Современные технологии организации самостоятельной работы на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку
Настоящей работа основана на проблеме недостаточного применения самостоятельной работы на уроках иностранного языка. Зачастую учителя недооценивают данный вид учебной деятельности, ссылаясь на недостаточный уровень контроля со стороны учителя, и неспособность учеников самостоятельно руководить учебным процессом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_organizatsii_samostoyatelnoy_raboty_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии организации самостоятельной работы на уроках английского языка
А.Н. Щукин понимает под технологией обучения «все, что используется для обозначения совокупности приемов работы учителя, с помощью которых обеспечивается достижение поставленных на уроке целей обучения с наибольшей эффективностью за минимально возможных для их достижения период времени» [25, c. 258].
Одной из современных технологий является модульное обучение. “Модульное обучение предполагает строгое содержание учебного материала, четкие требования к знаниям и способам деятельности, алгоритмизацию труда” [37, c. 26].
Модульное обучение позволяет организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся. Модульное обучение используется на уроках, посвященных повторению и систематизации грамматического материала. На выполнение одного модуля отводится один урок. Обычно такой урок проводится перед контрольной или самостоятельной работой по теме. Обучающиеся работают самостоятельно, выполнив каждое упражнение, они проверяют правильность выполнения по листку контроля, выставляют себе баллы в схеме уровня знаний. Если и после проверки остаются вопросы, обучающиеся консультируются с учителем. Каждый работает в своем режиме и в конце работы каждый видит свой результат и понимает, что конкретно ему нужно повторить [37, c. 26].
Таким образом, несомненно, возрастает самостоятельность обучающихся, увеличивается их мыслительная и познавательная активность, увеличивается время работы каждого учащегося в отличие от традиционной фронтальной работы над теми же упражнениями. Учитель имеет возможность больше внимания уделить слабым учащимся, объяснить им еще раз пройденный материал.
Данная технология может быть использована при работе с текстом. На уроке обучающиеся читают текст. Фронтально выполняются предтекстовые и текстовые задания. Класс не делится, поэтому больше внимания уделяется переводу, который используется не только как средство обучения, но и рассматривается в качестве самостоятельной цели обучения. Учитель делит текст на части, обучающиеся делятся на группы. В данном случае лучше использовать гетерогенные группы, то есть в одной группе работают обучающиеся с разным уровнем обученности. За 15 минут группа должна подготовить выразительное чтение и литературный перевод отрывка текста. В конце работы один из участников группы отчитывается за работу, то есть читает и переводит текст. Вся группа получает одинаковые оценки.
Таким образом, каждый несет ответственность за общий результат работы. Это дает стимул сильным учащимся объяснить материал остальным, с другой стороны, дополнительную мотивацию получают более слабые учащиеся. Они работают сообща, каждый может внести свой вклад в общую работу. Если позволяет время, можно предложить учащимся оценить свой вклад в работу группы, а также то, как проходило общение в группе. Подобным образом можно организовать и другие виды работы с текстом.
Изучая или повторяя тему “Праздники англоговорящих стран” можно организовать работу следующим образом. Учитель на доске (или на карточках, которые размещаются в разных углах класса) пишет названия 3-4 праздников (в зависимости от количества учащихся). Каждый учащийся выбирает праздник, о котором он больше знает, который ему больше нравится. Таким образом, формируются группы из 3-4 человек. Если группа большая можно разделить ее на две. Затем каждая группа садится вместе. За 15-20 минут они должны обсудить выбранный праздник, стараясь собрать всю информацию. Кроме того, они должны придумать вопросы о других праздниках. Затем организуется обсуждение. Каждая группа задает вопросы другим командам и отвечает на вопросы о своем празднике. Команда получает по 1 баллу за каждый вопрос и по 2 за каждый правильный ответ [30, c. 26].
Таким образом, происходит обобщение материала, совершенствуются умения устной речи. Учитель выступает в роли организатора. Он должен следить, чтобы во время обсуждения в группах ребята говорили на английском языке. Можно вычитать баллы, если учащиеся переходят на родной язык. Кроме того, необходимо контролировать, чтобы все члены группы принимали участие в работе. Можно организовать подобную работу при повторении практически любой темы. Обсуждение в малых группах позволяет всем обучающимся, в том числе более слабым или тем, кто стесняется выступать перед всем классом, говорить на английском языке.
Модульное обучение и обучение в сотрудничестве – современные педагогические технологии, которые позволяют организовать самостоятельную работу обучающихся на уроках английского языка. Однако и используя традиционные виды работы, нужно помнить о необходимости, с одной стороны, давать обучающимся больше возможностей проявить свою самостоятельность, с другой стороны, о необходимости подготовить их к самостоятельной работе [25, c.131].
Многие понимают термин “самостоятельная работа” только как индивидуальную работу обучающихся. Однако большим потенциалом обладают, на наш взгляд, парная и групповая формы самостоятельной работы. Организовать такую работу можно, используя групповой метод обучения или технологии обучения в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто делать что-то вместе. Главное не соперничество, а сотрудничество. Каждый член группы несет ответственность за успех всей группы. Существует множество приемов или вариантов обучения в сотрудничестве.
Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Эта технология обучения базируется на идее взаимодействия учащихся в группе занятий, идее взаимного обучения, при котором учащиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу и несут коллективную ответственность за успехи каждого ученика. При обучении в сотрудничестве создаются условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик – учитель – группа» и происходит актуализация коллективного субъекта учебной деятельности [25, c.131].
Если объединить учащихся в небольшие группы (3-4 чел.) и дать им одно общее задание, оговорить роль каждого ученика в выполнении задания, то возникает ситуация, в которой каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно для этой технологии обучения, за результат всей группы. Общими усилиями решается поставленная задача, а сильные ученики помогают более слабым в успешности ее выполнения. Такова общая идея обучения в сотрудничестве, а для выполнения учебного задания учебная группа формируется таким образом, чтобы в ней были как сильные так и слабые ученики. Оценка за выполнение ставится одна на группу [25, c.132].
Технология обучения в сотрудничестве, являясь технологией развивающего обучения, предполагает "пробуждение и запуск" потребностей в самоактуализации, самореализации, самоусовершенствовании, развитие познавательной деятельности.
Необходимо стремиться к разносторонней деятельности каждого ученика. Нельзя одному ученику предлагать на протяжении ряда уроков одну и ту же роль. Общение на уровне равно партнерских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками при самостоятельном решении простейших коммуникативно-познавательных задач. Так как общение учащихся внутри группы и групп между собой осуществляется по мере возможности на иностранном языке (использование реплик на родном языке допускается при выполнении грамматического задания на этапе формирования навыка, а также при проверке домашнего задания), то на подготовительном этапе необходимо не только ознакомить учащихся с этапами работы в малых группах сотрудничества и ее спецификой, но и подготовить обучающихся собственно к взаимодействию на иностранном языке, ознакомить с особенностями речевого общения. В помощь учителю могут быть предложены образцы памяток работы в малой группе для младших школьников. Памятки оформляются на листах для индивидуального пользования (каждому на стол), а также на отдельных плакатах для размещения в классе [6, c. 176].
Организация обучения в сотрудничестве требует специальной предварительной подготовки с учетом психологических особенностей взаимодействия обучающихся в малых группах. В связи с этим подготовительный этап приобретает большое значение для осознания учащимися специфики учения по новой технологии, выявления мотивов сотрудничества, качеств партнера, создания для обучающихся атмосферы психологического комфорта. На основе выделенных критериев формирования групп достигается эффективность учебного взаимодействия при решении поставленной задачи.
Далее в работе представлены этапы подготовки класса к работе по технологии обучения в сотрудничестве (см. Приложение А).
Таким образом, обучение в сотрудничестве – это обучение в процессе общения обучающихся с друг другом, а целенаправленная работа в сотрудничестве позволяет повысить познавательный интерес к занятиям и значительно увеличить время речевой практики каждого ученика на уроке.
В целом, можно сказать, что развитие самостоятельности, формирование навыков самостоятельной работы – являются одной из приоритетных задач в работе современного учителя иностранного языка. Требуя от учеников самостоятельности, учитель должен задать себе вопрос, а научил ли он этому своих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие Памятки для организации самостоятельной работы учащихся по английскому языку
Настоящий сборник содержит памятки разных видов, цель которых – вооружить учащихся рациональными приемами самостоятельной работы над языком. Предлагаемые вербальные модели приемов учебной деятел...
МНОГОУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Рассмотрение многоуровневой структуры в организации самостоятельной работы на уроке английского языка, как один из важных стимулов, способствующих развитию внутренней активности учащихся. В структуре ...
Использование интернет - ресурса Learning Apps и программы MS Power Point для организации самостоятельной работы на уроках английского языка
В современных условиях система образования имеет практическую направленность. Ее главной целью является формирование личности человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Самостоятельная работа играет ведущую роль на уроке и степень самостоятельности при выполнении тех или иных видов самостоятельных работ связана с характером их деятельности, которая начинается с подра...
Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся
Доклад на тему "Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся"...
Презентация "Организация групповой работы на уроках английского языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве"
В презентации представлен алгоритм действий учителя при организация групповой работы учащихся на уроках английского языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве...
Современные образовательные технологии. Организация проектной деятельности на уроках английского языка в рамках ФГОС
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ФГОС...