использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку

Аракбинова Елена Викторовна

использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 « Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка».

Без сомнения одной из важных задач сегодня является воспитание здорового поколения. Помните пословицу  “A soundmindin a soundbody” - «В здоровом теле здоровый дух». И это действительно так. Если у тебя хорошее здоровье, ничего тебя не беспокоит, тогда ты весел и счастлив, активен и полон энергии, готов участвовать в любом виде деятельности  и, конечно же, ты более дисциплинирован.

Всем известно, что урок является основной формой организации обучения в школе. Характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников – все это ведет к потере здоровья детей. Очень многое делается для решения этой проблемы. Валеологизация системы образования предполагает, что каждый урок, каждое школьное мероприятие должно содержать в себе оздоровительный эффект, препятствовать развитию переутомления, не ухудшать здоровье, а способствовать его развитию. Важным способом поддержания общей учебной работоспособности организма учащихся является проведение на каждом уроке физкультминуток, связанных с усилением двигательной активности учащихся, с борьбой против гиподинамии, со снятием утомления с различных групп мышц и активизации познавательной способностей детей.   На уроках английского языка на начальном этапе данная задача легко решается с помощью песен и рифмовок. На их основе проводится профилактика нарушений осанки и зрения, активизируются внимание, память, умственная работоспособность, снимается умственное и физическое напряжение. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению английского языка. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций. Прочному запоминанию также способствует комплекс таких факторов, как рифма, лад, тональность, мелодия.

Преподавая английский язык, я всегда привлекаю внимание учеников к проблеме здоровья и, как говорят англичане, “keepingfit”, то есть к поддержанию формы. Когда дети приходят в среднюю школу, им очень трудно сидеть прямо и спокойно, слушать учителя целый урок внимательно. Скоро им становится скучно, они устают и теряют интерес к предмету. Чтобы избежать этого, я провожу рифмованные физкультминутки в середине урока. Во-первых,все они на английском языке. Поэтому, выполняя эти упражнения, мы тренируем фонетику, учим новые слова и развиваем память. Во-вторых, такие упражнения помогают ребятам  выплеснуть «излишки» энергии. Сначала рифмовки произносятся учителем, а школьники повторяют слова и действия. Но так как эти  “стихи”  короткие и легко запоминаются, дети их быстро заучивают,  и каждый урок  один из учащихся заменяет учителя и выполняет упражнения перед классом.

Обычно я начинаю с самых простых рифмовок:

Hands up, Hands down,Hands at side, Sit down.

Но далее  расширяется словарный запас учащихся,  и рифмовки становятся более сложными. Поэтому, когда ребята изучают тему «Части тела», лучше выполнять физминутки под следующие стишки:

My hands uponMy head I place,On my shoulders,On my face,Then I put themIn front me,

And gently clap:One, two, three.

***

Clap, clap, clap your hands,Clap your hands together.Stamp, stamp, stamp your feet,

Stamp your feet together.Turn, turn, turn around,Turn around together.

Clap, clap, clap your hands,Clap your hands together.

Дети с восторгом подпевают и повторяют замысловатые движения педагога!!!

* * * My Head * * *

Action Poem

This is the circle that is my head // make large circle with both hands

This is my mouth with which words are said // point to mouth

These are my eyes with which I see // point to eyes

This is my nose that's a part of me // point to nose

This is the hair that grows on my head // point to hair

And this is my hat all pretty and red // place hands on head, fingers pointing up and touching

* * * Зарядка для глаз * * *

Look left, rightLook up, look down Look around. Look at your nose Look at that rose

Close your eyes Open, wink and smile.

ну и дальше физические упражнения на английском языке, уже стоя:

Touch your shouldersTouch your nose,Touch your ears,Touch your toes.

Hands up, Hands down, Hands on hips, And sit down! детям такая зарядка нравится!

Школьные нагрузки влияют на успешность обучения и являются причиной ухудшения здоровья и успеваемости. Физминутки на уроках английского языка обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, способствуют повышению внимания и работоспособности, развитию мелкой моторики, активизации лексического, грамматического материала по темам, согласно программе по английскому языку.

Физминутки проводятся в сопровождении легко запоминающихся считалок, рифмовок, стихотворений. Музыкальное оформление физминуток делает их насыщеннее и интереснее.      

Большое разнообразие рифмовок и упражнений позволяет поддерживать интерес учащихся к этому виду деятельности..Когдафизминутка заканчивается, ребята становятся более организованными и дисциплинированными. На младшей ступени обучения, я использую мяч при речевой зарядке или просто когда задаю вопросы. Группа встаёт в круг, учитель становится в центр и, задавая вопрос, бросает ученику мяч. Ученик  в свою очередь  бросает его назад и отвечает на вопрос. Этот вид деятельности лучше использовать с простыми вопросами, например: “Haveyougot a brother? What’s your father’s name? What time do you get up? DoyougotoschoolonSundays?”

    Далее,  во время обсуждения темы «Спорт и игры», дети учат наизусть стихи о различных видах спорта:

Sport is fun for girls and boys

It’s much better than the toys.

You can sledge and ski and skate

And throw snowballs with Kate.

You can swim and play football,

Hockey, tennis, basketball.

You can jump and you can run,

You can have a lot of fun

Эти стихотворения не только развивают память, но и  помогают запомнить  новые слова, тренируют диалогическую речь  при ответе на вопросы учителя: “Whatsportsdoyougoinforinwinterandinsummer? What do you prefer skating or skiing? Do you like skiing alone or with your friends? What summer/ winter sports are you good at?”  Врифмовке  «If It Snows» ребятатакжеповторяютпридаточныеусловияпервоготипа. И, конечно же, роль учителя состоит в том, чтобы сделать акцент на том, что спорт и физическая активность делают человека здоровым, более организованным и заставляют поддерживать форму.

   Кроме того, на уроках английского языка можно проводить и гимнастику для глаз, не забывая при этом повторять лексику (например, цвета, названия стран и т. д.), буквы, числа. Вы можете разместить в разных местах в классе разноцветные кружки (цветочки, буквы, числа) и попросить учащихся: “Lookattheyellow/ red / blueflower, please! Find the letter “H” in our classroom, please!” Авсреднихклассах: “Look at the map of Great Britain/the USA/ Australia / Etc.” При изучении алфавита гимнастику для глаз можно проводить следующим образом: «Нарисуйте в воздухе взглядом букву “G” / “F” / “S”» и т. д.

   В старших классах средней школы учащиеся обсуждают тему «Спорт и игры» уже более глубоко. Они знакомятся с различными видами спорта, популярными не только в нашей стране, но и за рубежом: футболом, баскетболом, плаванием, волейболом, хоккеем, теннисом, гимнастикой, легкой атлетикой, катанием на скейтборде, греблей, дайвингом, виндсёрфингом, борьбой, аэробикой, велоспортом, боулингом и т. д. Используя активную лексику  и высказывая аргументы “за”  и “против” участия в различных спортивных соревнованиях, ученики отстаивают своё мнение. Некоторые из них считают, что спорт это неотъемлемая часть развития людей, так как он формирует характер, учит побеждать и проигрывать с честью, учит быть дисциплинированным; спорт делает человека сильным, быстрым, терпеливым. Ребята также считают, что спорт  помогает   обрести настоящих друзей. Но есть группа учащихся, которые имеют совершенно противоположное мнение. Они считают, что спорт не так уж и полезен, а наоборот  занимает много времени и энергии. Кроме того, в спорте нет друзей – только соперники.

        Таким образом, читая или слушая тексты, заучивая рифмовки или стихотворения, отвечая на вопросы на уроках английского языка,  ребята приобщаются к здоровому образу жизни, а разнообразные физминутки на английском языке помогают не только повторить лексику и грамматику, но и сделать урок интереснее.

        Но это всё урок. А есть ведь ещё и внеурочная деятельность, перемены, кружки, праздники. Как соединить английский язык и здоровьесберегающие технологии во внеклассной деятельности? Всем известно, как любят дети играть, - весело, шумно и радостно. У них богатое воображение, они любознательны, энергичны, открыты любым инициативам. Для них всё вокруг может представлять интерес и быть объектом изучения. Перебирая реальные предметы в окружении ребёнка, мы можем стимулировать познавательную активность, сочетая её с обучением английскому языку, опираясь на звуковые, осязательные, вкусовые ассоциации.  Все это происходит естественно именно тогда, когда ребёнок находится в движении. Соучаствуя в игре, учитель как бы неявно поправляет языковые погрешности играющих. Замечали ли вы, как быстро вновь прибывшие запоминают правила игры и включаются в неё? Быстрее всего дети запоминают слова, когда они вовлечены в процесс и соединяют движение и речь.

    Детские игры трудно подразделить на типы, потому что их много и они разнообразны. Дети с удовольствием играют как в пассивные игры (они тщательно разработаны), так и в активные, подвижные. Их можно проводить на уроке, в холле школы, на улице, в командах из нескольких игроков и вдвоём. Одни игры формализованы – игра ведётся по чётким правилам и обычно для них нужно оснащение. Другие допускают отклонения от правил, рассчитаны на импровизацию (типа «Море волнуется раз», «Мы поехали на балл»). Игры призваны развлечь ребенка и обучить, приобщая его к реалиям взрослой жизни, привить навыки общения, адаптации к резко меняющимся условиям. Обычно дети играют в «знаменитостей», героев мультфильмов и любимых произведений, копируют семейные отношения – прекрасная возможность выйти на речепорождение по материалам прочитанных произведений, закрепить пройденный материал в движении. Игры в «оживший» мультфильм или рассказ с удовольствием воспринимаются учениками.

      Подвижная игра может проводиться со школьниками и на уроках физкультуры, и во внеучебной деятельности, но инструкции для игры даются при этом на английском языке. Играть можно и в известные всем спортивные игры – волейбол, баскетбол, пионербол, футбол. Очки команде при этом набавляются или снимаются  с неё в зависимости от того , общаются ли во время игры дети на английском языке. У команды могут быть свои cheerleaders, которые поддерживают команду песнями на английском языке и движениями в такт. Или просто болельщики, скандирующие заранее приготовленные речёвки на английском языке.

     Уже с XII века практикуется игра «Делай  за мной, делай как я». Многие игры по праву можно назвать устным народным творчеством. За время своего путешествия во времени они обросли стишками-инструкциями, песенками-потешками, восклицаниями и рифмовками. Хорошо известны и ритуальные игры, многие из них носят интернациональный характер, что облегчает процесс вовлечения детей в игру с опорой на английский язык ( hide-and-seek – прятки, spinningtops – камешки). Подвижные игры способствуют процессу запоминания слов и фраз, так как инструкции повторяются много раз и ассоциируется с определёнными передвижениями. К тому же, эта лексика эмоционально окрашена, что также облегчает запоминание. Чтобы играть в игру и для координации отношений между игроками во время игры учитель должен владеть лексикой, принятой при объяснении правил.  Можно дать несколько советов для тех кто только начинает работать с играми на английском языке:Объясняйте правила игры на английском языке, но короткими фразами, помогая себе жестами и мимикой. Произносите достаточно медленно, ритмично, мажорно меняя высоту тона.        Дождитесь ответного жеста ученика как знака понимания: кивок головы, взмах рук, хлопки в ладоши, движения друг к другу.     Таким образом, мы видим, что урок иностранного языка, как никакой       другой позволяет с успехом использовать здоровьесберегающие технологии, становясь при этом более интересным, функциональным, динамичным, а главное полезным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, прео...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Презентация с описанием приемов и методов, применяемых на уроках английского языка в целях сохранения здоровья учащихся. Опыт работы....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Работа содержит теоретический и практический материал о применении здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка....

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....