Учебные функции визуальных опор в организации аудирования на начальной ступени
статья по английскому языку
Аннотация. Недооценка аудирования на начальной ступени обучения может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Процесс восприятия иноязычной речи на слух связан с определенными трудностями, снятие которых должно сопровождаться постоянной тренировкой слухового восприятия, кратковременной и долговременной памяти, внутренней речи, вероятностного прогнозирования и осмысления на основе выполнения тренировочных заданий и использования визуальных опор. В докладе автор раскрывает роль последних и представляет собственную разработку методического обеспечения для обучения аудированию.
Ключевые слова: визуальная опора, аудирование, начальная ступень, методическое обеспечение, языковая подготовка школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grigoreva_statya_2020_1.docx | 490.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебные функции визуальных опор в организации аудирования на начальной ступени
Аннотация. Недооценка аудирования на начальной ступени обучения может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Процесс восприятия иноязычной речи на слух связан с определенными трудностями, снятие которых должно сопровождаться постоянной тренировкой слухового восприятия, кратковременной и долговременной памяти, внутренней речи, вероятностного прогнозирования и осмысления на основе выполнения тренировочных заданий и использования визуальных опор. В докладе автор раскрывает роль последних и представляет собственную разработку методического обеспечения для обучения аудированию.
Ключевые слова: визуальная опора, аудирование, начальная ступень, методическое обеспечение, языковая подготовка школьников.
Educational functions of visual supports in the organization of listening at the initial stage
Abstract. Underestimation of listening skills at the initial stage of education can have a very negative impact on the language training of schoolchildren. The process of perception of foreign language speech by ear is associated with certain difficulties, the removal of which must be accompanied by constant training of auditory perception, short-term and long-term memory, internal speech, probabilistic forecasting and comprehension based on the performance of training tasks and the use of visual supports. In the report, the author reveals the role of the latter and presents his own development of methodological support for teaching listening.
Keywords: visual support, listening, primary stage, methodological support, language training of schoolchildren.
В число первоочередных задач обучения иностранному языку входит формирование у учащихся восприятия и понимания иноязычного дискурса. Такое умение обозначается термином «аудирование». Более развернутое определение понятию «аудирование» было предложено Г. В. Рoговой: «понимание вocпринимаемой речи на слух, которое представляет собой перцептивную, мыслительную, мнемическую деятельность» [Рогова, 1988, с. 117]. Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез расширили ее определение и рассматривают аудирование как «сложную рецептивную мыслительно-мнемическую деятельность, связанную с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении» [Гальскова, Гез, 2010, с. 161].
Недооценка роли аудирования в процессе овладения иностранным языком может отрицательно сказаться на качестве языковой подготовки современного школьника. К сожалению, обучению этому виду речевой деятельности в предыдущие годы не уделялось должного внимания, эта тенденция сохраняется и в настоящее время. Очень часто учителя в школе аудирование приносят в жертву чтению и письму, забывая о том, что на его основе естественным образом развиваются способности устно-речевого общения.
В научных исследованиях вопросам аудирования уделяется достаточно внимания. Глубоко изучены проблемы аудирования на начальной ступени (Н. И. Гез, И. И. Зимняя, Г. В. Рогова, З. Н. Никитенко и др.). Ученые отмечают, что восприятие иноязычной речи на слух является для большинства младших школьников серьезным барьером в обучении. Трудности чаще всего бывают связаны с разным уровнем детского слухового восприятия и памяти. Все это требует от учителя тщательного отбора аудиоматериала и совершенствование методической подготовки.
Важным аспектом успешного обучения аудированию является использование визуальных опор. Под визуальной опорой в «Новом словаре методических терминов и понятий» понимают «специальные учебные материалы с использованием наглядности (заголовки, рисунки, карточки со словами, таблицы, ключевые слова и др.), раскрывающие тему, проблему, идею сообщения. Такие опоры используются для стимулирования самостоятельного понимания иноязычного текста на слух» [Азимов, Щукин, 2009, с. 38].
Использование опор в обучении аудированию позволяет облегчить процесс обучения, сделать его интересным и полным.
Разновидности опор, перечисленных выше, помогают младшим школьникам формировать и совершенствовать умения в аудировании. Они обеспечивают предметное содержание речи и выступают как средство выражения мысли. Разрабатывая методическое обеспечение для обучения аудированию к темам «Tasty Treats!», «At the zoo!» (учебник Spotlight 4 класс, Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс) мы постарались использовать их особенности с целью создания условий для возникновения у школьника чувственных образов, трансформирующихся впоследствии в понятия, в мысли, в слова.
Обучение в предложенных нами условиях предполагало также и овладение рядом стратегий аудирования. В последнее время в методике обучения иностранным языкам этот термин стал употребляться все чаще и чаще. Под стратегией обучения понимают «общую концепцию обучения, базирующуюся на определенных лингвистических, психологических и дидактических принципах и определяющую подход к обучению. Реализуется на занятиях в виде метода или группы методов обучения». [Щукин, 2007, с.325]
Стратегии аудирования: 1. Планирование перед выполнением задания; 2. Контроль во время и после выполнения задания (задания на поэтапный контроль понимания текста); 3. Оценивание результатов после выполнения задания (на основе опроса преподавателем обучающихся выделяются фрагменты текста, наиболее сложные для понимания); 4. Построение логического умозаключения на основании знакомого языкового материала (снятие лексико-грамматических и фонетических трудностей); 5. Построение логического умозаключения на основании паралингвистических и экстралингвистических явлений (формирование умений определить значение незнакомого слова с опорой на мимику и жесты говорящего, догадаться о коммуникативной намерении говорящего и т.д.); 6. Построение логического умозаключения на основании фиксации звукового сообщения (краткий пересказ услышанного; составление плана полученной аудиоинформации; фиксация ключевых слов и выражений) [Залевская, 2000, с. 333].
В основу разработанных нами авторских упражнений, позволяющих снять трудности усвоения прослушанной информации и активизировать слуховую и зрительную память, легли перечисленные выше стратегии, ряд визуальных опор и трехступенчатая модель аудирования (дотекстовый этап, текстовый этап и послетекстовый этап):
Опора № 1. Цель: снятие лексических трудностей аудирования и повышение мотивации к прослушиванию текста.
Задание 1: Listen and insert missing letters.
Помимо основной цели, данное задание позволит проверить знания изученной раннее лексики, сконцентрирует внимание школьников на значимых элементах предстоящего прослушивания. Рекомендуется использовать на предтекстовом этапе аудирования.
Слова из текста: pig, giraffe, monkey, lizard, whale, crocodile, parrot, bear, elephant.
P_g Gi_a_ _e M_n_ _y
L_z_r_ Wh_l_ C_ _c_d_le
P_r_ot B_ _r El_p_ _nt
Задание 2: на развитие аудитивных умений школьников в процессе прослушивания диалога на тему “Tasty Treats”. В процессе прослушивания дети должны понять, как готовить фруктовый салат. Для конкретизации первичного представления о содержании аудиотекста, для дальнейшего структурирования временных, причинных и логических связей мы предлагаем использовать следующую опору (№ 2):
Опора №2:
Question | Answer |
How many mangoes children need? | |
What kind of fruit did the children add to the salad? | |
How much sugar did they put? | |
What was the salad like? |
Цель опоры: конкретизации первичного представления о содержании аудиотекста, для дальнейшего структурирования временных, причинных и логических связей.
Text:
Mother: - So, that’s how you make a Pirate’s fruit salad! Now, it’s your turn!
Boy: - Ha, easy! Paco, how many mangoes do we need?
Girl: - Not many. Only two, I think. Can you pass me the lemon, please?
Boy: - Sure. Here you are! - OK! A lot of sugar!
Girl: - What about some oranges and bananas?
Boy: - It’s great idea! Maybe we add pineapple to the salad?
Girl: - Of course! It’s look great!
Mother: - Children, have you cooked the salad?
Girl: - Yes, let’s try it!
Mother: - It’s very delicious but too sweet!
Задание 3: школьникам необходимо прослушать текст о британской еде. В процессе аудирования обучаемые заполняют карточку с предложениями, где пропущена лексическая единица. В качестве опоры детям предлагают серию иллюстраций, которые обеспечивают визуальное сопровождение слов, играя роль подсказки, оказывая помощь воображению при восприятии текста.
Опора № 3. Цель: развитие воображения при восприятии текста.
Listen and write the names of items in the pictures.
Breakfast:
Lunch:
Dinner:
Карточка:
For breakfast English people often have porridge with ___________ and
___________. They don’t eat much _________. They usually have toasts. They
enjoy drinking strong __________ with __________. At one o’clock English
people have lunch. They usually have lunch in a restaurant or a café.
English people don’t eat much __________. For the main course, they have
_________ or _________ with vegetables: _________, ________or __________.
Five o’clock _________ is a national habit. English people have ________ with
_________ or fruit. At about seven or eight o’clock they have dinner or supper. It
can be _______, sometimes meat and vegetables, ________ and _________.
Задание 4: Listen and choose the right description of animal.
Опора №4. Цель: развитие аудитивной памяти,внимания, логического мышления и воображения.
В обучении смысловому восприятию речи на слух младшим школьникам окажет большую помощь упражнение на развитие аудитивной памяти, внимания, логического мышления и воображения. В качестве опор здесь используются картинки с изображением животных и их микрохарактеристики. Задача обучаемого прослушать образцы и показать соответствующие им иллюстрации.
It lives in the desert. It can run fast. It is small. It has got a long tail and eats insects. | |
It is very big. It lives in the sea. It can swim and dive very well. It is blue or grey. | |
It lives in Africa. It is strong and fat. It is smaller than an elephant. It can’t run fast. |
Text: The first animal lives in the desert. It can run fast. It is small. It has got a long tail and eats insects. The second animal lives in Africa. It is strong and fat. It is smaller than an elephant. It can’t run fast. The third animal is very big. It lives in the sea. It can swim and dive very well. It is blue or grey.
Опора №5. Цель: контроль сформированности аудитивных умений
Задание 5: в процессе прослушивания текста “Tasty Treats” школьники заполняют таблицу. Это упражнение выполняет как функцию контроля сформированности лексических навыков (дети фиксируют в таблице названия продуктов), так и функцию плана-опоры во время контроля сформированности аудитивных умений (с опорой на лексику и изображения, которые в таблице представлены в той же последовательности, что и в тексте, школьники строят свой пересказ рецепта приготовления фруктового салата)
В разработанных нами заданиях процесс понимания иностранной речи на слух носит индивидуальный характер, школьнику, на основе примененных учителем стратегий и использованных опор, предоставляется возможность научиться самостоятельно создавать знания. Использованные приемы стимулируют познавательную деятельность обучаемых и улучшают точность и полноту восприятия.
Литература:
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учеб. пособ. для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. вузов. М.: Академия, 2010. 336 с.
Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М.: РГГУ, 1999. 196 с.
Рогова Г. В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 231 с.
Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. 746 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования компенсаторной компетенции обучающихся в аудировании на старшей ступени обучения
В данной статье рассматриваются этапы формирования компенсаторной компетенции в аудировании, наиболее эффективные компенсаторные стратегии и представлена возможная диагностика уровня сформированности ...
Рабочая программа начальной ступени общего образования учебного курса «Физическая культура» 3,4 класс
Рабочая программа 3,4 класс...
Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)
В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для д...
Доклад на тему "Развитие психических функций у старших дошкольников посредством игры при переходе на начальные ступени обучения"
Выступление на районном семинаре для педагогов...
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО, ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебный предмет «Физическая культура» является частью физического воспитания в целом, который направлен на решение приоритетных задач государства по повышению общего уровня здоровья нации,...
Научная статья на тему "Особенности организации и проведения начального этапа учебного занятия по ФГОС ООО и ФГОС СПО с использованием и применением игровых образовательных технологий» (из опыта работы)"
Тема: "Особенности организации и проведения начального этапа учебного занятия по ФГОС ООО и ФГОС СПО с использованием и применением игровых образовательных технологий (из опыта работы)"...