системно-деятельностный подход на уроках английского языка
статья по английскому языку (7 класс)

системно-деятельностный подход на уроках английского языка в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

        Мы живем в быстро меняющемся мире: что было хорошо вчера, сегодня уже неактуально. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, они мобильны и конструктивны, готовы к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию.

        Перспективное развитие школы нового века ориентировано на переход от предметно-знаниевого образования к компетентностному, в основе которого лежит системно - деятельностный подход. При этом подходе вытекают требования к процессу обучения: научить школьников учиться, т.е. овладеть универсальными учебными действиями или компетенциями.

        При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального  общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Наиболее полно на сегодняшний день основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося образования описывает системно - деятельностный подход.

Системно - деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и УУД, которыми должны владеть учащиеся.

Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование и нацелен на развитие личности, на формирование субъектной позиции, помогающей определить ценностные ориентиры, которые могут привести учащихся к самоопределению. «Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе» (ФГОС. Фундаментальное ядро).

Системно-деятельностный подход является концептуальной основой стандарта второго поколения, поэтому важнейшая задача современного педагога – разобраться и понять.

Повышая свою  профессиональную  подготовку по вопросам введения ФГОС, я столкнулась с проблемой  недостаточной методической освещённости данной проблемы при обучении иностранному языку в начальной школе и тем более в среднем и старшем звене.

Осознание того, что ФГОС активно завоёвывает свои  позиции,  требования модернизирующегося образования и потребность в постоянном профессиональном росте привели  меня к  решению  изучить методику деятельностного подхода при обучении английскому языку.

По моему мнению, именно  через реализацию деятельностного подхода мы дадим ребенку возможность  развития, стремясь научить ребенка учиться.

Системно-деятельностный подход

        Понятие системно-деятельностного подхода было введено А.Г. Асмоловым  в  1985 г. как особого рода понятие.  Уже тогда учёные-методисты старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и целый ряд исследователей)  и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно - деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Именно он стал основой для многих разработок.

Системно-деятельностный подход (СДП) является основой ФГОС и обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

-к определению цели школьного обучения как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

-от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач;

-от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

-от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

 - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

   - признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

   - учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

   - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

   - разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

   - гарантированность  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Система дидактических принципов

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. уроки «открытия» нового знания;

2. уроки рефлексии;

3. уроки общеметодологической направленности;

4. уроки развивающего контроля.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Преимущества деятельностного метода обучения

        Деятельностный метод может применяться при изучении любого предмета. Главным его отличием от традиционного «наглядного» метода является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность: целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи; учебные действия детей - на этапе «открытия» нового знания; действия самоконтроля и самооценки - в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.

        Кроме того деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Цели урока:

Образовательная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей;

Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала;

Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД.

Формирование УУД на уроках различного типа

Тип урока

Формируемые УУД

метапредметные результаты

личностные результаты

Урок открытия нового знания

Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные

Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ- компетентности

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание

Урок общеметодологи-

ческой направленности

Познавательные: знаково-символические, логические

Регулятивные

Коммуникативные

Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание

Урок развивающего контроля

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, планирование, самоорганизация.

Коммуникативные

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание

Урок рефлексии

Регулятивные: контроль, оценка.

Начальные формы познавательной рефлексии.

Самоопределение

Начальные формы личностной рефлексии.

Личностные результаты:

  • готовность и способность к саморазвитию
  • мотивация к обучению и познанию
  • ценностно-смысловые установки
  • социальные компетенции, личностные качества

Метапредметные  результаты (универсальные учебные действия):

  • личностные
  • познавательные
  • регулятивные
  • коммуникативные

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача — задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность — управляемый учебный процесс.

Учебное действие — действие по созданию образа.

Образ — слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие — Я умею! У меня получится!

Эмоционально-ценностная оценка — Я считаю, что …. (формирование мировоззрения).

        Стандарты второго поколения вводят новое понятие – учебная ситуация, которая  является способом реализации деятельностного подхода.

        Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают, т.е. ребёнок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

Учебные ситуации строятся с учетом:

  • возраста ребенка ,
  • специфики учебного предмета,
  • меры сформированности действий учащихся .

В целом, к учебным ситуациям можно отнести:

  • ситуации стимулирования;
  • ситуации выбора;
  • ситуации успеха;
  • ситуации решения проблемных учебных задач;
  • ситуации риска;
  • ситуации критики и самокритики;
  • ситуации помощи и взаимопомощи;
  • ситуации самооценки;
  • ситуации общения;
  • ситуации убеждения;
  • ситуации соревнования и соперничества;
  • ситуации сопереживания;
  • игровые ситуации;
  • ситуации ответственных решений;
  • ситуации освоения новых способов деятельности;
  • тренинговые ситуации;

Необходимо не только продумать содержание учебной задачи, но и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения.

Я столкнулась с проблемой  недостаточной методической освещённости данной проблемы при обучении иностранному языку и начала поиск педагогических приёмов для реализации метапредметных и личностных результатов.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Структура урока «открытия» нового знания:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

Название учебной ситуации

Приём педагогической техники

Описание ситуации

Формируемые УУД

метапредметные результаты

личностные результаты

Ситуация успеха

Домысливание

                

Предлагается тема урока и слова «помощники»: Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
        

С помощью слов «помощников»  ученики формулируют цели урока.                

регулятивные, коммуникативные

смысло

образование

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 

Название учебной ситуации

Приём педагогической техники

Описание ситуации

Формируемые УУД

метапредметные результаты

личностные результаты

Ситуация успеха

 Лови ошибку

Объясняя  материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом.  Ученик получает текст   со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.

регулятивные, коммуникативные

смысло

образование

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Название учебной ситуации

Приём педагогической техники

Описание ситуации

Формируемые УУД

метапредметные результаты

личностные результаты

 Ситуация помощи и взаимопомощи  

  Своя опора

Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.   Как вариант приёма можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа.    

регулятивные, коммуникативные

смысло

образование

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация УУД по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Название учебной ситуации

Приём педагогической техники

Описание ситуации

Формируемые УУД

метапредметные результаты

личностные результаты

Ситуация выбора

 Реставратор

Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем.

регулятивные, коммуникативные

смысло

образование

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Название учебной ситуации

Приём педагогической техники

Описание ситуации

Формируемые УУД

метапредметные результаты

личностные результаты

Ситуация самооценки

Интеллектуаль-ная  рефлексия

Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий.  

1.Выбери верное утверждение:

Я сам не смог справиться с затруднением;

У меня не было затруднений;

Я только слушал предложения других;

Я выдвигал идеи….

2.Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы.

регулятивные, коммуникативные

смысло

образование

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов.

Структура урок рефлексии:

  1. Локализация индивидуальных затруднений 
  2. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений 
  3. Реализация построенного проекта 
  4. Обобщение затруднений во внешней речи 
  5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 

Название учебной ситуации

Приём педагогической техники

Описание ситуации

Формируемые УУД

метапредметные результаты

личностные результаты

Ситуация

ответст

венных решений

Блиц-контрольная

Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы. Включает в себя 7—10 стандартных заданий. Время — примерно по минуте на задание.

Технология проведения:

до: условия по вариантам открываются на доске или на плакате. При возможности условия распечатываются и кладутся на парты текстом вниз. По команде — переворачиваются.

во время: на парте — чистый лист и ручка. По команде ученики приступают к работе. Все расчеты, промежуточные действия — на листе, ответ обводится рамкой. Никаких пояснений или стандартного оформления задания не делается. По истечении времени работа прекращается по четкой команде.

после: работы сдаются учителю или применяется   варианты самопроверки.

регулятивные, коммуникативные

смысло

образование

  1. Включение в систему знаний и повторения 
  2. Рефлексия деятельности на уроке

Название учебной ситуации

Приём педагогической техники

Описание ситуации

Формируемые УУД

метапредметные результаты

личностные результаты

Ситуация самооценки и самокри

тики

Интеллектуаль-

ная  рефлексия

Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий.  

 Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик:

Что мы хотели выяснить на уроке?

Что нам удалось узнать?

Мы ответили на поставленный вопрос?

Что было самым важным на уроке?

Кто работал наиболее активно?

регулятивные, коммуникативные

смысло

образование

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Структура урока общеметодологической направленности

  1. Организационный этап.

Название учебной ситуации

Приём педагогической техники

Описание ситуации

Формируемые УУД

метапредметные результаты

личностные результаты

Ситуация стимули-

рования

Коммуникатив

ная атака,

жестикуляция.

Девизом нашего урока будет: вижу (прикасается  к глазам), слышу (прикасаюсь к ушам), говорю  (прикоснуться к губам), делаю (стукнуть кулачек о кулачок), получится (большой палец вверх)!     И вместе!

регулятивные, коммуникативные

смысло

образование

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Название учебной ситуации

Приём педагогической техники

Описание ситуации

Формируемые УУД

метапредметные результаты

личностные результаты

Ситуация выбора

 

 Мозговой штурм

 Ученикам предлагается   определить и выбрать факторы, влияющие на выбор места жительства и заполнить схему.

личностные,

 коммуника-

тивные,

познавательные.

самоопределение

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Название учебной ситуации

Приём педагогичес

кой техники

Описание ситуации

Формируемые УУД

метапредметные  результаты

личностные результаты

Проблем

ная учебная ситуация

 Яркое пятно

Учитель приходит на урок с атрибутами Рождества и Нового года. Ученикам предлагается объяснить, почему учитель принёс именно эти предметы.

личностные,

 коммуника

тивные,

познавательные

 смысло-

образование

4) Первичное закрепление

 -     в знакомой ситуации (типовые)

 -     в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Структура урока

  1. Мотивация

Название учебной ситуации

Приём педагогической техники

Описание ситуации

Формируемые УУД

метапредметные результаты

личностные результаты

Ситуация стимули-

рования

Дорифмовка

 Учитель предлагает учащимся подобрать соответствующую рифму из ранее изученных слов

Чтобы выучить весь счет,

В сад меня сестра зовет.

1. Распускается тюльпан.

Я считаю - это (one).

2. Вот и лилия в цвету.

Это 2, а значит (two).

3. Мне сестра кричит:

Смотри,

Куст жасмина - это (three).

4. Про деревья не забыли.

Это будет (four) - четыре.

5. Вот сирень в сторонке.

Это (five) - пятерка.

регулятивные, коммуникативные.

смысло

образование

  1. Актуализация и подготовка мышления учащихся
  2. Целеполагание контроля
  3. Контрольная работа
  4. Самоконтроль (взаимоконтроль)

Название учебной ситуации

Приём педагогической техники

Описание ситуации

Формируемые УУД

метапредметные  результаты

личностные результаты

Ситуация помощи и взаимопомощи

 

Прием

«Взаимопровер

ка»

 Учащиеся получают задания (по вариантам), через определенное время тетради собираются. Показываются правильные ответы и критерии оценивания, а  работы раздаются  для проверки учащимся класса того же варианта, но не владельцу тетради.  Ученики  сверяют ответы с ключом, помечают неверные ответы карандашом, ставят отметку.    

 личностные,

 коммуника

тивные,

познавательные

 смысло-

образование

 6. Самооценка

 7.  Рефлексия

Название учебной ситуации

Приём педагогической техники

Описание ситуации

Формируемые УУД

метапредметные

результаты

личностные результаты

Ситуация критики и самокри

тики

Прием

«Только мои плюсы».

Обучающиеся в конце урока называют только то, что у них получилось лучше всего.

личностные,

 коммуника

тивные,

познавательные

 смысло-

образование

8. Согласование оценок.

Заключение

Деятельностный подход на уроках иностранного языка реализуется успешнее через построение  и решение учебных ситуаций. Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания. При создании ситуации учения - обучения ученики не могут действовать по  заготовленным шаблонам, это приводит к развитию,  к тому, что человек становится восприимчивым к изменению собственных форм работы. 

Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:

  • придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

        В целом коммуникативный системно - деятельностный подход позволяет рационально использовать резервный потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения. Таким образом, модернизация современного российского образования – это необходимость, веление времени. Она направлена в будущее, в котором были бы реализованы интересы личности и общества.

Использованные источники.

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3.  Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред.. – М., 2000.

5.  Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Системно-деятельностный подход  - методологическая основа стандартов  общего образования нового поколения. Данный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской...

Системно-деятельностный подход на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Системно-деятельностный подход  - методологическая основа стандартов  общего образования нового поколения. Данный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской...

«Системно – деятельностный подход на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий младших подростков»

Как образно замечает Л.С.Выготский, “учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения”. Его главная стратегич...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке английского языка

Реализация системно-леятельностного подхода  на примере урока английского языка в 5 классе с углубленным изучением по программе О.В. Афанасьевой....

Доклад "Применение системно-деятельностного подхода на уроках английского языка"

Понятие систено-деятельностный подход  вперывые было введено в 1985 г.  В  деятельностном подходе выделяют результат деятельности на, что и нацелены стандарты второго поколения - развит...

Системно-деятельностный подход на уроках английского языка

Опытно-методическая разработка на тему " Системно-деятельностный подход на уроках английского языка"...