Диалог как средство межкультурного взаимодействия при изучении иностранного языка в общеобразовательной школе.
статья по английскому языку

В этой статье описывается значение диалога при взаимодействии между учащимися в школе. Выделяются основные направления этой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

И. А.Нужная

Л.С.Морозова

Диалог как средство межкультурного

взаимодействия при изучении иностранного

языка в общеобразовательной школе.

Изменения во всех сферах нашей жизни лежат в основе глобальных проблем современности: экологических, культурных, демографических и межнациональных.

Иностранный язык становится сегодня органичной средой для воспитания личности, участвующей в поликультурном пространстве.

 Исходя из понимания ребенка как носителя языков культур, а также открытость, бескорыстие и беззащитность души, его способность  сопереживать живому и неживому, образное мышление, эмоциональность - все эти качества предполагают отношение к нему как к личности, находящейся в процессе становления и осознающей себя в отношениях с миром школы.

При всей привлекательности и гуманистической ценности провозглашения равноправия культур в образовательном процессе, важно осознавать, что культура - это язык, тип мышления, способы чувствования и действия, традиции, обычаи, стиль жизни и общения, составляют глубинные основания психики и интеллекта каждого человека органично соотнесенные с его средой обитания.

В свою очередь формирование личности школьника - это не просто процесс научения человеческого индивида языку культуры, знаниям, ценностям культуры и т.д., а по своему действительному содержанию, есть процесс деятельного включения в общественную жизнь, подключения к конкретной совокупности практических взаимоотношений между людьми. Это значит, подчеркивает Э.В.Ильенков, что формирование человека есть диалектический процесс формирования не только данной, конкретной личности, но и одновременно гармоничных всесторонних отношений между людьми в масштабах всего общества.

Поэтому принять культурный опыт другого человека означает его соотнесение с собственным опытом. По достоинству оценить своеобразие иных культур может лишь тот, кто владеет пониманием родной культуры и осознает ее ценность и равноправие других.

 В этих условиях особую значимость приобретает педагогическая задача активизации формирования и развития у школьников таких социокультурных качеств как гуманизм, нравственная культура, культура общения, развитие диалогических форм мышления, интеллигентность.

Однако действующая система школьного образования в России не соответствует современным социокультурным реалиям.

Говоря о приоритетности социокультурного направления в школе, необходимо наметить эффективные пути, формы, методы и условия организации и построения процесса диалогического мышления учащихся в реальной жизни.

М.С.Каган определил диалог как духовную форму межсубъектного взаимодействия, отличая от коммуникации, как способа передачи определенной информации субъектом принимающему её объекту. Происхождение, сущность, структура и функции диалога проявляются в том, что он связывает людей как субъектов во всех масштабах культурного «субстрата» субъективности, и все формы диалога по своей культурной сути являются способом разрешения противоречий. Диалог-это отношение к другому как субъекту, чтобы совместными усилиями его участников, оказывающихся партнёрами в общем действии, выработать объединяющую их новую информацию, а значит перевести это отношение в диалогическое русло в реальной жизни, в активности воображения, в восприятии искусства и поиск с ним контакта, который …порождал бы некое их духовное единство, «единство многообразия».

 В познании школьниками реальности именно диалог имеет доминирующее значение. По своей природе диалог ориентирован на достижение понимания, формирования и уточнения, расширения мира ребенка. Пространство диалога является культуросообразной  сферой жизнедеятельности, где фокусируются мнения, представления, ценности, смысла, определяющие качества жизни людей, где школьник учится самостоятельно определять ценности и смысл своей жизни в современном многополярном мире.

Отсюда критерии возможного диалога между обществом и человеком, особенно в подростковом возрасте, определяются проблемами онтологической природы, а не поверхностной «игрой смыслов», и культура в широком смысле даёт нам такие образцы целостности и органичности.

Овладение иностранным языком открывает учащимся доступ к духовным ценностям других народов и тем самым, способствует культурному и личностному становлению. Данный подход к процессу обучения иностранному языку способствует становлению высоконравственной личности обучаемого, прививает ему объективное, свободное от предрассудков и бережное отношение к другим культурам, пробуждает в нем стремление способствовать взаимопроникновению и взаимодополнению культур. Поэтому одной из задач на любом этапе обучения иностранному языку становится воспитание учащихся, способных выступать в качестве субъектов диалога культур.

Практический аспект цели обучения иностранным языком связан с формированием знаний, умений и навыков, владение которыми позволяет учащимся приобщаться к культурным ценностям страны изучаемого языка и практически пользоваться иностранным языком в ситуациях межкультурного взаимопонимания  и познания.

 Отсюда следует другая задача школьного обучения иностранному языку, она состоит в том, чтобы найти пути наиболее широкой интеграции культурных ценностей в содержании образования, которые позволят создать среду духовной жизни обучаемых и обеспечить школьникам своё  место в социокультурном пространстве образовательного учреждения. Здесь уместно вспомнить меткое выражение Н.А.Бердяева, что «человечество входит в человечество  через национальную индивидуальность, как национальный, а не отвлеченный человек, а именно, как русский, француз, немец или англичанин».

Поиск эффективных способов приобщения школьников к культуре народов мира через обучение иностранному языку позволяет им осмыслить мир в его многообразии, правильно понять, интерпретировать и проанализировать ценности бытия, подняться к общечеловеческому и личному, что реально способствует воспитанию творческого отношения к обучению через культуру и языковое образование.

 Важную роль в сохранении и передаче культурного наследия играют этнокультурные традиции и обычаи народов. В процессе освоения народной культуры расширяется информационное поле детей об окружающем мире, о быте народа, его традициях, меняются личностные характеристики, формируется картина мира, ценности, интересы, потребности.

Роль народных традиций и их связь с мировоззрением человека, образом жизни и средой обитания, трудовой деятельностью и творчеством народа составляет единую целостность, которая должна быть сохранена и в среде образования, тогда учащиеся смогут с уважением относиться к культуре других народов, их самобытности, что очень важно для поликультурного образования подрастающего поколения.

Люди всегда стремились познать особенности образа жизни других народов, представляющих другую национальную культуру. Наиболее действенным способом познания является познание через язык изучаемого народа.

Обучение иностранному языку способствует идентификации личности и формированию способности к осуществлению взаимодействия с представителями других культур на иностранном языке. Сущность культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, культурных традиций, целостных ориентаций и явлений, понимание своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, развитие способностей использовать иностранные языки как средство общения в диалоге культур современного мира.

 В поисках творческого подхода учащихся к учебному процессу им предлагается работа с литературой в оригинале, знакомство с традиционными культурами других народов, решается проблема активизации познавательной деятельности и умение вести диалог культур.

Любая культура народов мира содержательна, многогранна, поэтому важно правильно отобрать информацию для интеграции её в содержании образования.

Искусство отражает жизнь людей определенного времени, поэтому школьник, соприкасаясь с художественным произведением или народной традицией какого-либо народа, сам становится участником событий определенного времени. Он познаёт предметы, вещи, которые живут в этом социально-культурном пространстве, и соотносит их с новым временем и своей личной средой и культурой.

 В этой связи коллектив нашей Гимназии №526 Московского района г. Санкт-Петербурга, посчитал наиболее перспективным разработать проект по внеклассной работе «Языки и межкультурная коммуникация» для учащихся 7-8 классов. Целью проекта является развитие у школьников способностей использовать иностранный (английский)  язык как инструмент общения в диалоге социокультур и цивилизаций современного мира.

Мы выделим следующие основные задачи:

-обогатить знания учащихся о традициях и обычаях в культуре других народов;

-сравнение традиций проведения народных праздников в России и других народов;

-развитие умений учащихся высказывать свое мнение;

-развитие умений учебного сотрудничества, устного общения учащихся при выполнении коллективных познавательно-поисковых проектов;

-стимулирование интереса учащихся к изучению английского языка;

Культурно-педагогическое наследие каждого этноса содержит в себе уникальный воспитательный потенциал, который может быть использован в школе и в семье. Восстановление духовности, реставрация этнокультурных ценностей начинается с возрождения семейного воспитания и учета этнопсихологических особенностей детей. Через ценностные ориентиры, существующие в семье, идёт освоение культурных традиций, навыков, соблюдение этики и этикета. Усиление роли родителей, этнокультурных традиций, значения отчего дома, возрождение памяти к предкам, культ природы способствует реализации гуманистической концепции воспитания.

 Размышление о роли и месте семьи в реализации этнокультурных ценностей народа приводит к попытке составления базовых составляющих этнической характеристики личности. Это прежде всего сохранение доброго и честного имени своей семьи, рода, племени, народа. За то, какими будут дети, по твердому убеждению всех народов, несут ответственность прежде всего родители. Их собственная нравственность, поведение являются главными воспитательными методами и средствами, поэтому фундамент формирования нравственной личности закладывается в семье, на основе бережного, уважительного отношения родителей друг к другу, к окружающим людям, к самому ребенку.

Одной из главных ценностей почти все народы считают детей. Это подтверждают многочисленные традиции, обычаи и обряды, связанные с рождением и взрослением ребенка, с приобщением к труду, женитьбой (свадьбой), сохранением физического здоровья, знакомством с системой запретов, формирующих совершенного человека.

Здоровый образ жизни в семьях поддерживается традициями и обычаями, обрядами, ритуалами, строго регламентирующими отношения между домочадцами и другими людьми. В семье закрепляются основы доверия человека к человеку, культивируются священность домашнего очага. В семье рождаются этнокультурные ценности, воплощенные в традиции, которые в дальнейшем передаются из поколения в поколение.

 Данный проект «Языки и межкультурная коммуникация» основан на принципах культуротворческого подхода, отражающего специфику формирования межкультурных отношений в процессе обучения английскому языку. В основе такого обучения лежат принципы:

 -речевой направленности обучения;

- устной основы обучения;

- адекватности упражнений, текстов особенностям речевой деятельности на английском языке;

 -моделирование ситуации межкультурного общения в процессе обучения;

-рационального использования родного и иностранного языков;

-модульности;

-принцип посильности, системности и достаточности для формирования и межкультурного общения, учета личностных потребностей учащихся.

Учащиеся овладевают речевыми навыками и умениями на английском языке, тренируя их последовательно в аудировании, говорении, чтении и письме. При обучении школьников используются различные формы установок на выполнение заданий, которые конкретизируются применительно к упражнениям и текстам, а также используются различные ролевые игры.

Таким образом, языковая среда общеобразовательной школы представляет собой объективную лингвокультурологическую и социокультурную данность. Иностранный (английский) язык является средством формирования межкультурной компетенции учащихся, а воспитание уважения к культурным достижениям человечества становится возможным только в пространстве диалога, в активизации общения детей, в поиске нового содержания, принципов и подходов развития диалогов.

Нужная Ирина Анатольевна

Доцент

кафедры этнокультурологии

РГПУ им. А.И.Герцена

кандидат педагогических наук, докторант

Морозова Любовь Сергеевна

учитель английского языка

гимназии №526, С-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа как средство создания мотивации в изучении иностранного языка.

. Целью данного метода является то, что он направлен, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а умет...

Содержание обучения и психолого-педагогические предпосылки включения в него социокультурного компонента в целях повышения мотивации изучения иностранных языков в общеобразовательной школе.

Проблема содержания в методике обучения иностранным языкам (ИЯ) остаётся одной из самых актуальных. Особо важное значение имеет взаимосвязь содержания обучения (СО) с социальными требованиями ...

Реализация международных проектов как средство повышения мотивации в изучении иностранного языка.

В своей статье я хотела бы поделиться опытом организации межшкольного обмена с Независимой школой Бристоля, который продолжается уже 18 лет....

Нетрадиционные формы обучения как одно из средств повышения мотивации в изучении иностранного языка

Как мотивировать учеников при обучении немецкому языку, является для нас, учителей немецкого языка, одним из наиболее актуальных. «На свете есть только один способ побудить людей что – то делать, и за...

Театральная деятельность на уроках английского языка как средство мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Статья учителя английского языка об актуальности применения методики театральных постановок, театральной деятельности при обучении иностранному языку...