Организация проектной деятельности на уроках английского языка в соответствии с ФГОС
статья по английскому языку
В статье рассматривается метод проектной детельности с точки зрения целесообразности его использования на уроках английского языка, преимущества этого метода по сравнению с другими, трудности, возникающие при использовании этого метода, даны примеры использования этого метода из личного педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_na_urokah_angliyskogo_yazyka_v_sootvetstvii_s_fgos.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности на уроках английского языка в соответствии с ФГОС
В современной школе центральной фигурой учебного процесса является учащийся, и все действия педагога направлены на развитие его познавательной деятельности. Перед учителем стоит цель научить ребенка самостоятельно мыслить, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, потому что этим придется заниматься всю сознательную жизнь.
Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию иностранного языка. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого учащегося и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания английского языка является метод проектов.
Рассмотрим организацию проектной деятельности на уроках английского языка в рамках ФГОС, как средство развития познавательной деятельности учащихся.
Цель моей работы– создание условий для успешного изучения языка и освоения основ исследовательской деятельности в рамках единой системы урочной и внеурочной работы по предмету. И метод проектов на уроках иностранного языка является наиболее актуальным для меня в настоящее время. Это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС. Проектная методика дает возможность учащимся выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме, например, разработка и подготовка мультимедиа презентаций, плакатов, стенгазет, открыток.
Проектная методика позволяет сформировать у учащихся:
- коммуникативные, творческие, интеллектуальные умения и навыки,
- культуру общения,
- умение формулировать собственные мысли,
- умение терпимо относиться к мнению партнёров по общению,
- умение добывать и обрабатывать информацию, а также ориентироваться в информационном пространстве,
- умения и навыки использования современных компьютерных технологий,
- языковую среду, на основе которой возникает естественная потребность в общении на иностранном языке,
- умения применять накопленные знания по предмету,
- критическое и творческое общение.
Современные учащиеся – это очень знающие и много умеющие при работе с компьютерами дети. Наша задача - помочь им реализовать свои способности, применяя навыки пользования ПК на занятиях, в данном случае на уроках иностранного языка, раскрыть весь свой внутренний потенциал, реализовать все свои потенциальные возможности в своей будущей профессии. Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию, индивидуализацию.
Проектная деятельность – это одно из важнейших направлений личностно-ориентированного обучения. Задача преподавателя в процессе личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы выявить избирательность учащегося к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности.
Ценность метода проектов состоит в том, что он реализуется в деятельности. Учащиеся работают над проектом в группе или индивидуально. Только личная заинтересованность их в получении результата и положительная мотивация могут поддержать самостоятельность ребенка. Не менее значимым является, также и то, что у учащегося расширяются способы работы с источниками информации: поиск, сбор, анализ, представление, передача информации, моделирование (в том числе и компьютерное), проектирование, рефлексия, самообучение.
Можно выделить следующие умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью: интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразными справочными материалами); творческие (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения); коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль).
Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, плакатов, объявлений, исследования с последующим оформлением и т.д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого учащегося. Он сам должен определить, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация.
Для чего же нам нужен метод проектов? Самое главное-это научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, ориентироваться в информационном пространстве, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Анализируя свою профессиональную деятельность, я могу точно сказать, что результаты проектной методики очевиднее. Обычная методика преподавания иностранному языку зачастую построена на «сухом» материале, который трудновоспринимаем учащимися. Чего нельзя сказать о проектной деятельности. Она дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, значительно расширяет их общий кругозор, учит общению и многое другое. Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как преподавателем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать «из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. Все это, в конечном счете, призвано способствовать более глубокому пониманию роли России во все более взаимозависимом мире, формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого. Каждый проект - это результат большой и трудной работы учащихся.
Проектная деятельность - это высоко адаптированная методика. Она может применяться на любом этапе обучения и в любом возрасте. Учащиеся, получив задание, начинают подходить к нему более осознанно. Они учатся сами планировать и организовывать свою работу, распределяют задание, развивают коммуникативные навыки. Они учатся оценивать свои способности и способности своих товарищей, проводить диагностику и оценивать промежуточные результаты для получения хорошего конечного результата.
Для педагога проектная деятельность – это способ организации работы с различными группами учащихся, что обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения (от репродукции к творчеству).
В практике используются следующие виды проектов:
Исследовательские. Данный тип требует хорошо продуманную систему проекта, четко сформулированные перед началом выполнения проекта цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость, продуманные методы экспериментальных и опытных работ, методы обработки результатов.
Творческие. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимися схеме. Необходимо заранее договориться о желаемых, планируемых результатах. Это могут быть сочинения, стенгазеты, видеофильмы и т.д.
Ролево-игровые. В таких проектах также структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это могут быть любые герои, имитирующие социальные и деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.
Практико-ориентированные. Такой тип отличает четко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Результатом работы могут быть газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона и т.д.
Проекты могут быть:
Монопроекты. Данные проекты лучше проводить по наиболее сложным темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой. Они требуют четкой структуризации, лучше с поурочным планированием, с четким обозначением конечных целей и задач, а также знаний, умений, приобретаемых учащимися в ходе разработки проекта. Заранее обозначается и форма.
Межпредметные проекты. Такого рода проекты выполняются во внеурочное время. Они могут объединять несколько предметов. Такие проекты требуют четкой координации работы всех преподавателей-предметников, хорошо проработанные формы промежуточного контроля и итоговой презентации.
Основные этапы проектной деятельности
- Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
- Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
- Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
- Подготовка и защита презентации;
- Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:
- Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать их, желательно поощрять их самостоятельность.
- Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
- В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для коллажей и другой работе подобного рода. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок, поэтому в классе желательно также держать старые журналы, ножницы, клей. Третья рекомендация еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.
Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, рассказать о своей будущей профессии, и проектная работа готовит их к этому.
Приступая к внедрению метода проектов на своих учебных занятиях необходимо помнить, что наряду с преимуществами работа проектом содержит определенные трудности.
1. Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у учащихся вопросы.
2. Нелегкое дело – и оценка проектной работы. Способы оценки ее вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу. Очевидно, что язык – это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической направленности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.
3. При выполнении исследовательского проекта важно избежать его превращения в реферат. Учащийся должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику.
4.Неизбежны и языковые ошибки: ведь часть дополнительной информации учащиеся находят в русских источниках. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического материала должна предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразнее разрабатывать на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.
Меняется роль преподавателя: я не контролирую и не направляю каждый последующий шаг работы учащегося, а больше внимания уделяю процессу мотивации обучения. Учащийся превращается в собеседника, партнера, который помогает совместно наметить эффективные пути достижения результата. Я учу детей ставить перед собой реальные цели и достигать результата.
Проектная деятельность базируется на принципах теоретической педагогики:
- принцип доступности (соответствия возрастным особенностям);
- субъектности (содействия развитию способности осознавать свое "Я");
- принцип добровольности и партнерства (полноправного сотрудничества);
- принцип преемственности (опоры на пройденное);
- результативности, объясняя важность процесса работы и результата;
- принцип научности и созидания.
Принципиальные условия, соблюдаемые при работе над темой:
- Компьютерная грамотность;
- Умение аргументировать и делать логичные выводы;
- Распределение материала от простого к сложному, от частного к общему.
Не могу сказать, что первые проекты были очень успешными, но я поняла, что это одна из наиболее удачных форм контроля, вызывающая у учащихся большой интерес и здоровый азарт. Учащиеся с удовольствием принимают участие в подготовке очередного проекта, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам.
Так, учащиеся 2 класса с удовольствием участвуют в создании проектов по темам: «Моя семья» (создают генеалогическое древо), Мой лучший друг (фотопроект о друге), «Мы знаем алфавит» (настольная игра).
Учащиеся 3 класса создают проекты по темам «Мое любимое блюдо» (рецепт), «Меню на неделю», «Времена года» (настольная игра).
Учащиеся 4 класса участвуют в создании настольных игр по темам «Профессии», «Времена года».
5-классники результаты проектной деятельности представляют в виде презентации по теме «Англо-говорящие страны», в виде поделки-продукта по теме «Переработка использованных материалов», в виде плаката «Дом моей мечты». Я считаю, что самое главное, чтобы у учащихся создалось впечатление, что английский язык – это увлекательное путешествие , творчество, деятельность, удовольствие.
Нужно сказать, что с внедрением метода проектов в учебный процесс происходят значительные изменения: у учащихся увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода, содержание которого соответствует темам проектов, значительно совершенствуются умения устной и письменной речи, навыки компьютерной обработки текстовой информации, расширяются кругозор учащихся, отмечаются развитие коммуникативных навыков, умение вести дискуссию на английском языке. А самое главное - ребята становятся увереннее в себе.
Использование инновационных технологий в преподавании не только «подогревает» мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию.
Список литературы:
1. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В.. Метод проектов при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2014. - №1. – с. 5-11.
2. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
3. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. [Текст] / В. В. Копылова – М. Дрофа, 2004. – 96 с.
4. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.
5. Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку — http://www.tgl.net.ru/wiki
6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2015.- 43с.
7. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка; 2007.
8. Соловьева Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2015. – 43 с.
9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности на уроках английского языка
Английский язык как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Использование новых информационных технологий не только оживляет учебный процесс, но и открывает боль...
Особенности организации проектной деятельности на уроке английского языка
При реализации стратегий личностно-ориенгарованного обучения и воспитания школьников с использованием метода проектов меняется роль учителя. Он становится организатором самостоятельной работы уч...
Организация проектной деятельности на уроках английского языка
Работа посвящена проблеме организации проектной деятельности на уроках английского языка. Рассматриваются особенности позиции педагога как руководителя, организатора и участника процесса. Привед...
Организация проектной деятельности на уроках английского языка по ФГОС
Вашему вниманию предлагается теоретическая статья "Организация проектной деятельности на уроках английского языка по ФГОС. Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт з...
Проектная деятельность на уроках английского языка в соответствии с ФГОС
В Концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей новог...
Современные образовательные технологии. Организация проектной деятельности на уроках английского языка в рамках ФГОС
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ФГОС...