Система подготовки учащихся к ВПР по английскому языку в 7, 11 классах
материал по английскому языку

Оксана Александровна Лисовол
Доклад на тему: "Система подготовки учащихся к ВПР по английскому языку в 7, 11 классах". Начинать подготовку к ВПР лучше в начале учебного года. Конечно, было бы идеально, если бы на это выделялось дополнительное время, но перегружать обучающихся нам никто не позволит. Поэтому самое оптимальное - это отводить некоторое время на уроках плюс задания для самостоятельной работы дома. В представленном материале делюсь своими наработками по подготовке к ВПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_podgotovka_k_vpr.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Система

подготовки учащихся к ВПР по английскому языку 7, 11 классы

подготовил:

О.А. Лисовол учитель английского языка

 МКОУ СОШ №27 пос. Падинского

Георгиевского района

Всероссийские проверочные работы проводятся Рособрнадзором по графику, начиная с 2015 года. Это единые стандартизированные контрольные работы, созданные для того, чтобы конкретный учитель, школы и регионы могли оценить, на каком уровне они находятся.

Важно отметить, что результаты этих работ не влияют на итоговые оценки обучающихся.

Проверочные работы проходят в рамках национальной системы оценки качества образования в соответствии с «Программой развития образования в 2013-2020 годах».

Всероссийская проверочная работа по английскому языку нацелена на определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Основная цель ВПР по английскому языку - выявить уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и опыт применения речевых умений и языковых навыков для решения типичных языковых задач, соответствующих возрасту обучающихся. ВПР содержит письменную и устную части. Каждый вариант проверочной работы включает 6 заданий. Письменная часть содержит задания по аудированию, чтению, грамматике и лексике. Устная часть включат в себя задания по чтению текста вслух и по говорению (монологическая речь).

Начинать подготовку к ВПР лучше в начале учебного года. Конечно, было бы идеально, если бы на это выделялось дополнительное время, но перегружать обучающихся нам никто не позволит. Поэтому самое оптимальное - это отводить некоторое время на уроках плюс задания для самостоятельной работы дома.

Подготовку к ВПР начинаю с ознакомления обучающихся с содержанием проверочной работы на примере демоверсии. Образцы ВПР 2021 года для 11 классов опубликовал официальный сайт ФИПИ, образцы ВПР по английскому языку для 7 классов можно найти на сайтах: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/ВПР2020/VPR_EN 7_DEMO_2020.pdf,

https://ru-vpr.ru/7-klass/anglijskij-yazyk-7.html

Количество заданий и время выполнения  ВПР по английскому языку в 7-х и 11-х классах отличается, но структура одинакова. Считаю важным настроить учеников на то, чтобы они не нервничали, не боялись, вели себя спокойно и верили в свои силы и знания. Обязательно рекомендую учебную литературу и Интернет-ресурсы, содержащие материалы ВПР  для самостоятельной работы дома.

Далее организую регулярную тренировочную работу обучающихся на уроках. Ищу материалы, которые помогут подготовиться  к ВПР. Стараюсь, чтобы упражнения были тематически связаны с разделами учебника и с конкретной темой урока. Подбираю задания, совершенствующие навыки аудирования, чтения, говорения, письма, лексико-грамматические навыки, т.е. по всем аспектам и разделам ВПР. Подготовку начинаю с выработки алгоритма выполнения задания. Обсуждаем вероятные шаги, которые помогут обучающимся справиться с проверочной работой.

Так, например, контроль аудирования включает в себя тексты для слушания. Они сопровождаются заданиями типа «Ответь на вопросы», «Выбери правильный ответ», «Заполни недостающую информацию в таблице», «Продолжи предложение» и др. Предлагаю обучающимся перед началом выполнения ознакомиться с материалом задания. Это поможет определиться с темой услышанного текста, лексикой, которая, возможно, прозвучит в нём. Обращаю внимание, что вопросы следуют в точном соответствии с логикой текста, т.е. ответ на первый вопрос будет в начале текста, а на последний – в конце. Советую по ходу текста делать пометки на черновике. Постараться во время первого прослушивания зафиксировать максимально понятую информацию, которая после второго прослушивания станет намного яснее.

В разделе «Лексика. Грамматика» предлагаю упражнения, совершенствующие умение обучающихся использовать языковой материал в коммуникативно-ориентированном контексте. Они помогают обобщить и структурировать знания по грамматике и лексике. Некоторые из них направлены на совершенствование навыков словообразования (11 класс)  и употребление лексических единиц в соответствии с коммуникативной задачей и с учётом сочетаемости слов. Материалы этого типа содержат: задания на заполнение пропусков, на раскрытие скобок, на выбор ответа из предложенных вариантов, на поиск ошибок, на словообразование. Для отработки грамматических и лексических навыков пользуюсь он-лайн тренажерами https://english-study-cafe.ru/index.php/students/exam#vpr.

Первое задание в устной части ВПР – чтение вслух  текстового отрывка. Задание базового уровня, как ни странно, но ученикам бывает очень сложно набрать возможные 2 балла за чтение текста вслух в 7-м классе и 3 балла в 11-м классе. В этом задании тестируются следующие умения обучающихся:

 1. произносить слова без нарушения норм

 2. соблюдать правильные интонационные контуры и делать соответствующие фразовые ударения

3. избегать необоснованные паузы в чтении. Время для подготовки 1,5 минуты, время чтения 2 минуты.

Для подготовки чтения  нам необходимо выделить приемы, которые помогут совершенствовать ранее созданный навык чтения.  Среди таких приемов можно назвать:

1. Чтение вслух на основе эталона.  Эталон может исходить от учителя, он может быть дан в записи. Эталон звучит дважды: выразительно, сплошным текстом, затем с паузами, во время которых учащиеся читают, стараясь подражать эталону («паузированное чтение»). В заключении наступает сплошное чтение текста учащимися, сначала шепотом, затем – вслух. Уместно использовать для этого скрипты текстов для чтения, к которым есть звукозапись.

 2. Чтение под фонограмму может быть также уместно для формирования необходимой скорости чтения и соблюдения интонационного рисунка.

3.Чтение вслух без эталона, но с подготовкой во времени. Данный прием можно применять на уроке в парах после прослушивания одного из обучающего вслух.

 4. Чтение без эталона и предварительной подготовки как проработанных ранее текстов, так и новых. Чтение вслух ранее проработанных текстов направлено, прежде всего, на развитие беглости и выразительности чтения. Его следует проводить периодически в конце работы над темой, когда накапливается несколько текстов. Чтение новых текстов также производится без подготовки во времени. Такое чтение максимально приближается к естественным условиям чтения на проверочной работе.

Для отработки техники чтения отдельных слов рекомендуется:

1. Познакомить обучающихся с 4-мя типами чтения английских гласных (интернет имеет огромное количество сайтов с материалом и практическими заданиями) 2. Уделять внимание работе с транскрипцией слов на уроке и дома. 3. Выделять в течение прохождения разделов самые сложные слова из текстов учебника и отрабатывать их чтение регулярно.

 Помимо традиционных таблиц с правилами чтения я предложила ребятам, для домашней работы,  довольно полезный в изучении английского языка  модуль: «Sound Word».С его помощью можно легко узнать произношение английских слов, их транскрипцию, а также вставить в программу небольшой текст (из варианта ФИПИ), и в режиме он-лайн послушать его прочтение.

 Второе задание в устной части ВПР – монологическое высказывание с опорой на картинку и пункты плана. Задание взято из устной части ЕГЭ. Для семиклассников предусмотрен  измененный формат в описании картинки и требования в составлении 7-8 предложений. Максимальных 7 баллов может получить учащийся  11 класса и 8 баллов ученик 7 класса.

Приведу несколько примеров удачных, на мой взгляд, упражнений с использованием фотографий и картинок, которые люблю использовать на уроках при подготовке к ВПР, как для 7-х, так и для 11-х классов.

1. «Облако слов». С помощью таких интернет - программ,  как tagul, tagxedo, wordle создаю облако слов, включая в него слова, с помощью которых можно описать выбранную мной для урока фотографию. Не показывая ученикам самой фотографии, демонстрирую на экране свое облако слов, опираясь на которое, класс пытается угадать, что может быть изображено на фото. Выслушав все варианты ответов, показываю картинку, чтобы ее можно было сравнить с предварительными описаниями. Это задание можно использовать так же для определения темы урока и  для отработки умения сравнивать картинки.

2.  «Угадайка». Показываю классу только небольшой фрагмент картинки, глядя на который, ученики должны определить, что на ней изображено. С помощью этого упражнения удобно  повторять слова по пройденной теме, отрабатывать использование фраз “I think”, “to my mind”, “ I believe”, “in my opinion” и т.д.

 3.  Делю учеников на команды. Каждая команда  в течение пяти минут составляет как можно больше словосочетаний «прилагательное + существительное», описывая картину или фотографию. Команда 1 зачитывает одно словосочетание, если у других команд такая фраза есть, они вычеркивают ее из своего списка. Продолжает команда 2. Побеждают составившие самый длинный список.

4. Кроме вышеперечисленных упражнений довольно часто прошу своих учеников выполнять задания, пользуясь приложением Fotobabble, которое позволяет загрузить свои фото и затем озвучить их, записав свой голос. Выполняя такое задание дома, ученики затем присылают мне ссылки на электронную почту. Проверить и оценить их работы я также могу с домашнего компьютера, это помогает нам сэкономить  время на проверку домашнего задания на уроке. При подготовке к устной части ВПР  мы так же  работаем с тренажером в реальном времени  на сайте  https://english-study-cafe.ru. Тренажер создан на основе презентации. С помощью триггеров и ссылок он имитирует реальный экзамен. Данный тренажёр помогает  попрактиковаться в чтении вслух и уложиться в отведенное время, а также сравнить свое чтение с образцом. Также можно себе представить, как выполняется второе задание, укладываются  ли ученики  во времени. Но правильность устного высказывания нужно будет обсудить с учителем. 

Для проведения текущего контроля подбираю материалы подобные заданиям ВПР. После проверки анализирую ошибки, допущенные обучающимися в ходе выполнения контрольной работы. Обязательно организую дополнительную тренировку по устранению пробелов в знаниях: даю задание на исправление ошибок или выполняем упражнения, предупреждающие повторение аналогичных ошибок.

Я считаю, что регулярная работа по подготовке к ВПР даёт свои результаты. Важно не просто натренировать, но и помочь обучающимся понять, насколько они хорошо усвоили материал. У них должен выработаться навык выполнения разных по типу заданий, умение переключать своё внимание и выбирать наилучший путь для выполнения работы.

Литература

1. Бугаева Т., «Fotobabble: учимся говорить»,  2013 г.

2. Садкова Е.И. , «Виды работы с фотографиями на уроках иностранного языка», 2010    

3. Поздеева Т., «Некоторые приемы обучения описания картин», 2016 г

4. http://festival.1september.ru/articles/572733/,

5.  http://sunteaching.blogspot.ru/2013/06/fotobabble.html

6. http://iyazyki.ru/2016/03/describing-pictures/

7. https://ru.wikihow.com/создать-облако-слов-на-Tagxedo.com

http://www.tagxedo.com/

8. https://wordart.com/

9. https://devaka.ru/articles/wordle

10. https://english-study-cafe.ru/index.php/students/exam#vpr


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку.

Ни одно из нововведений последних лет в российской образовательной системе не вызывает столько споров, тревог и волнений, как Единый Государственный Экзамен. Однако ЕГЭ постепенно становится всё более...

Письменная речь в системе подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку

Презентация на тему:«Письменная речь в системе подготовки учащихся к ЕГЭпо английскому языку»...

Рекомендации учителям английского языка по подготовке учащихся к олимпиаде по английскому языку. Литература

Рекомендации учителям английского языка по подготовке учащихся к олимпиаде по английскому языку. Литература...

Рабочая программа дополнительных курсов в 10-11 классах "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку"

Программа составлена на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку и в полном соответствии с КИМами  ФИПИ за 2016 год. Цель программы - обеспечение качественной подготовки уч...

Педагогический проект "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку на основе компетентностного подхода"

Педагогический проект  "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку на основе компетентностного подхода" направлен на эффективную подготовку учащихся к сдаче итоговых экзаменов по англ...

«Система подготовки учащихся к ОГЭ по английскому языку"

Представлен личный опыт системы подготовки учащихся к ОГЭ по английскому языку...