УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОНОЛИНГВАЛЬНОГО СЛОВАРЯ
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Обучение любому предмету в современной школе подразумевает применение детьми полученных теоретических знаний на практике. Очевидно, что для детей, проявляющих особый интерес и способности к изучению иностранных языков, недостаточно информации, предусмотренной школьной программой. Следовательно, для повышения заинтересованности лингвистически одаренных детей учителю необходимо использовать дополнительные материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monahova_yu.v._modeli_realizatsii_raboty_s_lingvisticheski_odarennymi_detmi.docx | 227.93 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОНОЛИНГВАЛЬНОГО СЛОВАРЯ
Монахова Юлия Валерьевна
учитель английского языка, школа №347, Санкт-Петербург, Россия
E-mail: valery28@yandex.ru
LESSONS WITH THE USE OF MONOLINGUAL DICTIONARY
Monakhova Julia
English teacher, school №347, St. Petersburg, Russia
E-mail: valery28@yandex.ru
АННОТАЦИЯ
В статье автор рассматривает способы применения монолингвального словаря Longman Dictionary of Contemporary English и сайта Word Hippo на уроках английского языка для расширения словарного запаса обучающихся, более тщательной работы с лексико-грамматическим материалом и повышения мотивации лингвистически одаренных детей.
ABSTRACT
In the article, the author examines how to use the monolingual dictionary Longman Dictionary of Contemporary English and the Word Hippo site in English classes to expand vocabulary of students, work more thoroughly with lexical and grammatical material and increase the motivation of linguistically gifted children.
Ключевые слова: словарь; сайт; электронный ресурс; слово; лексика; лексико-грамматический материал; лингвистически одаренные дети.
Keywords: dictionary; site; electronic resource; word; vocabulary; lexical and grammatical material; linguistically gifted children.
Обучение любому предмету в современной школе подразумевает применение детьми полученных теоретических знаний на практике. Очевидно, что для детей, проявляющих особый интерес и способности к изучению иностранных языков, недостаточно информации, предусмотренной школьной программой. Следовательно, для повышения заинтересованности лингвистически одаренных детей учителю необходимо использовать дополнительные материалы.
Мы считаем, что для реализации названной выше цели на уроках английского языка использование монолингвального словаря Longman Dictionary of Contemporary English (программы и / или интернет-ресурса) и Word Hippo (интернет-версии и / или приложения для смартфонов) является наиболее целесообразным. Под монолингвалиным словарем английского языка следует понимать вид толковых словарей, в которых значения слов объясняются на английском языке, что позволяет избежать искажения лексических единиц переводом на любой другой язык и потери оттенков смысла слова. Отметим, что работа с электронными и мобильными версиями монолингвальных словарей на уроках иностранного языка соответствует формату ФГОС, мотивирует лингвистически одаренных детей к развитию своего языкового потенциала, расширяет словарный запас обучающихся, способствует расширению кругозора, а также помогает учителю дополнительно подготовить обучающихся к выполнению упражнений лексико-грамматического блока при подготовки к экзаменам ОГЭ и ЕГЭ. Кроме того, при работе с электронной версией словаря обучающиеся являются активными участниками образовательного процесса: самостоятельно определяют план своей работы, выбирают средства и способы для достижения поставленных целей, участвуют в оценивании как своей деятельности, так и деятельности одноклассников.
Возможности электронной версии словаря словаря Longman Dictionary of Contemporary English позволяют обучающимся найти информацию, касающуюся слов, фраз, значений и грамматики английского языка, узнать новые лексические единицы, повторить изученное, выполняя интерактивные упражнения в Longman Vocabulary Training, получить сведения о британской и американской культуре, создать свой собственный словарь при помощи Longman Language Activator. Словарь содержит и материалы для учителя, включающие готовые поурочные планы, которые можно распечатать и использовать на занятиях.
Каждая словарная статья Longman Dictionary of Contemporary English содержит разделы, касающиеся значений слова с примерами, словообразования («Word family»), грамматических сведений («Grammar»), имеющих отношение к данной лексической единице, а также возможных словосочетаний и устойчивых выражений («Collocations»). Электронная версия Longman Dictionary Contemporary English дает возможность прослушать слово или предложение при помощи нажатия на соответствующий значок аудирования.
Мы полагаем, что раздел «Word family» можно успешно использовать для работы с лексико-грамматическими упражнениями, так как в нем показан процесс и результат словообразования: переход из одной части речи в другую посредством прибавления приставок и суффиксов к слову. Изучение дефиниций, разнообразных значений слова позволяет расширить словарный запас обучающихся и дать представление о многозначности лексических единиц в английском языке. Раздел «Collocations» знакомит учеников со словосочетаниями и устойчивыми выражениями, а также дает возможность использовать данные сочетания как в устной, так и в письменной речи. Кроме того, словарные статьи Longman Dictionary of Contemporary English помогают учителю развивать навык поискового чтения у обучающихся.
Важно методически грамотно сочетать работу с учебником и электронной версией словаря. Например, во время изучения темы «Holidays» («Праздники») обучающиеся могут получить новую дополнительную информацию о праздниках с помощью словарных статей, а во время изучения темы «Sport» («Спорт») найти различные варианты значения слова и выполнить упражнения с предложенными в статье устойчивыми словосочетаниями.
Кроме того, все названные разделы позволяют подготовить учеников к выполнению заданий по лексике и грамматике, вызывающих наибольшие затруднения при сдаче экзаменов по английскому языку.
Рисунок 1. Пример использования разделов «Word family» и «Collocations» для формирования лексико-грамматических навыков
Рисунок 2. Пример задания для развития навыка поискового чтения
Электронный ресурс Word Hippo имеет удобную навигацию и может быть использован для работы с лексическим и грамматическим материалом наряду с Longman Dictionary of Contemporary English. На сайте Word Hippo можно найти дефиниции, распространенные значения и примеры предложений с искомым словом, услышать произношение лексической единицы и предложения, нажав на соответствующий значок аудирования, получить сведения о грамматических характеристиках лексической единицы, перевести слово на выбранный язык, найти слова с определенными согласными буквами, подобрать синонимы, антонимы и рифмы к заданному слову, составить кроссворд.
С нашей точки зрения особый интерес на данном электронном ресурсе представляет раздел «Synonyms» («Синонимы»), так как он позволяет сформировать умение заменять слова на синонимичные при написании отзывов, сочинений, эссе и построении монологических и диалогических высказываний по той или иной теме. Раздел «Rhyme words» («Рифмы») дает дополнительную возможность отработки произношения слов, а также позволяет выполнить творческое задание (например, сочинить стихотворение с найденными рифмующимися словами).
Таким образом, использование электронной версии монолингвального словаря Longman Dictionary of Contemporary English и сайта Word Hippo позволят учителю сделать работу с лексико-грамматическим материалом более разнообразной и интересной для обучающихся, а также мотивировать лингвистически одаренных детей к изучению английского языка.
Список литературы:
[1] Longman Dictionary of Contemporary English. – https://www.ldoceonline.com/ (25.03.2019)
[2] Word Hippo. – https://www.wordhippo.com (25.03.2019)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка алгоритма работы с монолингвальными словарями на примере Longman Active Study Dictionary
Данная работа является методической разработкой алгоритма работы с монолингвальными словарями. Использование монолингвальных словарей позволяет определить более точное значение слова, что важно для то...
"По страницам монолингвального словаря"
Размещаю здесь непосредственно сам конспект урока, а также презентацию, сопровождающую объяснение учителя и презентацию учащегося, которую он выполнил побывав в "Книжном доме" (по адресу ул. Малая Кон...
Обучение рациональному использованию двуязычного словаря на уроках французского языка на начальном этапе.
Данный материал может быть использован также при работе с различными словарями: энциклопедическими, толковыми, фразеологическими и т.д. на родном (русском) языке, т.к. они все построены на использован...
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СЛОВАРЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Каковы возможности и преимущества использования электронных словарей на уроках английского языка, а также новинках методической литературы и online словарей, которые значител...
Использование моноязычного словаря на уроке
Материал помогает развить навык использования моноязычного словаря на уроках английского языка...
В поисках лучшего монолингвального словаря.
Подборка монолингвальных словарей для повышения эффективности работы с английским языком....
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ СЛОВАРЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1. Содержание работы с орфографическим словаремДля того чтобы ученики уже на исходном этапе начали овладевать словарным запасом родного языка, очень важно формировать нужду пользоваться...