ИКТ на уроке иностранного языка
методическая разработка по английскому языку

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_na_uroke_inostrannogo_yazyka.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ на уроке иностранного языка

В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы выбрать такие методы обучения и педагогические технологии, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. Согласно словарю «Педагогический обиход» под редакцией Лузиной Л.М., информационно-коммуникационные технологии (сокращенно ИКТ) - это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта). Азимов Э.Г. и Щукин А.Н. в «Словаре методических терминов» дают следующее определение: информационные технологии – это система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи. Можно сделать вывод о том, что информационно-коммуникационная технология — это комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации, ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии). На сегодняшний день ИКТ заняли прочное место в учебном процессе. С помощью ИКТ реализуются принципы наглядности, доступности, дифференцированного подхода в обучении, практической направленности, системности изложения материала. Данные принципы являются основой обучения, так как содействуют развитию личности каждого отдельного ученика в рамках учебного процесса. Теперь обучение становится увлекательным и интересным, так как перед учеником ставится задача не в традиционном виде, а в современном и привлекательном. В целом обучение иностранному языку посредством ИКТ характеризуется следующими особенностями:

а) возможностью индивидуального двустороннего общения ученика с учителем, партнерами по обучению;

б) широким доступом к колоссальным по объему и разнообразию источникам языковой и неязыковой информации.

На уроках иностранного языка ИКТ реализуются через следующие цифровые образовательные ресурсы: мультимедийные презентации в Power Point (РР), мультимедийные курсы, готовые мультимедийные продукты и обучающие программы на CD-ROM, электронные словари, видео ресурсы, учебные Интернет – ресурсы. Презентации широко применяются почти всеми учителями. Обладая элементарной компьютерной грамотностью можно создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. На уроке английского языка в основном применяются обучающие презентации. Они различаются по видам речевой деятельности (при обучении чтению, письму, говорению или аудированиию); по аспектам речи (при обучении лексике, грамматике или фонетике); по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная). Можно предложить такие способы использования презентации на уроке:

- презентация проецируется на большой экран, учащиеся следят за ходом презентации со своих мест, такая презентация может использоваться на любом этапе урока (для презентации нового материала, его тренировки);

-учащиеся видят презентацию на экранах своих компьютеров, учитель дает пояснения (с помощью монитора или большого экрана);

-учащиеся самостоятельно знакомятся с презентацией (во внеурочное время); она выступает в качестве электронного раздаточного материала (тестирование, справочные материалы, повторение пройденного материала).

Таким образом, можно сказать, что программа Power Point позволяет учителю создавать качественные учебные материалы для выполнения конкретных учебных задач. Преимущества мультимедийных презентаций заключаются в

1) сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;

2) возможности использования для презентации как интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический, грамматический и даже фонетический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;

3) возможность использовать отдельные слайды в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы);

4) активизация внимания всего класса;

5) обеспечении эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;

6) экономии учебного времени;

7) формировании компьютерной мультимедийной компетентности как учителя, так и учащихся, развитии их креативных способностей в организации учебной работы.

Важным аспектом использования ИКТ для обучения лексике на уроках иностранного языка является использование электронных словарей. Электронный словарь - компьютерная база данных, содержащая закодированные словарные статьи, позволяющие осуществлять быстрый поиск нужных слов, сочетаний слов (примеров употребления), изменения направления перевода (например, русско-английский или англо-русский). Примерами электронных словарей являются Мультитран, PROMT.VER, Free On-line dictionary, FreeDict и другие. Данные электронные словари направленны на изучение и пополнение лексической базы обучаемого. Направление готовых мультимедийных продуктов и обучающих программ на CD-ROM является наиболее распространенным в сфере обучения иностранным языкам с помощью ИКТ. Обучающие программы основаны на использовании готовых мультимедийных учебных курсов, предлагающих упражнения на закрепление изучаемого фонетического, грамматического и лексического материалов. Материал данных учебных «пособий» представлен в виде интерактивных упражнений и часто состоит из теоретического и практического разделов по различным аспектам, включённым в обязательный минимум содержания образования по английскому языку. Данная часть программы может использоваться в качестве дополнительной работы на уроке. В программе может быть также предусмотрена обратная связь при выполнение определенных операций пользователем: отмечаются успехи обучаемого, при необходимости выдаются сообщения-подсказки. Компьютерные обучающие программы рекомендованы к применению на всех этапах обучения при формировании и совершенствовании грамматических, фонетических и лексических навыков. Однако анализ существующих программных продуктов показал, что большая их часть оказывается неэффективной, поскольку все виды упражнений сводятся лишь к выбору правильного ответа и заполнению пропусков. Еще одним важным недостатком таких программ является отсутствие возможности изменить содержание программы, обновить и расширить базу данных учебных текстов, дополнить и изменить упражнения, с учетом уровня знаний учащимися того или иного лексического материала или в соответствии с учебным планом того или иного образовательного учреждения или конкретного учителя. В связи с этим полноценное и систематическое использование компьютерных обучающих программы и систем в рамках обучения иностранному языку в общеобразовательной школе не представляется возможным. Учителя имеют возможности использовать только фрагменты программы на определенных этапах уроков по некоторым темам, которые лишь частично совпадают с материалом, предложенным для изучения в учебнике. На сегодняшний день наиболее популярными программами в использовании являются: мультимедийная обучающая программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента», «Английский. Путь к совершенству», «Bridge to English». Курсы содержат упражнения по фонетике, лексике и грамматике, которые сведены в единую обучающую систему с которой легко работать. Если говорить о мультимедийных курсах, то можно выделить мультимедийный компьютерный курс «Learn to Speak English», который предлагает некоторые варианты упражнений работы над формированием лексических навыков. Например, VOCABULARY– словарь – базовый этап урока. В нем собраны все слова, встречающиеся в изучаемой теме в алфавитном порядке. Цель – расширение активного словарного запаса в рамках изучаемой темы. Для успешного освоения необходимо внимательно ознакомиться с данным словарем, прочитать предлагаемые комментарии к словам, рассмотреть иллюстрацию слова, прослушать, как диктор произносит каждое слово отдельно и в контексте предложения, повторить за диктором и добиться похожего произношения, уточнить значение слово в англо-русском словаре. При обучении устной иноязычной речи наиболее эффективно могут использоваться видеоматериалы в качестве содержательной опоры. Учебные действия обучаемых опираются на содержательную сторону информации, предоставленной видеоматериалами. В Интернете на сайте www.digthink.com можно найти видеоматериалы, где присутствуют эксперты и обычные пользователи. Среди приглашенных профессора, бизнесмены, активисты общественных организаций, политики, чиновники. Каждому из них задается один вопрос и в течение двух-трех минут они на него отвечают. Пользователи могут задавать свои вопросы, добавлять свои комментарии, видеозаписи, аудиоролики или изображения. Есть похожие проекты на www.ted.com, на котором каждую неделю выкладывают видеопередачу с презентацией или интервью какого-нибудь ученого, политика, бизнесмена о новых течениях и идеях, сайт позволяет комментировать передачи, но нет социальной составляющей. На сегодняшний день учитель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые, обеспечивают овладение иностранным языком в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу учителя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания. Пример: варианты известных телевизионных викторин Jeopardy (в русской версии “Своя игра”), Weel Of Fortune (русское “Поле Чудес”), Bookworm, Super Text Twist, Word Slinger; On–line версии произведений известных английских и американских писателей; топики по разным темам, on-line тесты различных уровней. Таким образом, современные информационные средства обучения обладают возможностями усвоения, учащимися знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. Информационные средства обучения позволяют широко использовать различные пособия, в которых учащиеся в процессе усвоения информации или ее закрепления и обобщения могут что-либо дописать, дорисовать, заполнять. Ученики с помощью многих технических средств могут формулировать свои вопросы, запрашивать у компьютера помощь, определять оптимальный для себя темп изучения материала и возвращаться к пройденному столько раз и в таком объеме, как им необходимо. Получение знаний в школе особенно нуждается в созерцании, в наблюдении. Экранно-звуковые средства обучения с успехом решают эту задачу. Образный материал, объединенный в кинофильме, диафильме, компьютерной программе, копирует действительность, служит моделью, дающей с той или иной степенью точности представления об оригинале. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам. Следует отметить, что наличие хорошо разработанной компьютерной программы вовсе не облегчает работу учителя, а помогает сделать ее более результативной. При работе с компьютером учащиеся глубже вникают в суть вопроса, у них появляется интерес к предмету, они более активно пользуются учебной и технической литературой. Средства графики, музыкальные фрагменты или музыкальный фон снимают напряжение, способствуют эстетическому воспитанию. Работа с компьютером развивает у детей умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

В СТАТЬЕ ДАНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫКЛАДКИ ИПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СТИХОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА....

Методическая разработка по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Возрастные особенности учебной деятельности на уроках иностранного языка»

План Введение Возрастное своеобразие юности Умственное развитие старшего возраста Развитие самосознания Трудности и конфликты старшего школьного возраста Развитие социально активной позиции ли...

Использование на уроке иностранного языка стихотворений как средства мотивации к изучению иностранного языка

Богатство и красота литературы всегда помогает человеку понять её прелестное содержание. Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие и...

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)...

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

12 советов по активизации устной речи на уроках иностранного языка: как сделать так, чтобы ученики заговорили на иностранном языке

Когда дело доходит до говорения, даже самые уверенные в себе ученики берутся за это дело неохотно. Как преподаватель вы не можете нажатием кнопки «переключить» учеников в режим говорения, ...