«Формирование УУД через игровые технологии на уроках английского языка в рамках ФГОС»
статья по английскому языку (5 класс)

    Обучение иностранному языку на раннем и среднем этапе должно строиться на основе игры. Игра на уроках иностранного языка – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как игра может способствовать формированию УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Формирование УУД через игровые технологии на уроках английского языка в рамках ФГОС»

Калмакова Ирина Евгеньевна,

учитель английского языка

 МКОУ "СОШ №9 г.Нижнеудинск"

    Особенность Федерального государственного образовательного стандарта – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Образовательный стандарт ставит перед учителем новые цели:

- формирование универсальных учебных действий;

- формирование у детей мотивации к обучению.

     Существует четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В более широком значении УУД – это умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность и способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

    Следует отметить, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет. В одних темах может уделяться больше внимания формированию одних видов УУД, в других – на формирование других видов УУД. Но в целом, на современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

    Обучение иностранному языку на раннем и среднем этапе должно строиться на основе игры. Игра на уроках иностранного языка – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как игра может способствовать формированию УУД.

    Самоценность игры в том, что она осуществляется не под давлением. Игра – это проявление желания действовать. Она открывает новые возможности в сфере интеллекта, познавательной деятельности, активности, творчества.

    Существуют следующие определения игры:

  1. Игра – самостоятельный вид развивающей деятельности детей.
  2. Игра – свободная форма деятельности детей, которая создает широкий простор для личного творчества, самопознания, самовыражения.
  3. Игра – равноправная деятельность школьников.
  4. Игра – практика развития.
  5. Игра - свобода самораскрытия.
  6. Игра – главная сфера общения детей, в которой решаются проблемы межличностных отношений.

    То есть, для детей игра является мощным стимулом для овладения иностранным языком.

    Игровые технологии в процессе обучения выполняют следующие функции:

обучающую – развитие внимания, памяти, восприятия, внеучебных умений и навыков;

развивающую – развитие личностных качеств;

воспитательную – воспитание вежливости, внимательного, гуманного отношения к партнеру по игре;

развлекательную – создание благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в увлекательное действо;

релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой при интенсивном обучении на уроке;

психологическую – формирование навыков подготовки своего состояния для более эффективной деятельности;

коммуникативную – сплочение коллектива, установление эмоциональных контактов и вербального общения.

    Последняя функция в наибольшей степени отвечает принципам урока иностранного языка, а именно его коммуникативной направленности.

    Игра рассматривается как подготовка учащегося к личностно-ориентированному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, обеспечивая личностный рост, поднимая уровень рефлексии, осознания себя субъектом познания и мышления, актуализируя потребность в самореализации и саморазвитии в области изучения иностранного языка.

    Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Учителю игра позволяет исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко закрепиться в памяти.

    Во всякой игре есть элемент неожиданности, соперничества, а выигрывать любят все. Даже если победа не главное, то уж проверить свои силы хочет каждый. Не стоит забывать и о том, что игра – это проекция жизненных ситуаций. Ученики обычно запоминают лучше то, что им приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго.

    Поэтому игровой метод обучения не только интересен, но и эффективен, его можно использовать на любой ступени обучения и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными особенностями учащихся, он развивает разные лингвистические навыки: аудирование, говорение, чтение, письмо.

    М.Ф. Стронин в своей книге «Обучающие игры на уроке английского языка» делит все игры на:

- подготовительные (формирование речевых навыков), сюда входят грамматические, лексические, фонетические, орфографические игры;

- творческие (развитие речевых умений), куда относятся аудитивные и речевые игры.

    Мне бы хотелось познакомить вас с играми, которые я активно использую на своих уроках.

    Итак, грамматические игры.

  1. “What is there in the bag?”  (отработка конструкции there is, there are).

Учитель показывает детям мешок, в котором находятся разные предметы.

I’ve been to a shop and look! I’ve bought many things. Can you guess what is there in the bag?

    Дети отгадывают предметы, пользуясь подсказкой в форме таблички.

There is a tooth-brush in the bag.

There are spoons in the bag.

  1. “What can you do with a book?” (отработка модального глагола “can”).

Класс делится на команды. Учитель задает вопрос “What can you do with a book (chalk, sugar, water, a flower, etc)?”

Дети отвечают:

“We can read it”.

“We can open it”. Какая команда даст больше ответов.

     3. "The Gate" (повторение и закрепление всех видов вопросительных предложений). Двое сильных учеников ("привратники") становятся перед классом, соединив руки и образуя "ворота". Остальные участники игры по очереди подходят к "привратникам" и задают им вопросы на определенную структуру. В зависимости от правильности вопроса, следует ответ: "The door is open (shut)". Учащемуся, неправильно задавшему вопрос, можно сделать еще одну попытку.
Ex. Are you going to ... (do smth)?
What are you going to do in (on, at)?

   4.  "Guess it" (закрепление общих вопросов). Ведущий загадывает какой-либо предмет, находящийся в классе. Пытаясь угадать предмет, ученики задают только общие вопросы, на которые ведущий отвечает "да" или "нет" (число вопросов ограничено). Побеждает команда, которая отгадает предмет, задав меньшее количество вопросов.
E x. Is it a thing? Is it on the wall? Can I see it? Can I eat it? Is it white?

   5.  "Что ты рисуешь?"

 – Present Continuous.
У каждого ученика – лист бумаги и карандаш. Он отгадывает, что рисует сосед по парте, задавая вопросы:
– Are you drawing a horse? – No, I'm not drawing a horse. – Are you drawing a pig?...

  6.  "Составь предложение"

 – придаточные предложения времени и условия. Класс делится на две команды. Каждой команде дается вариант главного предложения, например:
Гll read you a book if...
Участники пишут свои варианты придаточных предложений: you drink milk, you give me sweets. Правильно составленное предложение приносит команде балл.

    7.  “Переделки” (знание правил построения предложений в разных временах).

Учащимся даётся несколько предложений и задание переделать это предложение, например, убрав только одно слово, добавив окончание или поменяв слова местами.

Примеры:

Переделать предложение, убрав одно слово. I will swim in the river. («переделка»: I swim in the river.)

Переделать предложение, убрав слово и поменяв слова местами. He does not like milk. («переделка»: Does he like milk?) и т.д.

     8.  “T-shirt”

Для этого задания выбирается по жребию «жертва», которая рисует на доске рубашку и пишет в ней различные даты, места, имена и другие слова о себе. А остальные участники должны задавать вопросы и угадывать, что означают все эти данные.

Например: «Have you ever played football?», «Is Tony the name of your pet?», «Will you celebrate your birthday on 21th, October?», etc.

Это упражнение идеально для отработки вопросов, а также помогает создать более дружественную атмосферу в группе, и помочь ребятам лучше узнать друг друга.

      Лексические игры.

  1. “Цифры”.

Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

  1. “Числительные”.

Ход игры: образуются две команды. Учитель называет

порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая - последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.

  1. “This is my nose” (отработка названия частей тела).

Детям нравится исправлять ошибки других.

Показывая руку, учитель говорит: «Oh, something is wrong with my foot!»

Ученики исправляют «with your hand!»

Но учитель продолжает: «I don’t hear, something is wrong with my» nose!»

(показывая на ухо, например).

Дети смеются и исправляют.

Далее роль ведущего исполняет ученик, который обращается по очереди к одноклассникам. Если вызванный ученик исправляет правильно - он становится ведущим.

  1. “Touch your nose”. (тоже части тела).

Выбирается ведущий (по желанию). Он дает всем команды, кто неверно выполняет команду - выбывает из игры.

Команды: Touch your nose, lips, eyes, knee, hair, head, arm, leg, toes, ears, chin, finger, cheeks и так далее.

  1. “Pantomime”.  (закрепление лексики «Утро школьника»).

Группа детей выходит к доске и каждый из них жестами и мимикой имитирует какое-либо действие.

Учитель: Guess what each pupil is doing.

Pupil 1: This boy is doing his morning exercises.

Pupil 2: That girl is washing her face.

Pupil 3: This boy is putting on his red scarf.

и так далее.

  1. “Собери картинку”. (тема «Школа»)

Каждой команде дается конверт, в котором находятся 12 частей от картинки. Картинка может быть с изображением раскрытого портфеля с принадлежностями, рабочего стола школьника и прочее. Нужно быстро собрать картинку и дать ее описание с помощью структур: I see... This is... Не has got... She has got... It is blue (grey, etc.). Если ребятам сложно запомнить структуры, можно выписать их для наглядности на доску.

  1. “Собери портфель”.

В игре участвует весь класс. Ученики выходят к доске по желанию.

Учитель: «Поможем Буратино собраться в школу».

Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски:

This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box) ...

В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт:

This is a book. This is an English book. This is a very nice book.

  1. Игра «Съедобное – несъедобное»”.

Для игры понадобится мяч.

Игроки выстраиваются на некотором расстоянии от водящего. Водящий по очереди бросает мяч каждому игроку, называя при этом нечто съедобное или несъедобное. Если предмет съедобный, игрок должен поймать мяч и сделать шаг вперед, а если несъедобный – игрок мяч не ловит и тоже делает шаг. Если игроки ошибаются, они остаются на месте. Побеждает тот, кто первым доходит до водящего.

Эта игра уместна для отработки лексики по любой теме.

  1. “Игра «Эстафета»”.

Разделить доску на две половины и на каждой стороне написать в столбик изученные лексические единицы (набор слов одинаковый, а последовательность разная). Класс делится на две команды. Для каждой команды предназначена своя половина доски. Участники по очереди подходят к доске и пишут соответствующий русский вариант напротив каждого английского слова. Если один из участников заметил ошибку, то он может израсходовать свой подход к доске на исправление этой ошибки, но тогда другое слово написать не сможет. Побеждает та команда, которая первой правильно справилась с заданием.

    Фонетические игры.

  1. ”Слышу — не слышу”.  (формирование навыков фонематического слуха).

Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный ... или ..., обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки ... или ... , все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.

2.”Кто быстрее?” (формирование и совершенствование навыков установления звукобуквенных соответствий и значений слов на слух).

Ход игры: обучаемым раздаются карточки, на которых в первой колонке приводятся слова на иностранном языке, во второй — их транскрипция, в третьей — перевод слов на русский язык. Слова на иностранном языке пронумерованы по порядку следования. Каждый обучаемый должен, как только преподаватель произносит то или иное слово, поставить его номер рядом с соответствующими транскрипцией и переводом на русский язык (или соединить все три соответствия непрерывной чертой). Выигрывает тот, кто быстрее и качественнее установит соответствия между иноязычным словом, транскрипцией и переводом.

3. ”Кто правильнее прочитает?”  (формирование навыка произношения связного высказывания или текста).

Ход игры: на доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из него (считалка, скороговорка). Преподаватель читает и объясняет значение слов, предложений, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается обучаемыми. После этого даются две-три минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, и обучаемые должны прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два-три чтеца. За безошибочное чтение начисляются очки; за каждую ошибку снимается одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

4. ”Выбери транскрипцию”.
Ученикам раздаются карточки со словами. Задача детей подымать карточки в соответствующей транскрипцией. Либо наоборот. У ребят карточки с транскрипцией, которые они подымают, когда учитель показывает то, или иное слово.

5. ”Придумай рифму”.
Преподаватель называет слово, дети называют рифму по цепочке. Кто не справляется, тот выбывает. Также можно предложить придумать стихотворение из предложенных педагогом слов.

6. ”Определи интонацию”.
Класс делиться на 2 группы. На доске записываются предложения. Участники должны по очереди выходить к доске и расставлять логические ударения. Выигрывает та команда, которая справится с заданием с наименьшим количеством ошибок.

7. “Соедини подходящее”.
Это упражнение не только на знание транскрипций, но и на владение лексики (можно по определенной теме). Детям раздаются карточки, где перепутана слова, транскрипция и перевод. Выигрывает тот, кто быстрее всех справится. Далее проводится проверка.

Орфографические игры.

1.” Дежурная буква”.  (формирование навыка осознания места буквы в слове).

Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Например, преподаватель говорит: «Сегодня у нас дежурит буква «о», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «о» стоит на первом месте?». Время выполнения задания (3—5 минут)

2.” Из двух — третье”. (формирование словообразовательных и орфографических навыков).

Ход игры: эта игра по смыслу очень близка к отгадыванию шарад. Поэтому приведенные в ее описании слова можно использовать и для игры в шарады. Подбираются сложные существительные, которые можно разделить на две части, причем каждое из них может быть самостоятельным словом. Слова пишутся на листках бумаги и раздаются участникам игры. Каждый должен отыскать себе партнера, у которого на листке написана вторая часть слова. Выигрывает пара, которая сделает это быстрее других.

3.”Вставь букву”. (проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.)

Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово. Например: англ. с..t, a...d, a...m, p...n, r...d, с..г, s...t, г...n, t...n, o...d, t...a, l...g, h...n, h...r, h...s, f...x, e...g, e...t, b...d. (cat, and, arm, pen, red, car, sit, ran, ten, old, tea, leg, hen, her, his, fox, egg, eat, bed).

 4.”Картинка”. (проверка усвоения орфографии изученного лексического материала).

Ход игры: каждый участник получает по картинке с изображением предметов, животных и т. д. Представители команд выходят к доске, разделенной на две части, и записывают слова, соответствующие предметам, изображенным на картинке. После того как обучаемый написал слово, он должен прочитать его и показать свою картинку. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим количеством ошибок запишет все слова.

 5. “Letters — words”.

Задача участников игры составить как можно больше слов из имеющихся букв (учитель пишет на доске или раздает карточки).

6. “Hangman”.

Известная всем «виселица». Учитель рисует на доске штрихи _ _ _ _, соответствующие количеству букв в загадываемом слове. Ученики называют буквы (Is there letter.?). Присутствующие буквы записываются, а при неугадывании рисуется по частям повешенный человечек. Менее жестокий вариант игры — нарисовать домик, и если участники называют букву, которой в слове нет, стирать его части (пока «не развалится» весь).

 7. “The longest word”.

На доске горизонтально пишется слово, количество букв в котором равно или больше количества игроков. По принципу кроссворда участники пишут вертикально, используя буквы исходного слова, свои слова. Задача — придумать слово с наибольшим количеством букв (за каждую по баллу). Можно играть несколько раз и суммировать результаты.

Речевые игры.

  1. “Who will say more ?” (закрепление в монологической речи лексики по теме «Погода», составление коммуникативных высказываний).

Ход игры: Учитель, обращаясь поочерёдно к игрокам обеих команд, задаёт вопрос, например: «What is spring?»

Ученик, к которому обратился учитель, должен сказать несколько предложений по теме «Весна», например: «Spring is a season. It comes after winter. It has three months. They are: March, April and May. It is not cold in spring. The sky is often blue. The trees are green. The grass is green, too»

Каждый ученик получает бонус за каждое правильно составленное предложение.

2.”Самый интересный рассказ”. (научить учащихся выражать мысли в их логической последовательности).

Образуются две команды. Каждой даётся задание составить рассказ на определённую тему («В зоопарке» 4 класс, «Мои увлечения» 5 класс,

«Игры детей англоязычных стран» 5 класс и т. д.). Выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ и допустившая меньше ошибок.

3.” Last Word Chain”. (развитие навыков монологической речи, навыков построения логически связного высказывания).

Для начала игры учитель произносит первое предложение. Следующий ученик должен придумать предложение, которое начиналось бы с последнего слова предыдущего предложения. Если ученик затрудняется, он пропускает ход, и ход переходит к следующему ученику:

I have got a cat.
The cat is grey.
The grey cat is under the chair.
The chair is near the table.
The table is in the room.

    Итак, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у учащихся интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения. Использование различных игровых приемов на уроке также способствует формированию дружного коллектива в классе, формированию универсальных учебных действий.

Источники информации

1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.; Педагогика, 2007г.

2.Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. - Иностранные языки в школе, № 4, 2009г.

3.Равинская В. Игры как средство обучения. - Иностранные языки в школе, № 1, 2005г.

4.Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.; Просвещение, 2004г.

5. Алесина, Е.В. Учебные игры на уроках английского языка / Е.В. Алесина // Иностранные языки в школе. – 1987. - № 4. – С.66-67.

6. Английский язык. 5-6 классы: игровые технологии на уроках / авт.-сост. Т.В. Пукина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 143с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования УУД через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действ...

Формирования УУД через Игровые Технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС.

Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат....

Использование игровых технологий на уроке английского языка в рамках формирования познавательных УУД.

Презентация на тему "Использование игровых технологий на уроке английского языка в рамках формирования понавательных УУД" может быть использована на уроках английского языка во 2-7 классах общеобразов...

Формирование УУД ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ФОРМЫ на уроках английского языка. И Г Р А , К А К С Р Е Д С Т В О А К Т И В И З А Ц И У Ч Е Б Н О – Р Е Ч Е В О Й Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И.

Главной целью обучения является развитие личности учащегося , и одной из основных составляющих этого процесса является коммуникативная состоятельность. Психолингвисты отмечают, что при овладении инояз...

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС».

Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта являются планируемые результаты освоения предметных...

Формирование универсальных учебных действий через игровые технологии на уроках английского языка

Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не об...

Современные образовательные технологии. Формирование УУД через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе

Формирования УУД через игровые технологиина уроках английского языка в начальной школе...