Камалян Арета Ашотовна, учитель английского языка МАОУ Лицей №2 г.Балаково Саратовской области Аннотация Данная статья посвящена вопросу подготовки учащихся старших классов к письменной части ЕГЭ по английскому языку. Статья содержит примеры писем направленных на развитие навыка письма. Актуальность исследования. В последние годы роль письма в обучении иностранному языку постепенно повышается, и, в некотором смысле, письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку. Нельзя не учитывать и практическую значимость письменного речевого общения в свете современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет и т.п. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке. Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлось целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и соответственно не было отражено в отечественных УМК по ИЯ. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, а также как средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся. Между тем письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения ИЯ. Проблемой обучения иноязычной письменной речи как виду речевой деятельности на старшем этапе занимался ряд отечественных (Н.В. Выготский, Н.И. Гез, Н.И. Ляховицкий, А.А. Миролюбов, И.А. Зимняя, А.Р. Лурия, Е.А. Маслыко, Д.Н. Богоявленский) и зарубежных (Д.Б. Эльконин, Л.М. Фридман) исследователей. В последнее время в учебном процессе уделяется мало внимания развитию письменной речи учащихся. Это обуславливается малым количеством времени, предусмотренного на обучение иностранному языку. Таким образом возникает противоречие между увеличивающимися потребностями владения письменной речи и реальными возможностями обучения данному виду иноязычной речевой деятельности в учебном процессе.
Развитие письменной речи на старшей ступени обучения английскому языку Цель старшего этапа (обучение действиям, обеспечивающим использование письма в коммуникативных целях), который, реализуется упражнениями речевого характера, - сформировать действия, обеспечивающие выражение мыслей в письменной форме. Главная особенность упражнений этого типа состоит в переключении произвольного внимания учащихся с формальной на смысловую сторону высказывания. Этому способствует определенный уровень автоматизации действий с языковым материалом. Надо отметить, что письменных упражнений в целом немного. Следовательно, проблема разработки письменных упражнений, создание целостной системы таких упражнений взаимодействующих с теми или иными устными упражнениями, является в настоящее время весьма важной и актуальной. В целом, обучение письму строится на трех сериях упражнений: 1. Упражнения, направленные на формирование графических и орфографических навыков, ориентирующих в письме как деятельности: списывание прописей букв, буквосочетаний, слов и их печатных эквивалентов; списывание или выписывание слов, на основе их группировки по выделенному графическому или орфографическому признаку. 2. Упражнения, направленные на формирование лексических и грамматических знаний и навыков и осуществляемые с помощью письма (письмо здесь средство обучения); письменное выполнение лексических и грамматических тренировочных упражнений на подстановку, на завершение предложений и т.д.; постановка вопросов с использованием определенного лексического и грамматического материала. 3. Письменные упражнения, служащие средством развития других видов речевой деятельности. выписывание цитат из текста к данным или самостоятельно составленным тезисам; краткая письменная передача содержания текста, например: в виде развернутого ответа на данный вопрос и т.д. Для обучения письму используются также упражнения двух видов: неспециальные и специальные. Если целью специальных упражнений является развития умений писать или формирование любого навыка письма, то неспециальные упражнения предполагают, выполнение задания с какой-либо другой целью в письменной форме и поэтому совершенствуют навыки письма попутно. К последним относится большинство домашних заданий, выполняемых письменно и последующим устным воспроизведением. При обучении письму исключаются задания в механическом списывании. С целью активизации мыслительной деятельности учащихся применяются следующие упражнения: упражнение - игра (кроссворды, загадки и т.п.); изготовление объявлений по образцу. ГИА (Государственная Итоговая Аттестация) по английскому языку – экзамен, с которым справится каждый школьник, если пройдет качественную и серьезную подготовку . При этом необходимо будет остановиться на каждом разделе изучения языка: лексике, грамматике, морфологии. Первые части ГИА по английскому языку подразумевают, что школьник должен выбрать один правильный ответ из нескольких, показав свои знания и эрудицию. Третья часть создана специально для того, чтобы школьник мог продемонстрировать более основательные знания, смог дать развернутые ответы, показал свои навыки изложения текста, рассуждения и анализа. Распределение тестовых баллов за выполнение раздела «Письмо» Характеристика распределения результатов выполнения данного раздела свидетельствует о том, что он не составил сложности группе хорошо подготовленных учащихся, при этом четко выделилась отдельная группа, с данным разделом не справившаяся, причем достаточно большое количество участников просто не приступило к выполнению данного раздела. Задачей экзаменационного теста в разделе «Письмо» являлась проверка уровня сформированности умений экзаменуемых использовать письменную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач. Раздел «Письмо» в 2008г. состоял из двух заданий: С1 — Письмо личного характера (критерии оценки которого относились к базовому уровню) и C2 — Письменное высказывание с элементами рассуждения (критерии оценивания которого относились к высокому уровню). Стимулом для высказывания в задании С1 был отрывок из письма друга по переписке, в котором сообщалось о событиях в жизни друга и задавались вопросы. Стимулом для высказывания в задании С2 было утверждение, с которым тестируемый мог согласиться или не согласиться, выразить свое мнение по поводу этого утверждения, приведя аргументы и доказательства. Рекомендуемое время выполнения заданий данного раздела составляло 60 минут. Анализ выполнения экзаменуемыми этого раздела можно сделать, основываясь на характере допущенных типичных ошибок. При выполнении задания С1 (Письмо личного характера) большинство экзаменуемых правильно выбрали элементы неофициального стиля. Практически все испытуемые соблюдали нормы вежливости, начиная письмо с благодарности за полученное письмо, подавляющее большинство употребляли соответствующую завершающую фразу и ставили правильно подпись в конце письма. Более трудным оказалось выполнение коммуникативной задачи. Более трети экзаменуемых не смогли представить полный ответ на запрашиваемую в письме информацию. При выполнении задания С2 (Высказывание с элементами рассуждения) экзаменуемые также затруднялись с решением коммуникативной задачи в полном объеме. Тем не менее, значительная часть выпускников смогли представить высказывание требуемого объема, продемонстрировали умение привести аргументы «за» и «против» или сформулировать собственное мнение и увидеть другие возможные точки зрения. Трудной оказалась задача сформулировать проблему в начале высказывания, не повторяя формулировку задания, а используя синонимические средства и синтаксический перифраз. Вновь дает о себе знать тенденция, использовать материал пресловутых «топиков» в качестве готовых отрывков, вставляемых в письменное высказывание. Что касается организации текста, то по-прежнему остается проблема деления текста на абзацы и использования средств логической связи. Анализ типичных ошибок, допущенных при выполнении заданий в разделе «Письмо», позволяет сформулировать следующие общие рекомендации для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку: 1. Следует знакомить учащихся с разными видами заданий по письму, обсуждать специфику коммуникативной задачи определенного типа и вытекающие из этой коммуникативной задачи особенности каждого вида. 2. Необходимо научить учащихся внимательно читать инструкцию к заданию, извлекать из нее максимум информации, видеть коммуникативную задачу и формальные ограничения (рекомендуемое время выполнения, требуемый объем). 3. Рекомендуется тренировать учащихся в выполнении письменных заданий разного объема, чтобы они были готовы написать работу в соответствии с объемом, указанным в тестовом задании. Недостаточный объем письменного высказывания, как и значительное превышение заданного объема, ведут к снижению баллов. 4. Для овладения навыками письменной речи следует учить школьников анализировать свои собственные работы и редактировать их в нужном направлении. 5. Перед началом работы учащиеся должны уметь отобрать материал, необходимый для полного и точного выполнения задания в соответствии с поставленными коммуникативными задачами, а после написании работы уметь проверить ее и с точки зрения содержания, и с точки зрения формы. 6. Необходимо также определить стиль (официальный, неофициальный) в зависимости от адресата и вида задания и придерживаться его на протяжении всего текста. При выполнении задания С1 (личное письмо) следует обращать внимание учащихся на следующие аспекты: 1. Важно внимательно прочитать не только инструкции, но и текст-стимул (отрывок из письма друга на английском языке). 2. При ознакомлении с текстом-стимулом учащиеся должны уметь выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в работе и наметить для себя план своего ответного письма. Для успешного выполнения задания С2 (Письменное высказывание с элементами рассуждения) надо иметь в виду следующее: 1. В действующих КИМах предлагаются два типа заданий: высказать собственное мнение по определенной проблеме и высказать аргументы «за» и «против» определенной точки зрения. Учащиеся должны понимать, в чем эти два типа сочинений близки и чем они различаются, и соответственно строить свой текст. 2. В инструкциях к заданиям предлагается самый общий план письменного высказывания, который учащиеся должны уметь конкретизировать в соответствии с предложенной темой. Необходимо вырабатывать умение планировать письменное высказывание и строить его в соответствии с планом. При этом вступление и заключение не должны быть больше по объему, чем основная часть. 3. Следует также помнить, что для письменной речи характерно деление текста на абзацы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста. 4. Рекомендуется особое внимание уделять средствам логической связи текста, как внутри предложений, так и между предложениями. Для формирования действий по аналогии, столь необходимых для овладения набором речевых клише, эпистолярных формул, свойственных стилю письменной речи, полезны такие упражнения, как составление письма или описание по образцу, и другие. Умению развернуть высказывание в логической последовательности способствуют упражнения на преобразования (трансформацию) текста. Так, например, ученикам предлагается текст, деформированный в плане его логического высказывания. Ученикам надо преобразовать этот текст, логически последовательно изложив его содержание. Среди многочисленных видов упражнений, направленных на формирование действий компрессии текста, которая лежит в основе резюме, аннотации и реферата, следует подчеркнуть роль упражнений на нахождение «информативного ядра». В этом случае в каждой части предъявляемого на слух или со зрительной опорой текста ученики должны выбрать предложение (или предложения) с наибольшей информативной нагрузкой. В случае надобности следует произвести необходимые преобразования, для того чтобы выразить основную мысль абзаца одним-двумя предложениями. Это упражнение способствует формированию не только действий по сужению текста, но и дифференциации (ученики должны различать главное и второстепенное в тексте), а также действиям преобразования и замены. На старшем этапе при работе с иноязычным текстом следует обучать школьников составлению реферата и аннотации. Для такой письменной работы следует пользоваться общественно-политическим, научно-популярным и публицистическим текстами, поскольку они позволяют формировать умение, необходимое каждому образованному человеку. Остановимся на указанных видах письменного "свертывания", "сжатия" текста. № 1. You have received a letter from your English-speaking pen friend Bill who writes ...I don't think it will be a problem for me to choose a good job in the future as I'm really interested in foreign languages, cultures and countries and I hope I'll work as a translator or teacher of foreign languages some day. Have you already decided on your career? What job are you going to choose? Why? I've lived in the USA my whole life but I'd really love to travel to other countries... |
Write a letter to Bill. In your letter answer his questions, ask 3 questions about his plans for travelling. Write 100−140 words. Remember the rules of letter writing. Пояснение. St. Petersburg, Russia November, 30 Dear Bill, Thank you for your letter. It’s great that you have already chosen your future job! Talking about me — I’m not that sure as you are. I also like foreign languages, different cultures and I enjoy travelling, but I don’t think that translation or being a professor is something for me. I’d like to choose a job which would give me a possibility of traveling, meeting new people, communicate with them on a foreign language, because that’s what I’m interested in and what, I guess I could do successfully. Anyway, you've mentioned travelling. Have you already decided when you are going to have your trip? What countries would you like to visit? Do you want to take your parents with you? I've got to go as my friend is asking me for help. Write back soon. Best wishes, Kate № 2. Comment on the following statement: It's reported that billions of dollars are spent on space exploration projects every year. Some people believe that this money should be used to solve problems on Earth. What is your opinion? What problems should humanity solve first of all? Use the following plan:
− make an introduction (state the problem) − express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion − express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion − explain why you don’t agree with the opposing opinion − make a conclusion restating your position Пояснение. Чтобы успешно написать высказывание с элементами рассуждения следует: - строить высказывания в соответствии с предложенным планом; - начинать введение с общего представления темы и предложения, отображающего ее проблемный характер; - во введении необходимо перефразировать тему/проблему, используя синонимичные выражения; - в основной части сначала высказать свое мнение и аргументировать его, затем представить точки зрения других людей и дать аргументацию, почему с ними не согласны; - приводя контраргументы, отстаивая свою точку зрения, желательно использовать перифраз, синонимию; - в заключительном абзаце еще раз указать на проблемный характер темы, показать, что вы способны видеть и другие точки зрения, тем не менее ваша кажется вам более убедительной; - делить текст на абзацы, которые отражают содержательную и логическую структуру текста; - сделать введение и заключение приблизительно одинаковыми по объему; - разбить основную часть как минимум на два абзаца, приблизительно одинаковых по размеру; -следить за тем, чтобы общий объем основной части был не меньше общего объема введения и заключения; - особое внимание уделять средствам логической связи текста, как внутри предложения, так и между предложениями. После выполнения задания уделите внимание проверке и подсчету количества слов (должно быть 200—250 слов). Пример сочинения: Some people think that spending money on space exploration is a great idea. However, there are others who claim that it’s better to use money to solve problems on Earth. As for me, nowadays it is more important to solve our Earth problems. There are many things to be said in favour of this point of view. Firstly, Earth keeps many mysteries, which should be solved. It is our home planet so we should know it completely before have great ideas about space. Secondly, Earth has many problems, such as environmental pollution, the greenhouse effect, and so on. What is more, global problems concern not only ecological sphere, but human race as well. Each year people die from poverty, starvation, bad health protection. There are many incurable illnesses. I think that money, which is spent on space exploration, should put in solution our Earth problems. On the contrary, there are other people, who are convinced that space exploration is more important for humanity nowadays, because if we improve our scientific knowledge, we can find the solution of our problems in space. For example, we will move to another planet, if Earth becomes impossible for living. I disagree with this point of view, because these people forget that Earth is our home. We should take care of it. Moreover, if we cannot safe one planet, how we can take care and do not destroy the other? In conclusion, I should say that we´d better not spend much money on space exploration before we solve the problems of our planet. Of course, science ought to be developed, but not in prejudice of Earth. Заключение В работе была рассмотрена проблема развития иноязычной письменной речи как виду речевой деятельности учащихся. Исследования показали, что психофизиологические особенности учащихся играют важную роль в процессе обучения и усвоения иноязычной письменной речи на разных этапах. Возрастные особенности средних школьников являются особо важными, так как подростковый период один из самых сложных периодов в жизни человека и центр тяжести в работе над письмом переносится на орфографию. Средние школьники отличаются готовностью и способностью ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане, так и в теоретическом. Также, не менее важным являются психологические и лингвистические особенности обучения иноязычной письменной речи. Психологическим содержанием обучения письму является формирование графических и орфографических навыков и умения ими пользоваться. Процессы устной и письменной речи неразделимы и взаимосвязаны. Однако по своему возникновению и пути развития, по своему психологическому содержанию процесс письма резко отличается от процесса устной речи. Классификация упражнений необходима как в теоретическом, так и в практическом плане. Для методической науки наличие обоснованной классификации упражнений важно - она определяет состояние методики как науки и уровень ее развития. На практике система упражнений позволяет эффективно строить процесс обучения иностранному языку. Важность системы упражнений состоит в том, что она обеспечивает организацию процесса усвоения и организацию процесса обучения. Мало знать методическую характеристику упражнений и уметь подбирать наиболее адекватные из них. В плане организации процесса усвоения система упражнений должна обеспечить: а) подбор необходимых упражнений, соответствующих характеру того или иного навыка; б) определение необходимости последовательности упражнений: усвоение не бессистемно, не беспорядочно, оно проходит последовательные стадии и проходит на основе определенных методических принципов; в) расположение материала и его соотношение; г) регулярность определенного материала и упражнений; д) правильную взаимосвязь разных видов речевой деятельности между собой и внутри себя. В результате такой интеграции в программах по ИЯ увеличивается количество аутентичных материалов, использование которых, по мнению многих ведущих методистов, и мы с ними вполне согласимся, повышает мотивацию к изучению ИЯ, т.к. делает процесс обучения более интересным и творческим, но, в свою очередь, требует специально разработанной методики. Таким образом, необходимо уделять внимание учебной письменной речи, так как она является основой коммуникативной письменной речи и способствует формированию орфографических и пунктуационных навыков, улучшает знание грамматики и разговорных формул, способствует расширению активного лексического запаса обучаемых. Использованная литература 1. Грибанова, К.И. Обучение письменной речи на начальном этапе [Текст] // Иностранные языки в школе. – 1999. - №2. – с. 18-22. 2. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И.А.Зимняя – М.: Просвещение, 1991. – 238 с. 3. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии [Текст] / А.А.Леонтьев – М. – Воронеж, 2004. – 309 с. 4. Лурия, А.Р. Речь и мышление [Текст] / А.Р.Лурия – М.: изд-во МГУ, 1975. – 230с 5. Мильруд, Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи [Текст] // Иностранные языки в школе. – 1997. - №2. – С. 5-11. 6. Пассов, Е.И. Основные вопросы обучения иностранной речи [Текст] / Е.И.Пассов – Воронеж: изд-во ВГПИ, 1974. – 164 с. 7. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе [Текст] / Е.И.Пассов – М.: Просвещение, 1988. – 235 с. 8. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам [Текст] / Е.И.Пассов – М.: Русский язык, 1977. – 179 с. 9. Программа для средней общеобразовательной школы. Иностранные языки. М.: Просвещение, 1997. 10. Рогова, Г.В. Письмо в обучении иностранному языку [Текст] // Иностранные языки в школе. – 1978. - №6. – С. 86-94. 11. Хэгболдт, П. Изучение иностранных языков [Текст] / П.Хэгболдт – М.: 1963. – 250 с. 12. Щерба, Л.В. Преподавание иностранного языка в школе [Текст] / Л.В. Щерба – М.: 1977. – 144 с. 13. Щукина, Ю.Д. Обучение письму [Текст] // Иностранные языки в школе. – 1985. - №6. – С. 59-61. ГИА по английскому языку // Как сдать ГИА по английскому языку: [сайт]. – М., [2009] – Режим доступа: http://www.egerf.ru/index.php?s=8&id
|