Проект на тему: «Двигательная активность как профилактика утомляемости на уроках английского языка»
методическая разработка по английскому языку

Метод.разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx51.55 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Двигательная активность как профилактика утомляемости на уроках английского языка».

Целевая группа: учащиеся 5 класса ГБОУ №604 Пушкинский район Санкт-Петербурга

Срок реализации: 4 четверть

Цель проекта: снизить уровень утомляемости учащихся 5 класса на уроках английского языка.

Задачи проекта: 

  1. Диагностика уровня утомляемости учащихся 5 класса на уроках английского языка.
  2. Внедрение в структуру урока режима «динамических поз».
  3. Вторичная диагностика уровня утомляемости.
  4. Сравнительный анализ полученных результатов диагностик. И вывод об эффективности режима «динамических поз» для данной целевой группы.

Введение.

  Утомление - временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем.

 Утомление имеет разнообразные проявления на уровнях:

1) поведенческом - снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы;

2) физиологическом - затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике процессов нервных;

3) психологическом - снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, процессов интеллектуальных, сдвиги в сфере эмоционально-мотивационной.

К внешним признакам усталости ученика относят:

  • частую смену позы,
  • потягивание,
  • встряхивание руками,
  • зевота,
  • закрывание глаз,
  • подпирание головы,
  • остановившийся взгляд,
  • ненужное перекладывание предметов,
  • разговор с соседом,
  • увеличение количества ошибок в ответах,
  • не восприятие вопроса,
  • задержка с ответом,
  • частые поглядывания на часы в ожидании конца урока. 

При утомлении происходит вегетативная декомпенсация, увеличивается инертность процессов нервных, убывают показатели чувствительности, внимания, памяти, мышления, возникают отрицательные эмоции (переживание усталости), снижается производительность труда по качеству и скорости. Утомление сопровождается формированием комплекса субъективных переживаний усталости. Специфика проявлений утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, нужного для восстановления оптимального уровня работоспособности. На этом основании выделяются разные виды утомления: физическое, умственное, острое, хроническое и пр. При отсутствии мер, уменьшающих степень или снимающих остаточные явления утомления, возможно развитие пограничных и патологических состояний. Поэтому актуальны задачи своевременной диагностики и профилактики утомления. Важной составляющей профилактики является рациональная организация процесса труда и оптимизация режима труда и отдыха.

Этапы работы.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения следует регулярно включать в структуру урока различные физические упражнения, тем самым обеспечивая учащимся двигательную активность в течение урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

За основу работы по обеспечению двигательной активности учащихся на уроке были взяты элементы «технологии раскрепощённого развития» В. Ф. Базарного[1]. Отличительной особенностью этой технологии является то, что занятия проводятся в режиме «динамических поз». Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы - режим меняющихся поз; вместо близорукого обучения - поиск необходимой информации на большом расстоянии».  Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. Подвижный образ обучения позволяет увеличивать двигательную активность, реально снижать утомляемость детей. Этому способствуют и различные дидактические игры с использованием всего пространства в кабинете, например: найди лишнюю фигуру, букву… Доказано, что дети запоминают образы. В сочетании с движением - это сто процентное усвоение материала. Во время занятий дети то садятся, то работают стоя, тем самым укрепляется позвоночник - основа энергетики организма. Данный режим оказывает благоприятное влияние на: повышение иммунной системы, улучшение ростовых процессов, развитие координации всех органов. Следующее, что предлагает профессор Базарный - это тренаж со зрительными метками. Этот приём предполагает организацию работы в условиях зрительно пространственной активности. В различных участках группы фиксируем привлекающие внимание яркие объекты - зрительные метки. Под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр. Упражнения выполняются стоя, под счёт 1, 2, 3… дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая с движением головой, туловищем. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве. Дети становятся более внимательными. Используем в своей работе и метки на стекле, которые позволяют тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика, способствуют профилактике близорукости. Ребёнку предлагаем рассмотреть круг, наклеенный на стекле. Затем перевести взгляд на самую удалённую точку за окном и рассказать, что он там видит, при этом совершенствуется развитие речи и воображение. С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств используем зрительно - координаторные тренажеры. Это «диаграммы» для разгрузки зрения. В кабинете такая «диаграмма» расположена на стене, а в физкультурном зале на потолке.

Ежедневно на уроках математики, английского языка учащимся 5 класса предлагалось каждые 15 минут выполнять различные физические упражнения, при этом обязательно поддерживался благоприятный эмоциональный фон (приятная музыка, стихи о здоровье, т.п.).

Описание физических упражнений…

Диагностика утомляемости…

Сделать вывод об эффективности двигательной активности учащихся на уроке позволит сравнительный анализ уровня утомляемости в начале и конце урока до начала эксперимента и после. Для диагностики уровня утомляемости был проведен Треппинг-тест (описание теста в Приложении 1).

Анализируя график «Первичной диагностики» можно отметить следующее: в начале урока учащиеся имеют высокую активность, к концу урока уровень активности заметно снижен, что говорит о наступлении утомления  учащихся.

График «Вторичной диагностики» показывает, что в основном учащиеся работают равномерно, способны восстанавливать свои силы и до конца урока сохранять высокую активность.

Заключение.

Ежедневное использование физических упражнений позволило поддержать работоспособность учащихся в конце урока. Результаты обучения не снижались к концу дня и недели, хотя подобная закономерность наблюдалась до момента введения подобных занятий. Полученные нами результаты позволяют сделать вывод о том, что двигательная активность в течение урока способствуют восстановлению работоспособности школьников. Однако следует отметить, что эффективность их применения различна в зависимости от психологических и возрастных особенностей учащихся.


[1] Владимир Филиппович Базарный – знаменитый хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор, ранее руководил лабораторией органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения Академии наук СССР в Красноярске. В настоящее время уже 20 лет занимается изучением ВЛИЯНИЯ  ШКОЛЫ  НА ЗДОРОВЬЕ  ДЕТЕЙ в Московской областной  научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования в г. Сергиев Посад Московской области. За это время специалистами  этой лаборатории предложены и защищены патентами 44 уникальные технологии  ОЗДОРОВЛЕНИЯ  ДЕТЕЙ  В ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО  И  ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ. Система В.Ф.Базарного  признана Министерством образования России, Государственной Думой. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы обучения учащихся на уроках английского языка

Изучение английского языка формирует умение осуществлять общение, способствует установлению добрых отношей посредством говорения, личностному развитию ребенка и активизирует его творческий потенциал....

Доклад на тему: «Внедрение приемов и стратегий технологии развития критического мышления как процесс активного получения знаний обучающимися на уроках английского языка».

В докладе рассматриваются некоторые приемы и стратегии технологии развития критического мышления, которые способствуют  учащимся овладеть самыми разнообразными ресурсами в работе с различными тип...

Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках английского языка.

Важнейшее условие успешности учения – активность познавательной деятельности учащихся. Познавательную активность необходимо рассматривать как качество учебной деятельности обучаемого, которое проявляе...

Эффективные способы пополнения активного словарного запаса обучающихся на уроках английского языка с учётом требований ФГОС.

Английский методист Эндрю Уокли сказал: “Without grammar you can say little, without vocabulary you can say nothing”. C этим высказыванием нельзя не согласиться. Не отрицая важность изучен...

Активизация познавательной активности при обучении чтению на уроках английского языка

Текст является основной учебно-методической единицей обучения, так как на основе текста возможно обучение всем видам речевой деятельноcти. Наиболее важную роль работа с текстом играет при обучении чте...