Создание ситуаций речевого общения на уроках английского языка.
материал по английскому языку

Доклад и презентация для выступления на мо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sozdanie_situatsiy_rechevogo_obshcheniya.zip83.54 КБ

Предварительный просмотр:

Разумцева С.А.

Создание ситуаций речевого общения на уроках английского языка

Основная цель занятий по английскому, согласно стандартам ФГОС, — это формирование коммуникативной компетентности. Это означает способность осуществления межличностного и межкультурного общения на иностранном языке.

Благодаря формированию коммуникативной компетентности, учащиеся должны быть способными:

  • Представить себя устно и письменно, написать резюме, заявление, письмо, анкету на английском;
  • Представить свою семью, школу, город, страну в рамках межкультурного общения;
  • Уметь задать вопрос, построить диалог по-английски;
  • Владеть различными видами речевой деятельности: письмо, чтение, диалог, монолог.

Таким образом, задача учителя - вовлечение школьников в активную речевую деятельность на уроке.

Ориентиром в организации обучения служат естественные реальные ситуации (ЕРС), а основным средством  - упражнения, закрепляющие необходимый языковой материал (конструкции, слова, выражения) и учебные речевые ситуации (УРС), то есть задания, моделирующие жизненные обстоятельства.

Естественные реальные ситуации общения на иностранном языке создать сложно, так как не каждый день на урок заходят носители языка. В классе все-таки в роли условного носителя языка выступает учитель. И поэтому учителю необходимо постоянно стимулировать реальное общение в классе на иностранном языке, создавая языковое окружение и ситуацию успеха.

Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке. Принцип «ты можешь выразить это по-английски (даже если не помнишь лексику и грамматику)» - один из основополагающих принципов ситуации успеха.

Для того чтобы учащиеся видели в учителе представителя носителей языка, учителю необходимо постоянно поддерживать свой имидж: вести урок на иностранном языке (используя родной язык только при объяснении языковых явлений), разговаривать с учащимися о повседневных делах, не отвечать на обращения на родном языке.

Приведем пример реального общения: ученик хочет выяснить, какую оценку он получил за контрольную работу, какие ошибки сделал и когда можно переписать тест. Перед ним стоят реальные коммуникативные задачи.  Для того чтобы их выполнить, необходимо знать: во-первых, как обратиться к учителю на английском языке (Mrs Brown, Sir); клише, чтобы привлечь внимание учителя (Excuse me, may I ask you?); лексические единицы (test, mark, mistakes);  лексико-грамматические структуры (I'd like to...). Кроме того, необходимо правильно интонировать данные фразы и, что немало важно для успешного завершения акта коммуникации, понять ответ учителя.

Учащиеся должны уметь решать реальные коммуникативные задачи, которые возникают на уроке. Вот лишь некоторые из них:

•        поздороваться, попрощаться с учителем (-Hello! Bye!), с одноклассниками (-Hi there! See you!)

•        поблагодарить за урок, помощь (Thanks a lot for the lesson/ your help),

•        поздравить с праздником (My Congratulations on Teacher's Day),

•        попроситься выйти, ответить на вопрос, пересесть (May I go out/answer the question/seat over there?),

•        попросить ножницы, запасную ручку (Can I borrow your scissors/pen?),

•        уточнить домашнее задание (Could you repeat our home task?),

•        спросить о разнице понятий между словами (Excuse me, what's the difference between A and B?),

•        восхититься, порадоваться выходным, каникулам (Wow! Brill! Cool!)

Потенциал реального общения огромен и не ограничивается изучением единиц классного обихода.

Учебные речевые ситуации (УРС) помогают подготовить к реальному общению на иностранном языке в различных жизненных обстоятельствах.

На уроке учебно-речевые ситуации призваны выполнять две основные функции: стимулирующую и обучающую. Эти ситуации должны создаваться с учетом основных условий формирования речевых навыков и умений, только в этом случае может быть реализована их обучающая функция. Часто бывает и так, что созданная учителем на уроке ситуация может стать ситуация молчания или формального участия (боязнь получит плохую отметку).

Каким же требованиям должна отвечать учебная речевая ситуация, используемая на уроке иностранного языка?

1. Учебная речевая ситуация должна быть адекватной реальной ситуацией общения, в которой употребляется осваиваемое языковое явление.

2. Учебная речевая ситуация должна быть предельно ясна ученикам. Это значит:

– четко определена речевая задача (о чем спросить, что узнать у собеседника, о чем рассказать, что нужно доказать, уточнить, опровергнуть);

–выполнение задания обеспечено конкретным языковым (слова, словосочетания, структуры) и речевым (готовые речевые единицы) материалом, усваиваемым или усвоенным;

– ученики знают, что общение будет проходить в благоприятных условиях при доброжелательном отношении партнеров друг к другу, когда каждый из них заинтересован в том, чтобы общение состоялось;

– ученики знают, чему научатся, выполнив задания.

3. Учебная речевая ситуация должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у учеников интерес к заданию, желание участвовать и хорошо выполнить его.

Приведем пример такой ситуации: находясь в чужой стране, человек ищет в городе улицу, на которой расположен его отель (гулял и заблудился), ему приходится обращаться к прохожим, задавать им вопросы, выслушивать и понимать их ответы. Используются речевые клише.

Итак, первое, о чем надо позаботиться, разрабатывая УРС, это реальность ситуации. Например, можно использовать такие задания: «Расскажите о планируемой поездке» или «Разыграйте диалог между прохожим или полицейским и туристом».

От учащихся в работе по таким УРС требуется умение вообразить себя в определенной роли, а также желание участвовать в своего рода игре, необходимой для того, чтобы овладеть иностранным языком. Они должны научиться придумывать содержание воображаемого разговора.

Более близки к реальному общению те УРС, в которых содержание речи не надо придумывать и не требуется воображать себя в чьей-то роли. Это такие задания, которые обращены к самому учащемуся, предполагают использование его жизненного опыта. Например, предлагается рассказать о своей семье или о своих увлечениях. Такие задания хороши тем, что они носят личностный характер и допускают некоторое разнообразие содержания — у одного есть братья и сестры, у другого их нет, один любит лыжи, другой коньки или компьютерные игры.

Однако, хотя содержание речи и не придумано, ситуация не вполне отвечает условиям реального общения, так как сообщаемое известно, в нем нет новизны, которая могла бы вызвать интерес. Содержание известно не только тому, кто его сообщает, но и тем, кто слушает, — ученики в классе все знают друг о друге. В таком случае можно раздать ученикам карточки с вымышленными именами, возрастом, национальностью, количеством членов семьи и увлечениями. Обозначить тему "Знакомство в международном лагере". Тогда им будет интересно задавать вопросы и внимательно выслушивать собеседника, так как получаемая информация будет для них новой.

Еще одну возможность для приближения речевых ситуаций к условиям реального общения представляет прослушивание сообщений, содержащих новую информацию. Например, учащиеся получают такое задание: «Прослушайте сводку погоды на завтра и скажите, какая погода будет в г. Копенгаген». Если сообщение передается по радио, то это ЕРС, если на диске или произносится учителем — то УРС.

Во всех случаях, когда имеет место прослушивание (будь то рассказ учителя, фонограмма или фильм), элемент речевого общения на иностранном языке всегда на лицо. Беседа же после прослушивания рассказа будет приближаться или отдаляться от условий реального общения в зависимости от того, на что направлены вопросы по прослушанному. Если вопросы предполагают пересказ содержания прослушанного материала — это упражнение, проверяющее понимание, весьма далекое от жизненной ситуации. Если же вопросы направлены на то, чтобы выяснить, что осталось непонятным, то учащийся не может просто воспроизводить фразы из текста, он должен сформулировать свою мысль. Он может сказать так: «Я не понял, что случилось в конце» или «Непонятно, куда ушли те люди» и т.д. Учитель или другие учащиеся отвечают на подобные вопросы, разъясняют содержание рассказа. После этого можно перейти к беседе, в ходе которой выяснить, понравился ли рассказ, что думают учащиеся о героях рассказа и т.д. Те же замечания относятся и к беседе по прочитанному тексту или просмотренному фильму. Беседа должна носить характер обсуждения содержания и не превращаться в пересказ.

Моделирование речевых ситуаций возможно и при помощи наглядности. Это могут быть картинки людей или персонажей (один ученик описывает внешность, остальные догадываются; один ученик загадывает персонажа, другие ученики задают вопросы, чтобы отгадать персонажа); ряд ситуативных картинок, по которым можно составить рассказ, или даже видео без звука, которое предлагается озвучить.

Развитию навыков говорения способствуют дискуссии и дебаты. Лучшие дискуссии в классе - это те дискуссии, которые возникают спонтанно во время сообщений учащихся или в связи с темой текста. Если такие ситуации возникают редко, будет полезным делом проводить дискуссии по заданным ситуациям. Например, дебаты “Круглый стол”. Ученики делятся на три группы, две группы представляют разные мнения по какой-либо проблеме. Задача каждой группы привести как можно больше аргументов и убедить третью группу (судьи) принять их точку зрения по заданной проблеме.

Дебаты “Убираем лишнее”  основаны на идее перегруженного пассажирами или грузом воздушного шара. Лететь опасно, и одного из пассажиров нужно высадить. Группы, представляющие известных людей из истории, известных людей современности или людей разных профессий. Для учеников старших классов можно задействовать различные предметы, что улучшит их образное мышление. Ученики обсуждают, кого и почему нужно высадить, а кого и почему нужно оставить на шаре. Эта активность позволяет развить навык спонтанной речи и научиться отстаивать свое мнение в рамках дебатов.

Таким образом, моделирование речевых ситуаций на уроке иностранного языка помогает повысить эффективность урока, активизировать речевую деятельность учащихся, повысить их интерес к языку, а главное в создании речевых ситуаций и в деятельности учителя – поиск. Учителю предоставлена возможность варьировать ситуации от класса к классу, для разных учащихся в зависимости от их интересов и уровня обученности.

Литература

  1. Рубцова М.В. Реальные ситуации общения на уроке английского языка // http://school9rt.ucoz.ru
  2. Мухаметшина Г. Реальные ситуации общения на уроках иностранного языка // http://pedsovet.su/english/6178
  3. Ермолаева И.А. Обучение говорению на уроках английского языка с использованием ситуаций речевого общения // https://www.pedm.ru/categories/10/articles/1096
  4. Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках английского языка // https://infourok.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуации речевого общения на уроках английского языка

Способы организации речевой деятельности учащихся...

Обучение устно-речевому общению на уроках английского языка

Процесс формирования и развития навыков устно-речевого общения считается, по праву, одним из сложнейших. В данной работе рассматривается поэтапное обучение общению по разным темам....

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через создание ситуаций речевого общения

В современной массовой школе существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми новыми стандартами к решению проблем развития коммуникативной компетенции учащихс...

Игровые приемы как средство активизации речевого общения на уроках английского языка

         В настоящее время владение иностранным языком становится все более неотъемлемым качеством культурного образованного человека. Объективной причиной повышения ин...

Ситуации речевого общения на уроках английского языка

В статье рассмотрены основные функции учебно - речевой ситуации в учебном процессе: стимулирующая и обучающая, а также приведены примеры заданий для изучения конкретных разговорных тем....

Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках английского языка в средней школе

Чтение - одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека. В процессе обучения английскому языку в 5-7 классах учащиеся развивают умения и навыки в чтении, ...

Использование ситуаций речевого общения на уроках английского языка

Использование ситуаций речевого общения на уроках английского языка...