Методическая разработка плана-конспекта урока английского языка с использованием техники формирующего оценивания
план-конспект урока по английскому языку (6 класс)

В данном уроке широко используюся разные техники формирующего оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenivanie_.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

Лемберг Светлана Николаевна

«Методическая разработка плана-конспекта урока английского языка с использованием техники формирующего оценивания»

Тема урока: Heroes of the Great Patriotic War (Герои Великой Отечественной Войны).

Цель урока: совершенствование социокультурной компетенции учащихся через формирование умения говорить о героях России на английском языке.

Задачи урока: совершенствование лексических, грамматических навыков, навыков аудирования;

совершенствование универсальных учебных действий с помощью метода проектов;

воспитание гордости за свою страну.

Класс: шестой класс средней школы.

Дата проведения: 5 мая 2017 г.

Место урока в тематическом планировании: Данный урок заканчивает серию уроков английского языка, посвященных Дню Победы.

Первым этапом является ознакомление учащихся с уже готовым текстом на английском языке по теме. Ознакомление происходит с использованием технологии ТРКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо). Контроль понимания осуществляется с помощью тестов и устного опроса. Тест составлен в формате ОГЭ.

На втором этапе учащимся предлагаются упражнения, которые помогут совершенствовать лексические навыки. Эти упражнения соответствуют возрастным особенностям шестиклассников. На этом этапе широко используются презентации, выполненные в программе Power Point педагогом совместно учащимися. Презентации нужны для иллюстрации событий, предложенных для обсуждения, а также являются опорой при обсуждении.  

После того, как учащиеся получили возможность без трудностей обсуждать события военных лет, мы переходим к третьему этапу, когда для совершенствования социокультурной компетенции используется проектная деятельность учащихся.  Учащиеся делятся на небольшие группы и работают самостоятельно над своей темой и готовятся к заключительному уроку. Роль учителя продолжает оставаться весьма значительной. Разнообразие источников информации вводит учащихся в  заблуждение и их важно научить отбирать необходимое. Учитель следит за тем, чтобы выступающие пользовались языковыми средствами, соответствующими уровню владения языка учениками и были понятны одноклассникам.

К этому моменту педагогом совместно с учащимися разработаны критерии оценивания проектов. Кроме того, учащимся было предложено заполнить еженедельный отчет.

План урока:

1. Организационный момент (приветствие, знакомство с гостями на уроке).

2. Вызов (учащиеся сами формулируют цель урока. Вызов позволяет актуализировать и  обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме, сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы, поддержать интерес к теме).

3. Защита проектов учащихся. Каждый проект  оценивается по заранее подготовленным рубрикам. Учащимся предлагается оценить и самому свою работу. Для самооценивания сформулированы четкие критерии. При взаимооценивании участники комментируют работы друг друга по  схеме: «что получилось хорошо, а что можно было сделать по — другому». Если работа группы представлена на всеобщее обсуждение и вклад каждого учащегося не виден со стороны, то используется групповое оценивание.

4. Рефлексия. Заполнение языкового портфеля.

5. Завершение урока.

Техники формирующего оценивания, использованные на уроке:

Методика «Недельные отчёты»

Использование методики «Недельные отчёты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю работы по теме и какие трудности у них возникли. Я использовала эту методику в работе с шестиклассниками, которые уже могут определить, насколько им понятен материал и сформулировать вопрос, если чувствуют себя неуверенно. Благодаря курсу М.Ю.Пинской было не сложно сформулировать опросный лист. В лист вошли вопросы, запрашивающие фактическую информацию, сравнительную информацию, то есть минимального и низкого уровня. В планах педагога использовать  методику в дальнейшей работе  и ввести вопросы рабочего и наивысшего уровня.

«Недельные отчёты» заостряют наиболее сложные моменты для каждого отдельного ученика и позволяют учителю увидеть типовые ошибки и концептуальные затруднения всего класса. Они помогают учителю оперативно отреагировать и внести изменения в преподавание.

Опросный лист (на английском языке) прилагается.

Методика  «Оценочные рубрики»

«Рубрики» представляют собой таблицу, которая содержит критерии для оценки выполнения проектных заданий. Для того чтобы определить критерии, я необходимо сформулировала учебные цели той работы, которую будут выполнять ученики, и результаты, которых они должны достичь. Именно с заданными учебными целями и результатами должны соотноситься оценочные критерии. По сути, критерии служат ученикам гидом, показывают им, что они должны продемонстрировать в той или иной работе, что должны уметь. Очень полезно было начать с того, что вместе с учениками обсудить стоящие перед ними учебные цели и те результаты, к которым они стремятся. Описание желаемых учебных результатов – это основа критериев для оценки работы.

Использование методики позволяет учителю и ученику определить следующие очень важные для обучения моменты:

  •  на каком уровне он находится в данных момент;
  • чего ему не хватает, чтобы достичь образцового уровня;
  • какой следующий шаг предстоит сделать.

Цели оценивания при помощи «Рубрик»

  • Повысить достоверность количественного оценивания устных презентаций.
  • Представить цели и ожидаемые достижения в чётком однозначном виде.
  • Представить стандарты оценивания или балльные оценки и соотнести их с достижением учебных целей.
  • Вовлечь учеников в критическое оценивание собственных работ.

Можно отметить, что и преподаватели, и ученики выигрывают, получая значимую информацию о достижении поставленных учебных целей. «Рубрики» позволяют преподавателям установить для учеников четко определенные стандарты, обеспечить их руководством, направляющим к достижению этих стандартов, и облегчают оценивание развернутых письменных и устных ответов.

«Рубрики» как вид обратной связи предоставляют преподавателю информацию, интерпретируя которую он обоснованно принимает решения, касающиеся учебной деятельности учеников или своего преподавания, подобно тому, как педагог интерпретирует и оценивает данные, проводя естественнонаучное исследование.

Рубрики с критериями оценивания страноведческого проекта прилагаются.

Методика «Портфолио»

Из разных форм порфолио, то есть портфолио документов, портфолио процесса, портфолио подготовленности, показательный портфолио, я использовала порфолио процесса или оценочный.

Этот вид портфолио отражает все фазы и этапы обучения и позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определёнными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчёта и самооценки.

Лист порфолио прилагается.

Анализ эффективности применения техник формирующего оценивания:

Все три методики, задействованные на итоговом уроке послужили средством завершить работу по теме. Все они помогли оценить полученный результат. Хочется еще раз вернуться к основаниям, на которых я строила систему оценивания:

  • Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
  • Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. В качестве критериев оценивания выступают планируемые учебные умения как предметные, так и метапредметные.
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися.

В качестве еще одного положительного момента хочу отметить, что формирующее оценивание помогает решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Еще хочется отметить, что формирующее оценивание дало шанс ученикам с проблемами в обучении полноценно участвовать в работе группы.

Из недостатков методики, я бы отметила временные затраты. И я понимаю, что эффект формирующего оценивания будет только тогда, когда обратная связь от учителя к ученикам и от учеников к учителю осуществляется систематически, а не время от времени.

Учащиеся отметили, что недельный отчет занял много времени, но позволил вспомнить пройденное, проанализировать свои знания и пробелы в них. Страница в порфолио не вызвала затруднений, так как эта методика нами применяется регулярно с начальной школы.

В качестве вывода хочется отметить, что техника формирующего оценивания является актуальной и перспективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. План-конспект обобщающего урока по теме "Traveling".

        Урок построен на основе системно-деятельностного и коммуникативно-деятельностного подходов.Представлены задания на развитие неподготовленной диалогической речи с исп...

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока - “Going shopping”.

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока -  “Going shopping”....

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебникуSpotlight-5 Тема урока – “Going shopping”.

Цели:1)практические:- развитие лексических навыков по теме «Магазины, покупки»;- практика учащихся в устной речи, чтении (развитие умений ознакомительного и изучающего чтения), аудировании;- развитие ...

План-конспект открытого урока немецкого языка с использованием ИКТ по теме «Кто живет в старых немецких городах?»

Тема урока: «Кто живет  в старых немецких городах?»Цель урока:  систематизация и обобщение знаний учащихся по темеЗадачи урока:Учебные – систематизация лексико-грамматических навыков  (...

Методические рекомендации по проведению урока английского языка с использованием здоровьесберегающих технологий

Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин      Методические рекомендации по проведению урока английского языка с использованием здоровьесберегающих техн...

Урок русского языка с использованием технологии "Формирующее оценивание"

Урок русского языка с использованием технологии "Формирующее оценивание" по теме "Буквы З-С на конце приставок"....