразности преобразований еще недостаточно для того, чтобы их осуществить. Не будет лишним заметить и то, что в настоящее время существует немало белых пятен в изучении возможностей и условий применения субъект-субъктного подхода в педагогической практике. Сейчас очень важно систематизировать уже накопленные исследователями и практиками знания о данном подходе и на этой основе попытаться расширить границы его использования в деятельности педагогов, а  значит, настало время дать ответы на следующие вопросы;

          1. Что такое субъект-субъектные отношения между учителем и учеником?

      2. Чем они отличается от традиционных отношений?

          3. Из каких компонентов они складываются?

Правильно ответить даже на первый вопрос очень нелегко, хотя часть ответа лежит на поверхности — в формулировке самого вопроса. Как ни покажется банальным, но субъект-субъектные отношения — это прежде всего отношения. Если при анализе средств педагогической деятельности воспользоваться методом классификации, то окажется что эти отношения стоят в одном ряду с возрастными, индивидуальными, деятельностными, коммуникативными и другими отношениями.

 Изучение педагогических публикаций не позволило в полной мере выяснять, что же все-таки педагоги-исследователи понимают под субъект-субъектными отношениями, какой смысл вкладывается при использовании этого понятия. Большинство авторов не утруждают себя описанием его содержания, состава и структуры. В таком случае необходимо обратиться к философии, где и родились многие научные подходы, которые впоследствии стали использоваться педагогической наукой и практикой.

Философы склонны понимать под субъективизмом ориентацию человека в познавательной или преобразовательной деятельности. К примеру, применение системного подхода они увязывают с ориентацией человека, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система; использование модельного подхода констатируется тогда, когда модель изучаемого или преобразуемого объекта  выступает в качестве основного ориентира осуществляемой деятельности.

В большинстве случаев человеческая деятельность, как утверждают философы, строится на  основе не одной, а нескольких ориентаций. Разумеется, избираемые им ориентации должны быть не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга. Вместе они составляют стратегию деятельности и обусловливают выбор тактики действий в конкретной ситуации и в определенный промежуток времени. Необходимо подчеркнуть, что из всего диапазона подходов, применяемых в деятельности, одна ориентация является приоритетной (доминирующей), благодаря которой формируется качественное своеобразие подчерка деятельности человека.

Большинство исследователей считает, что подход включает в свой состав три основных компонента:

а) основные понятия, используемые в процессе познания или преобразования;

б) принципы как исходные положения или главные правила осуществляемой деятельности;

в)    приемы и методы построения процесса познания или преобразования.

Опираясь на воззрения философов, постараемся дать определение субъектного подхода в воспитании. Итак, субъектный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятии, идей и способов действий  обеспечивать и поддерживать  процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. В сформулированном определении мы попытались отразить сущность данного феномена и выделить наиболее  важные его аспекты, такие как:

  • во-первых, субъект-субъектный подход является прежде всего ориентацией в педагогической деятельности;
  • во-вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
  • в-третьих, данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных, индивидуальных  качеств.

Определение понятия и сущностных характеристик субъектного подхода позволяет ответить на второй вопрос: чем он отличается от традиционных подходов? Покажем главное его отличие от такого традиционного подхода, как индивидуальный. Использование в педагогической деятельности и того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении субъкт-субъектного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка — освоение учащимися социального опыта, т.е. каких-то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго — с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьников. В этом и заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.

Теперь настало время дать более обстоятельный ответ на третий вопрос: из каких компонентов складывается субъект-субъектный подход? С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.

Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняют или даже делают невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям субъкт-субъектного подхода, на наш взгляд, можно отнести следующие:

  • индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
  • личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека,
  • самоактуализированная личность — человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
  • самовыражение — процесс и результат развития и появления индивидом присущих ему качеств и способностей;
  • субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
  • субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
  • Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
  • выбор —- осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
  • педагогическая  поддержка — деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова).

Вторая составляющая — исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо учителя или руководителя образовательного учреждения. Назовем принципы субъект-субъектного подхода:

1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

3. Принцип субъективности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектным и полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

И наконец, третий компонент субъект-субъектного подхода — это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал субъект-субъектного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

  • диалогичность;
  • деятельностно-творческий характер;
  • направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
  • предоставление учащемуся необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Большинство педагогов-исследователей склонно включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации. Использование субъект-субъектного подхода в обучении и воспитании школьников невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики.

      После описания основных компонентов субъект-субъектного подхода можно его строение представить в виде схемы.

СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД

Основные понятия

Принципы

Методы

  • Индивидуальность
  • Личность
  • Самоактуализированная личность
  • Самовыражение
  • Субъект
  • Субъектность
  • Я-концепция
  • Выбор
  • Педагогическая поддержка
  • Самоактуализации
  • Индивидуальности
  • Субъектности
  • Выборы
  • Творчества и успеха
  • Доверия и поддержки
  • Диалога
  • Игровые
  • Рефлексивные
  • Педагогической поддержки
  • Диагностические
  • Создание ситуации выбора и успеха

Наличие у педагога представлений о сущности, строении  и структуре субъект-субъектного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия. В качестве надежной опоры каждый педагог может использовать эти представления при подготовке и проведении учебных занятий.

Завершая разговор об организационно-методических аспектах субъект-субъектного подхода в учебно-воспитательном процессе следует особо подчеркнуть, что успешность таких отношений со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи и принципы субъек-субъектных отношений поняты и приняты учителем, насколько, они соответствуют его педагогическому кредо.

Субъект-субъектные отношения нельзя строить по указке сверху. Они не могут строиться на основе «слепого» воплощения технологических инструкций. Для созидания субъектного взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и доверять ученикам, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил  стремлений к саморазвитию.

Об этом поэтические строки талантливой сельской учительницы Светланы Ивановны Емельяновой, которые в назидание себе самой и нам лично необходимо поместить на самом видном месте:

Возможно ли Другого изменить?

Открыть, сломать и вновь свинтить,

Судьбу без колебаний предсказать,

Потом туда дорогу смело указать

И не давать с дороги сбиться,

Толкать и осуждать, мешая ошибиться?

А кто нам дал такое право?

Того и я не знаю, ох, не знаю, право…

Есть шаг: любить, исследуя, не ждать мольбы:

Лишь в чуде внутренней борьбы

Ютится взлет людской судьбы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Приёмы активации учебной деятельности школьников"

В своей работе я стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельной работы для активизации учебной деятельности школьников, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения примен...

Статья "Формы организации учебной деятельности"

Статья, посвященная формам организации учебной деятельности...

Статья "Формы организации учебной деятельности."

Статья может быть полезна учителям русского языка....

статья "Развитие мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках географии"

Сегодня перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. А для нынешнего времени важно понять, что, вооруж...

Статья "Мотивация к учебной деятельности у старшеклассников".

В статье делается попытка обобщить некоторые аспекты повышения мотивации к учебе у старшеклассников.Статья написана на основе прочитанной психологической литературы и собственного опыта преподавания.(...

Статья «Методы активизации учебной деятельности детей с ОВЗ на уроке (из опыта работы)»

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому п...

«РЕБЕНОК ДОЛЖЕН СТАТЬ СУБЪЕКТОМ СОБСТВЕННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ!»

В последние годы подход к ребенку как к субъекту учебной деятельности стремительно завоевывает образовательное пространство нашей школы. Большинство педагогических коллективов нашей страны настойчиво ...