Методические рекомендации по оценке эффективности урока иностранного языка
статья по английскому языку
От эффективности урока напрямую зависит качество образования. Как оценить и сделать урок иностранного языка эффективным, что взять в качестве критериев анализа и какие показатели следует рассматривать при анализе урока по ФГОС?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_otsenke_effektivnosti_uroka_inostrannogo_yazyka.docx | 64.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по оценке эффективности урока иностранного языка
Лукьянова Ирина Александровна МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале Пуровский район
Критерии анализа | Показатели (на что необходимо обратить внимание при анализе) | Коменнтарии к оцениванию |
1 | 2 | 3 |
БЛОК 1 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | ||
1.1. Определение планируемого результата | - формулировка цели урока: диагностична (конкретна, измерима, достижима), недиагностична (не поддается измерению, нереализуема за урок, неоперациональна); отражает стратегию достижения предметного и метапредметного результата или нет; - определение планируемых результатов урока: предметных, метапредметных (регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД) и личностных (правильность заполнения каждого из разделов планируемого результата в ТКУ); - соответствие заявленных УУД в целевом разделе по этапам урока (или есть расхождение); - аргументированность обоснования учителем при анализе урока стратегии достижения планируемого результата и способа достижения цели. | показатель оценивается по окончании урока в ходе анализа и знакомства с технологической картой (конспектом занятия) |
1.2. Постановка цели на уроке | - предъявление цели на уроке: цель не представлена, поставлена учителем, сформулирована совместно с учащимися, сформулирована самостоятельно учащимися, согласована в ходе обсуждения; - оценка цели урока: диагностична (конкретна, измерима, достижима), недиагностична (не поддается измерению, трудно оценить степень ее реализации); деятельность по составлению учащимися практического плана, необходимого для достижения цели организована/не организована; - вовлечение учащихся в процесс иноязычного коммуникативного общения (цель обсуждается и формулируется на русском языке, обсуждается и формулируется на иностранном языке с использованием речевых шаблонов (клише, глаголов-подсказок), формулируется на иностранном языке без опоры на шаблоны); - рациональность и целесообразность затраченного времени на постановку цели; - эффективность используемых приемов постановки цели и вовлечения учащихся в целеполагание в соответствии с возрастными особенностями и уровня подготовки; - соответствие цели урока с планируемыми результатами, описанными в технологической карте. - согласованность целей педагога и обучаемых (способность учителя перестроить урок для достижения согласованной цели урока). | показатель оценивается в ходе наблюдения, самоанализа учителя, просмотра технологической карты урока (конспекта занятия), при необходимости администратор задает уточняющие вопросы при анализе урока |
1.3. Организация условий для мотивации учащихся | - поддержание интереса к теме, учебной деятельности, к достижению конечного результата: допустил / не допустил условия, негативно сказавшиеся на мотивации учащихся; обеспечил кратковременную мотивацию учащихся / создал условия, обеспечивающие поддержание интереса к теме, учебной деятельности на протяжении всего урока; - применение приемов мотивации к учебной деятельности: приемы мотивации не использовались, использовались только в начале урока или не соответствовали возрасту учащихся, использовались на различных этапах урока и соответствовали возрасту учащихся и задачам учебной деятельности; - эмоциональный фон в начале и в конце урока. | показатель оценивается в ходе наблюдения за ходом урока, активностью учащихся |
БЛОК 2 ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ | ||
2.1. Соблюдение структуры урока | - рациональность затрат урочного распределения времени по этапам урока: время распределено нерационально, наблюдается неоправданное учебными целями увеличение времени на один-два этапа; время распределено рационально (на каждый вид речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование); соотношение говорения на родном и иностранном языке; говорения учителя и учащихся; - соблюдение структуры урока: соответствует / не соответствует типу, поставленным целям, дидактическим задачам этапов; соблюдается / не соблюдается последовательность этапов; прослеживаются / не прослеживаются межэтапные связи (резкие или плавные переходы от одного этапа к другому); наблюдается логичность – нелогичность переходов от одного этапа к другому; - содержание учебной деятельности на этапах урока: дозировка, плотность; учитель уложился / не уложился во времени; - характеристика структуры урока (все ли обязательные этапы урока соблюдены, если нет, смог ли учитель аргументированно обосновать отсутствие того или иного этапа урока). - соответствие типа урока поставленным целям, планируемым результатам. | показатель оценивается в ходе наблюдения (заполняем в тетради, журнале посещения уроков деятельность учителя и учащихся на всех этапах урока), самоанализа учителя, просмотра технологической карты урока (конспекта занятия), при необходимости администратор задает уточняющие вопросы при анализе урока |
2.2. Содержание учебного материала | - соответствие /не соответствие содержания урока требованиям рабочей программы педагога (план / факт); - отбор содержания учебного материала: недостаточен или избыточен и не соответствует уровню владения учащимися навыками иноязычного общения, отсутствуют некоторые виды речевой деятельности; соответствует уровню языковой подготовки учащихся, представлены все виды речевой деятельности, но объем содержания недостаточен или избыточен; оптимален по объему и соответствует уровню языковой подготовки учащихся; эффективно использован дополнительный учебный материал; - учебный материал и единица содержания образования даются учащимся в готовом виде / проектируется и «добывается» на уроке совместно с учащимися; - прослеживается ли практическая значимость изучаемого материала, предполагает ли использование жизненного опыта учащихся; - дифференциация заданий: задания для всех одинаковые / предусмотрены задания для разных категорий обучающихся в соответствии с их возможностями (для одаренных детей и для детей с ОВЗ, если такие имеются в составе класса); - деятельность учителя (допускает фактические ошибки, дает или дублирует задания на русском языке; не допускает ошибок в речи, большую часть урока ведет на иностранном языке, использование русского языка оправдано учебными целями урока); - позволила /не позволила выстроенная структура подачи учебного материала успешно освоить учащимися запланированную единицу содержания. | показатель оценивается в ходе наблюдения, самоанализа учителя, просмотра технологической карты урока (конспекта занятия), при необходимости администратор задает уточняющие вопросы при анализе урока |
2.3. Формы, приемы, методы обучения | - соответствие / не соответствие используемых форм, приемов, методов возрастным особенностям, уровню подготовки класса; - сочетание различных форм работы на уроке: групповой, индивидуальной, парной, фронтальной (формы работы определены стихийно, не соответствуют содержанию учебного материала и учебным целям, преобладают репродуктивные формы работы; формы работы определены в соответствии с содержанием учебного материала, направлены на достижение планируемых результатов, преобладают продуктивные приемы обучения; формы работы отобраны оптимально для достижения планируемых результатов и развития всех видов речевой деятельности); - использование учебно-речевых ситуаций (учебно-речевые ситуации: соответствуют / не соответствуют уровню подготовки учащихся; направлены на воспроизведение речевого шаблона (клише) / самостоятельное речевое высказывание с опорой на образец / самостоятельное речевое высказывание по заданной теме); - целесообразность и эффективность использования приемов по этапам урока; - соответствие применяемых ФПМ формируемым видам деятельности по этапам урока (анализ ТКУ, соответствие УУД (компетенций) и организуемой деятельности учителя). | показатель оценивается в ходе наблюдения, самоанализа учителя, просмотра технологической карты урока (конспекта занятия), при необходимости администратор задает уточняющие вопросы при анализе урока |
2.4. Применение СОТ | - соответствие применяемых технологий (приемов, методов) целям урока, планируемым результатам, возрасту учащихся, уровню подготовки класса, технологического оснащения учебного кабинета; - соблюдение правил, особенностей технологии; - эффективность и рациональность подобранного комплекса технологий по достижению планируемых результатов; - системность использования учителем современных образовательных технологий (технологии используются в системе или эпизодически); - аргументированность обоснования целесообразности и уместности использования технологии(й) на уроке. | показатель оценивается в ходе наблюдения (эффективность применения той или иной СОТ), просмотра технологической карты урока (конспекта занятия), при необходимости администратор задает уточняющие вопросы при анализе урока |
БЛОК 3 ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||
3.1. Учебная деятельность учащихся | - деятельность учащихся: бесцельная (деятельность ради деятельности) / целенаправленная (адекватная планируемым результатам) ; репродуктивная / продуктивная; однообразие / разнообразие форм учебной деятельности; преобладание отдельных видов речевой деятельности / чередование всех форм речевой деятельности); соответствует / не соответствует возрасту, уровню подготовки учащихся; - темп урока (соответствует / не соответствует (слишком высокий или слишком низкий) особенностям конкретного класса; единый темп урока, соответствующий особенностям конкретного класса; оптимальный для всех групп учащихся (испытывающих затруднения, имеющих повышенные способности к изучению предмета», детей с ОВЗ); - плотность урока (высокая / низкая); - активность, вовлечение в учебную деятельность всех или большинства учащихся; - учитель обеспечил / не обеспечил поддержание дисциплины в течение урока. | показатель оценивается в ходе наблюдения, самоанализа учителя |
3.2. Самостоятельная работа учащихся | - оптимальность объема и формы самостоятельной работы (индивидуальной, групповой) учащихся; - соответствие / не соответствие организованной самостоятельной работы целям урока, планируемым результатам; - обеспеченность учащихся учебно-методическим материалом; - наличие дифференцированных заданий или задания для всех учеников одинаковые; - уровень и качество выполненных заданий, количество времени, отводимого на самостоятельную работу учащихся; - степень самостоятельности работы учащихся; - организация контроля и оценки выполнения самостоятельной работы учащихся. | показатель оценивается в ходе наблюдения, самоанализа учителя |
3.3. Организация домашнего задания | - оптимальность объема домашнего задания (соответствие нормативам), посильность для учащихся; - характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий); - наличие инструктажа по выполнению домашнего задания (уровень проведения); - знакомство учащихся с продуктом деятельности, который должен быть получен в итоге; - дифференциация, вариативность заданий, наличие творческих заданий (с учетом уровня подготовки учащихся класса их интересов, возможностями); - соответствие домашнего задания содержанию учебной деятельности на уроке. | показатель оценивается в ходе наблюдения, самоанализа учителя |
БЛОК 4 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ | ||
4.1. Качество оценивания | - качество оценивания результатов учащихся: оценивание не проведено; проведено учителем без аргументации выставленной отметки; проведено учителем с аргументацией на основе известных учащимся критериев, проведено совместно с учащимися на основе известных им критериев с пояснением; - оценивание на уроке: во время урока или после звонка; соответствуют / не соответствуют методы обучения процедуре оценивания; - эффективность / не эффективность подобранных контрольно-измерительных материалов, использования критериального оценивание (КОЗ, КОТЗ, оценочных листов и др.); - сочетание методов педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. | показатель оценивается в ходе наблюдения, самоанализа учителя |
4.2.Качество рефлексивной деятельности | - качество рефлексивной деятельности (выявлены / не выявлены причины возникновения учебных затруднений; определены / не определены пути их устранения; соотнесены / не соотнесены результаты учебной деятельности с запланированными результатами и поставленными целями); - приемы рефлексии (соответствуют / не соответствуют возрасту учащихся; побуждают / не побуждают к оценке собственной учебной деятельности; развивают / не развивают навыки адекватной самооценки собственных результатов; мотивируют / не мотивируют к дальнейшему изучению учебного материала); - организация и проведение рефлексии учебной деятельности (отсутствует, в конце урока, на протяжении всего урока). | показатель оценивается в ходе наблюдения, самоанализа учителя |
4.3. Результат учебного занятия | - достижение поставленной в начале урока цели (как соотносится цель и полученный результат); есть ли возврат к цели в конце урока с определением уровня ее достижения; - количество учащихся достигших планируемого результата: отдельными учащимися, большинством учащихся, результат достигнут каждым учащимся. | показатель оценивается в ходе наблюдения, самоанализа учителя, при необходимости администратор задает уточняющие вопросы при анализе урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации на тему "Методика обучения иностранному языку в средней школе"
Работа содержит методические рекомендации для учителей по обучению иностранному языку в средней школе: цели, содержание обучения, специфику предмета, методы и принципы обучения, структуру деятельности...
Эффективность урока иностранного языка как средство повышения качества образования
В статье рассматривается эффективность урока иностранного языка как средства повышения качества образования и мотивации учащихся в современной системе школы. Подчеркивается значение урока как...
Выступление на педсовете по теме "Повышение эффективности урока иностранного языка"
Разные приёмы и методы работы на уроке с учётом их возраста, уровня их подготовки и мотивации...
Игры и игровые приёмы как средство повышения эффективности урока иностранного языка (из опыта работы)
Игра занимает особое положение в педагогическом процессе и даёт возможность детям проявить свою активность и самостоятельность, воображение, реализует представления об окружающем....
Методические рекомендации "ФГОС в системе преподавания иностранного языка"
1) Основные учебные действия в рамках изучения иностранного языка 2) Основные результаты освоения программы 3) Структура рабочей программы...
Методические рекомендации учителю по организации уроков иностранного языка с учетом здоровьесберегающих технологий
Материал будет полезен учителям иностранного языка. Необходимость разработки системы уроков с использованием здоровьесберегающих технологий, способствующих повышению и укреплению знаний о з...
Методические рекомендации по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык для учащихся технического профиля специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы (сокращенная версия)
Методические рекомендации (соеращенная версия) составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык.Предназначены для учащихся 3-4 курса технического профиля спе...