Работа с одаренными детьми
статья по английскому языку

Как выявить одаренность у ребенка? Как помочь развить, поддержать? Какие формы применять?! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odlar_deti.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться»

Сократ

В современном мире одной из важных задач является выявление, сохранение и поддержание развития одаренности среди детей. Перед учителем стоит главная задача – способствовать развитию личности ребенка.

Кто же такой «одаренный ребенок»?

 «одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Таких детей легко заметить, они всегда с поднятой рукой, быстро и без труда выполняют дополнительные задания, отличаются хорошей речью и нестандартным мышлением. При этом ребёнок может проявлять одарённость и в других видах деятельности.

Такие ученики отличаются:

-опережением в овладении знаний и их прочным усвоением;

-любознательностью;

-демонстрацией окружающим независимости, индивидуализма, желанием выполнять самостоятельно сложные задания;

- стремлением контактировать с более взрослыми сверстниками и взрослыми людьми;

-ответы и рассуждения отличаются неожиданными, нестандартными, более сложными, чем ожидает учитель, выводами, аргументами, умозаключениями;

-многие из них имеют прочную, ёмкую память.

Особенности работы с одаренными детьми в школе

Работа с одаренными детьми проходит в несколько этапов:

  1. Выявление одаренных детей. Создание банка данных.
  2. Планирование работы с одаренными детьми.
  3. Создание условий и организация работы с одаренными.
  4. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям.
  5. Организация участия одаренных детей в различных делах и мероприятиях.
  6. Отбор и оформление в течение года достижений одаренных детей для пополнения портфолио ученика.

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов: педагогов, психологов.

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

-отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;

-функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;

-ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.

Основные направления работы с одаренными детьми:

1. Создание благоприятных условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала одаренных учащихся через организацию консультативной помощи всем участникам образовательного процесса.

2. Развитие творческих способностей учащихся через индивидуальные и групповые занятия, с привлечением их к участию в олимпиадах, конкурсах и конференциях разного уровня.

Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления — одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. Во время учебного процесса необходимо:

- создавать ситуации успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам), появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности, использование различных видов мышления.

- подчеркивать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей.

Работа с одаренными детьми должна основываться на упражнениях с нестандартными решениями: - от решения головоломки, собирания пазла до изобретения новых проектов.

 Немаловажную роль в этом играет умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.

Формы работы с одаренными детьми

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися должны как сочетаться, так и отличаться с методами и формами работы с другими учащимися.

Среди форм работы выделяют - урочную и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

Формы работы с одаренными детьми:

- олимпиады, викторины, конкурсы;

- научно-практические конференции;

- выступления и доклады;

- активная внеклассная работа;

- предметные недели;

- ролевые игры;

- классно-урочная форма (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

- научные кружки, общества;

- дискуссии;

- интеллектуальные марафоны;

- проекты по различной тематике.

Работа с одаренными детьми диктует определенные требования к личности педагога:
 - желание работать нестандартно;
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одаренных детей;
- готовность педагога к работе с одаренными детьми.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...