Сотрудничество педагогов с родителями школьников
статья по английскому языку
Взаимосвязь и взаимодействие педагогов с родителями школьников важны потому, что ребенок значительную часть времени проводит именно в семье, а семейное окружение особенно сильно влияет на его развитие. Поэтому многие школьные педагоги стремятся сотрудничать с родителями детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Сотрудничество педагогов с родителями школьников
Школа накопила громадный опыт сотрудничества педагогов с родителями — не только полезный, но и вредный.
Немало вредных традиций до сих пор препятствуют эффективности воспитательного процесса. Попробуем вспомнить важнейшие из них и проанализировать их влияние на взаимоотношения педагогов с родителями и на развитие школьников.
а) Авторитарный стиль педагогов и попытки навязывания родителям некоторых мнений. Нередко приходится наблюдать попытки тех или иных педагогов встать в командную, авторитарную позицию по отношению к родителям и указывать им, что делать с детьми и как себя вести по отношению к этим детям! Почему это происходит и какие имеет последствия? Сознательно или подсознательно такой учитель считает себя большим специалистом в психологии и воспитании детей (хотя на деле это не всегда так) и полагает, что лучше знает детей. Он видит себя руководителем не только детей, но и их родителей. Последних он рассматривает своими прямыми помощниками, вернее, исполнителями своих замыслов по отношению к детям. Ни к чему хорошему такая позиция не приводит. Будучи самостоятельными, взрослыми и опытными людьми, родители сами — по привычке или осознанно — строят свои отношения с детьми. Они оберегают свою семейную жизнь от попыток вмешательства посторонних людей. А призывы и требования авторитарных педагогов нередко оставляют без последствий. Нередко такая авторитарная позиция учителя порождает отчуждение между ним и родителями, которые стараются реже бывать в школе.
б) Обвинительный уклон информации о детях, наклонность ко всевозможным жалобам на детей. В личной беседе с родителями и на классных собраниях иные педагоги — и предметники, и классные руководители — нередко жалуются родителям на те или иные проступки и недоработки детей. Нередко приходится слышать такие жалобы: дети опаздывают на уроки или прогуливают занятия, плохо работают во время уроков, грубят учителям, не выполняют домашних заданий, мальчики что-то испортили или где-то нахулиганили, девочка дружит «не с теми» мальчиками и т.д. Иногда такая информация оказывается преобладающим, основным содержанием классного собрания или индивидуальной беседы.
Причины обвинительного уклона следует искать в профессиональной слабости соответствующих педагогов, не способных самостоятельно преодолеть трудности в налаживании деятельности детей в школе. Кроме того, недостаточно разбираясь в психологии и педагогике, они не сознают того, что такая информация только усугубит эти трудности. Во-первых, родители им не поверят, потому что, как правило, внутренне они убеждены, что их дети — лучшие, и даже если у них и есть какие-то промашки, то виноваты не они, а кто-то другой. Во- вторых, учитель, увлекающийся обвинениями детей, воспринимается родителями как человек несправедливый. В-третьих, концентрация обвинений детей в разговоре учителей с родителями создает тягостную атмосферу в их общении и не повышает желание родителей чаще общаться с педагогами.
в) Попытки вовлечь родителей в карательные действия против детей. Такая школьная традиция тесно связана с предыдущей. Педагоги нередко думают, что карательными действиями можно исправить те или иные недостатки в поведении детей. Но поскольку у них не хватает сил и авторитета для приучения детей к дисциплине, они надеются на содействие родителей.
Такие попытки непродуктивны, и вот почему. Если родители понимают бессмысленность подобных действий, они не откликнутся на призыв педагогов. Однако если под влиянием недальновидного педагога они действительно увлекутся наказаниями ребенка, то вызовут его сопротивление таким действиям, отчуждение, а то и ненависть к себе и школе; в перспективе ребенок может ожесточиться против всех взрослых и общества в целом. Возможен и иной результат: воспитание робких, запуганных, безынициативных людей. Бывает так. Ученик набедокурил, с кем-то подрался или выбил стекло. Классный руководитель немедленно вызывает его мать, жалуется ей на плохое поведение сына и просит «принять меры». Мать при классном руководителе отругает сына, а дома нередко отец «проучит» его ремнем. Вот и все «меры». При таких «методах» воздействия на учеников уже сам вызов родителей в школу создает дополнительный конфликт ученика с классным руководителем. И ученик больше не захочет звать мать в школу.
г) Представление о том, что только семья отвечает за воспитание детей, и стремление возложить на родителей ответственность за неудачи и недостатки в воспитании детей. Подобные высказывания педагогов на родительских собраниях не столь уж редки и обычно свидетельствуют об их профессиональной беспомощности. Любой руководитель школы и каждый педагог должны ясно сознавать, что именно школа — и прежде всего педагоги — являются главными ответственными за воспитание детей. Возлагать такую ответственность на семью утопично и безнадежно.
д) Частые просьбы к родителям дать денег для хозяйственной помощи школе. Эта традиция выросла и закрепилась в эпоху тяжелого финансового и хозяйственного кризиса 90-х годов прошлого века, ударившего по школе. Нехватка средств на ремонт школы, ее благоустройство, утепление и оформление классных комнат, уборку помещений — все это подталкивало школьных работников искать помощи у родителей учеников.
Конечно, кто-то из родителей могут стать спонсорами школы, а среди тех, у кого нет таких возможностей, могут оказаться такие, которые при наличии желания и времени смогут помочь школе своими руками. Однако то, что можно понять и оправдать в работе директора и вообще администрации школы, нельзя превращать в важную составляющую взаимодействия классных руководителей и учителей-предметников с родителями учащихся. Иначе пострадает главное — взаимодействие и взаимопомощь в воспитании школьников.
е) Бессистемность и случайность общения. Трудно говорить о взаимопомощи педагогов и родителей, если родительские собрания в школе бывают лишь в начале и конце учебного года, а кроме этого учителя и родители школьников не встречаются, малоэффективны и редкие индивидуальные встречи учителя с кем-либо из родителей.
Такие традиции работы педагогов с родителями давно пора преодолеть.
В совместной деятельности необходимо исходить из таких принципов их сотрудничества:
- 1) Равенство. Педагоги и родители несут одинаковую ответственность за воспитание детей. И те, и другие являются воспитателями, и никто из них не вправе предъявлять требования или отдавать распоряжения друг другу.
- 2) Этичность. Их взаимоотношения должны быть пронизаны взаимоуважением.
- 3) Взаимопомощь в воспитании детей. Этот принцип должен пронизывать все общение педагогов и родителей, придавать смысл их общению.
Взаимопомощь и единство педагогов и родителей очень важны для успеха воспитания детей.
1. Воспитательный процесс оказывается более продуктивным, когда его организаторы, в данном случае — учителя и родители хорошо представляют себе, чем школьники заняты во время учебы и в свободное время, с кем дружат, чем увлекаются, к чему стремятся, какие у них взаимоотношения друг с другом и с окружающими людьми, каковы их успехи и трудности. Поэтому одной из задач сотрудничества педагогов и родителей является регулярный обмен информацией о жизни и деятельности детей в школе и дома. Родительские собрания и текущие встречи классных руководителей и других учителей с родителями позволяют им многое рассказать и о многом узнать друг у друга.
Родителям хочется узнать, что нового усвоили дети за последнее время, насколько вырос круг их знаний, чем проявили себя, чему научились, в чем проявилась их оригинальность, как развилось мышление, обогатилась речь, выросла сноровка, какие у них появились друзья, чем они заняты не только на уроках, но и на переменах, после уроков, как у них проходят школьные вечера, трудовые дела или экскурсии, насколько сплочен и дружен детский коллектив, чем интересен каждый ребенок. Именно об этом и должен рассказывать им школьный педагог.
При этом необходимо избегать жалоб на детей, негативной оценки их деятельности и поведения. Традиция побольше и почаще говорить родителям о промашках, нарушениях порядка со стороны детей, об их проступках и недостатках очень распространена среди педагогов. Не будем говорить о тех случаях, когда педагоги несправедливы и пристрастны. Допустим, они сообщают действительные факты и указывают на реальные недостатки детей. Правильно ли они делают? С их точки зрения — это справедливо, ибо, во-первых, они говорят «правду», т.е. описывают то, что было в действительности, а во-вторых, разве смысл воспитания не в том, чтобы совместными усилиями преодолевать отрицательное в поведении детей и добиваться, чтобы они избавились от своих недостатков?!
Однако не все, что учитель знает о детях, он должен говорить их родителям, тем более на родительском собрании. Отрицательным высказываниям в адрес их детей родители не склонны доверять, потому что в глубине души они положительно, а чаще любовно относятся к собственным детям. Поэтому подобные высказывания учителей настраивают родителей и против учителей, и против школы.
Но если родители поверили учителю и согласны с ним, что тогда? Изменить поведение и характер ребенка не просто. Поэтому чаще всего после такого собрания многие родители ведут неприятные разговоры со своими детьми, а то и наказывают их. В результате ухудшаются отношения между родителями и детьми, между детьми и учителями, а нередко, опять-таки, между родителями и педагогами!
Положительная информация о детях встречает со стороны родителей самый благоприятный отклик. Следствием являются рост доверия к учителям, повышение их авторитета, складывание товарищеских и дружеских отношений между обеими сторонами. И это сразу же положительно сказывается на воспитании детей.
А если сам родитель, чувствуя неполноту информации, просит учителя подробнее рассказать о недостатках в поведении и характере своего ребенка? Тогда учитель может сказать об этом в индивидуальной беседе, стараясь изложить свои наблюдения исключительно доброжелательно, выискивая все возможности для оправдания поведения школьника. Тогда не возникнет барьера отчуждения. Учитель должен быть максимально доброжелателен по отношению и к родителям, и к самим школьникам.
Сведения о том, чем заняты дети дома, сколько времени читают и что читают, сколько смотрят телевизор и какими увлекаются передачами, выполняют ли какие-либо домашние обязанности и как, каковы их взаимоотношения с родителями, с соседями, с друзьями во дворе, насколько рационально они используют время — все это и многое другое интересует школьного воспитателя. Такая информация помогает ему в организации воспитания школьника. Беседа с родителями, да и с самими школьниками, а также наблюдение за ними позволяет многое из этого выяснить.
Конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Очень много дает воспитателю посещение семьи школьника. Обстановка и порядок в квартире, характер и даже сам язык внутрисемейного общения, поведение в домашней обстановке, личные вещи и личное место школьника дома, его инструменты, книги, игрушки, рисунки, сделанные им вещи — все это очень информативно.
Однако школьный педагог не может без приглашения приходить в дом школьника, недопустимо официально обязательное, скажем, для классных руководителей «посещение детей на дому», как это принято в некоторых школах. Учитель не может приходить в семью как контролер домашнего поведения детей или жалобщик на их проступки в школе. Наилучший варианты — когда дети сами приглашают классного руководителя, чтобы показать ему свои коллекции, вышивки, домашнюю мастерскую или лабораторию, или, когда родители просят его зайти, попить чайку и побеседовать в домашних условиях. Когда встреча на дому соответствует потребностям и классного руководители и самой семьи, когда ее цель понимается как взаимное духовное общение, тогда результаты оказываются более плодотворными.
2. Одна из важных задач, которые педагог решает в работе с родителями, — конкретная помощь им в воспитании детей в семье, а также использование их возможностей для улучшения воспитательного процесса в школе.
Помощь педагога заключается не в навязывании родителям каких-либо действий по отношению к детям. Родителям нельзя дать каких-либо конкретных рецептов и алгоритмов таких действий. Тем более, что каждая ситуация в семье своеобразна и требует творческого решения от родителей. Хотя, когда такая ситуация сложилась и поставила родителя в сложное положение, из которого он не знает, как правильно выйти, педагог может помочь ему проанализировать ситуацию, определить вызвавшие ее причины и подсказать возможный выход.
Однако еще важнее помочь родителям осознать некоторые исходные принципы эффективной организации воспитательного процесса в семье. Рассмотрим эти принципы.
1) Решающую роль в воспитании детей играет правильная организация взаимоотношений в семье. Не разговоры с детьми, не уговаривание их, не навязчивые рассказы о примерном поведении неких «хороших» детей или взрослых, а те отношения, которые складываются в семье, становятся традиционными и переходят в качества личности детей. Если это отношения дружбы, внимательности и заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки, особенно в трудных ситуациях, тогда именно такие качества будут складываться и у детей.
2) Содержательность, полнота жизни в семье. Не рутина и застой, не одни и те же надоевшие разговоры, жесты и ситуации, а интерес ко всему новому, новые события и встречи, обсуждение новых книг, телепередач, концертов и спортивных событий, веселые праздники, совместные экскурсии и культурные развлечения. Счастливая семья создает отличные условия для воспитания детей.
3) Пример поведения самих родителей. Не навязчивая демонстрация «воспитательного примера», а повседневное естественное поведение окружающих ребенка людей принимается им за нечто само собой разумеющееся, за нравственную норму. Конечно, если это поведение не противоречит тем нормам, которые приняты в культурном обществе, обосновываются и показываются в тех книгах, которые читает школьник, изучаются и усваиваются ребенком в школе.
4) Ребенок правильно развивается только в условиях свободы, когда он сам выбирает свое поведение из разных возможных вариантов. Он должен быть в наибольшей возможной степени самостоятелен и ответственен. Только в этих условиях его личность станет устойчивой, а он обретет необходимую ответственность перед собой, своим будущим, своей семьей и обществом. Помощь ребенку должна оказываться только тогда, когда он сам ее просит или хочет. Родители должны воздерживаться от давления на него. Семейному воспитанию категорически противопоказано насилие над ребенком.
Нам приходится при этом преодолевать немало дремучих предрассудков семейного воспитания, когда воспитание не мыслится без физических наказаний.
Конечно, родители не могут спокойно смотреть, как их сын втягивается в скверные дела и плохие компании, как у него складываются вредные привычки. Но изменить такую ситуацию давлением и насилием нельзя. Надо использовать целую палитру воспитательных средств. О некоторых мы уже говорили, теперь представим еще одно:
5) Владение разнообразной системой средств стимулирования позволяет родителям эффективно влиять на деятельность и развитие детей. Увлечь, отвлечь, привлечь, втянуть в игру, устроить соревнование, доверить самостоятельно выполнить новое сложное дело, вовремя похвалить или наградить — все это оказывается полезным. И быть очень скупыми и осторожными в наказании. (Подробнее см. главу о стимулировании.) Столь же осторожными надо быть и с семейными конфликтами, которые надолго могут определить погоду в доме и повлиять на семейные отношения; но это тема отдельного разговора.
6) Когда ребенок подрос и изменился, с ним нельзя обращаться по-старому. Встречаясь с дочерью многократно каждый день, ее мать и отец как-то не замечают, что она повзрослела. А ведь это уже иная личность, и она требует иного отношения.
При встрече с родителями педагог обращает их внимание на эти ключевые стороны семейного воспитания.
Оказывая повседневную помощь родителям, воспитатель надеется и на некоторую помощь с их стороны. Будучи специалистами в различных отраслях науки, производства, медицины, спорта или искусства, родители могут много интересного рассказать на школьных утренниках, вечерах, встречах или собраниях. Их выступления ценны не только своей содержательной стороной, позволяющей обогатить круг знаний и интересов школьников, но и положительным влиянием на собственных детей. Перед ними открывается богатство личности родителей с новой стороны, нарастает гордость за них, повышается их авторитет.
Кроме выступлений перед школьниками, родители могут непосредственно практически участвовать в проведении экскурсий, походов или крупных школьных или классных дел как помощники классных руководителей или учителей-предметников. Некоторые родители выражают желание вести в школе занятие того или иного кружка или студии. Помощь опытного взрослого человека может оказаться весьма желанной, скорее всего в младших классах. Но иногда родители помогают школе в утеплении помещений или оборудовании кабинетов.
Нередко родителей приглашают участвовать в школьных или классных собраниях и совместно с педагогами и учащимися обсуждать и решать те или иные проблемы школьной жизни. Иногда отдельные родители участвуют в заседаниях педагогических советов или совещаний учителей. Участие родителей обогащает работу ученического и педагогического самоуправления.
Немалая польза такой деятельности родителей заключается в сближении их интересов, деятельности и забот с работой педагогов и деятельностью школьников. Облегчается труд школьных педагогов, повышается единство воспитательного процесса в школе и в семье.
3. Одной из задач, которые решают педагоги в работе с родителями, является распространение среди них педагогических и психологических знаний. Психологическая грамотность позволяет родителям понять, что и почему происходит в сознании и психике ребенка, чем объясняется то или иное направление его деятельности, поведения и развития. Педагогическая грамотность дает им возможность понимать, как целесообразнее реагировать на те или иные поступки детей, предпринимать ли какие-то действия или, наоборот, воздерживаться от них, как создавать подходящие условия для успешного воспитания детей.
Так, родители подростков, нередко испытывающие большие трудности в общении с собственными детьми, прослушав лекцию о психологических особенностях детей этого возраста, вдруг осознают, что многие странности в поведении подростков имеют анатомическое, физиологическое и психологическое объяснение, и понимают, что им нет смысла вести постоянную «войну» с детьми. Просто надо некоторый период времени более терпимо относиться к высказываниям и поступкам своих детей. Такая благожелательная и терпеливая позиция родителей будет вознаграждена через несколько лет тем, что эти странности отпадут с переходом школьников в старший возраст.
Обогащение родителей современными научными знаниями о детях и об их воспитании позволяет им осознанно и эффективно совершенствовать воспитание детей в семье.
Поэтому расширение психолого-педагогических познаний родителей является важной и благородной задачей учителей.
Насколько школьные педагоги в силах справиться с такой задачей? Во-первых, прежде чем приступить к работе, они получили определенную психолого-педагогическую подготовку в вузе, и это удостоверяется тем дипломом учителя, который они имеют. Во-вторых, сама профессия заставляет их постоянно размышлять и искать решение возникающих психологических и педагогических проблем. Если они на самом деле специалисты (не только в содержании преподаваемого ими предмета, но и в педагогической деятельности вообще — а именно о таких педагогах мы говорим), они уже по своему положению обязаны разбираться в этих вопросах. И, наконец, необходимость не только разрешать постоянно возникающие производственные проблемы, но и необходимость расширять психолого-педагогические знания родителей стимулирует дополнительные занятия этими науками. Поэтому те из них, кто забыл какие-то важные идеи вузовских курсов или имеет недостаточные представления в важных областях психологии или педагогики, с пользой для себя вернутся к ним хотя бы потому, что им придется говорить на эти темы с родителями.
По ряду причин педагогическая пропаганда среди родителей не столь проста. Родители приходят в школу не с целью слушать лекции или рассуждения на педагогические темы. Уставшие от работы и массы собственных проблем, смогут и захотят ли они слушать, понимать и усваивать психологические и педагогические идеи? Тем более что некоторые из них учились так давно (а может быть, и недолго), что усвоение систематически изложенных теоретических и методических идей вызывает у них большие трудности. И, наконец, многие из них глубоко уверены, что они и сами хорошо разбираются в вопросах воспитания детей, а в том, что дети ведут себя и развиваются не так, как хотелось бы, виноваты другие люди или неудачные обстоятельства! И, тем не менее, психолого-педагогическая пропаганда среди родителей необходима, и участвовать в ней должны не только авторы книг, брошюр и статей, но и школьные педагоги. Для этого можно использовать и индивидуальные беседы, но особенно — классные и школьные собрания родителей. Рассматривать методические и теоретические идеи целесообразно, отталкиваясь от тех случаев, затруднений и тупиков школьной, классной, внутрисемейной жизни учеников, от тех жизненных проблем, с которыми сталкиваются учителя и родители. Выступая перед родителями, надо чаще использовать диалог, втягивать их в обсуждение и ставить в позицию не учеников, а сотрудников, участников взаимной консультации, которые обмениваются мнениями на равноправной основе.
Научиться выступать перед родителями с научными идеями не скучно, заумно и наукообразно, а увлекательно, интересно и в то же время содержательно, понятно и просто — не так уж просто! Для овладения искусством устной популяризации знаний педагогу надо кое-что почитать из работ по риторике, много самому размышлять над проблемами воспитания детей, а также, не забывая каждый раз тщательно подготовиться, стараться чаще выступать перед родителями, чтобы накопить нужный опыт.
Итак, рассмотрев разные стороны взаимосвязи и взаимодействия педагогов и родителей, мы увидели, что в опыте школы накоплен значительный опыт объединения их сил для повышения качества воспитательного процесса. Используя разные формы связи — встречи и беседы в школе, родительские собрания, контакты по телефону, посещение родителей педагогом на дому или совместную деятельность по совершенствованию воспитательного процесса в школе, педагоги могут повысить эффективность воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа на тему: «Сотрудничество педагога дополнительного образования и концертмейстера с родителями воспитанников».
Как известно,сотрудничество педагога и концертмейстера с родителями их воспитанников играет важнейшую роль в работе с любым детским или юношеским коллективом.От участия родителей зависит ...
Презентация программы сотрудничества педагогов и родителей "Лучики содружества"
В программе: обозначены ключевые позиции организации взаимодействия педагогов ДОУ и родителей, определена мера ответственности сторон в реализации образовательного процесса, спрогнозированы пред...
"Роль учебного сотрудничества педагога и родителей в преодолении трудностей при изучении иностранного языка"
В этой статье доказывается необходимость сотрудничества учителя, ученика и родителей, как необходимого фактора при изучении английского языка. Также родители могут найти конкретные советы: как вместе ...
Сотрудничество педагогов и родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В последнее время все большую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только детей, страдающих той или иной патологией, но и семьи, в которой они воспитываются. Специалисты образ...
Консультация «Сотрудничество педагогов с родителями по физическому воспитанию и развитию детей»
консультация для педагогов ДОУ...
Сотрудничество педагогов и родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В последнее время все большую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только детей, страдающих той или иной патологией, но и семьи, в которой они воспитываются.Специалисты образовател...