Методическая разработка «Диагностика детской одаренности»
методическая разработка по английскому языку
Необходимость выявления одаренных детей существовала всегда. Очевидно, что сегодня в школе надо создавать оптимальные условия для одаренных детей, включая тех, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась. Традиционные формы работы с детьми, позволяющая проявить себя одаренным детям - это участие в олимпиадах разного уровня, конкурсах по предмету, проектной деятельности, спектаклях на иностранном языке и т.п. Разработка программы для работы с одаренными детьми будут стимулировать развитие творческого потенциала детей.
Основное внимание в данной диагностической работе уделяется тому, чтобы не только определить уровень развития интеллектуальных способностей и уровень владения английским языком, но и выявить творческие способности младших школьников, наличие которых позволяет говорить об их лингвистической одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta_test_dlya_odarennyh_detey.docx | 50.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие
«Диагностика детской одаренности
у детей 9-10 лет»
Учитель
по английскому языку
Савицкая Инта Александровна
Санкт-Петербург
2018
ТЕСТ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ,
ИЗУЧАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Необходимость выявления одаренных детей существовала всегда, однако в связи с новыми ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами), возникла новая стратегия работы в школе, специально нацеленная на выявление одаренных детей и на работу с ними. Очевидно, что сегодня в школе надо создавать оптимальные условия для одаренных детей, включая тех, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась. Традиционные формы работы с детьми, позволяющая проявить себя одаренным детям - это участие в олимпиадах разного уровня, конкурсах по предмету, проектной деятельности, спектаклях на иностранном языке и т.п. Разработка программы для работы с одаренными детьми будут стимулировать развитие творческого потенциала детей. Выявление способных и мотивированных к изучению иностранных языков детей нужно начинать еще в начальной школе. Наблюдение за детьми, изучение их психологических особенностей, речи, памяти, мышления – таковы важные методы выявления одаренных детей в начальной школе.
«Большинство психологов солидарно в представлении о том, что понятие «творческие возможности» неотделимо от понятия «одаренность». Роль диагностических методов особенно велика при выявлении одаренности, замаскированной различными когнитивными, личностными и социальными проблемами учащихся.» (Е.И.Щебланова). Существует много диагностик, выявляющих уровень интеллекта (IQ). Однако, стоит отметить, что тесты на развитие интеллекта ориентированы главным образом на диагностику памяти, внимания, способностей к логическому мышлению, и ЧАСТО, как правило, не могут выявить творческие возможности одаренного человека.
Основное внимание в данной диагностической работе уделяется тому, чтобы не только определить уровень развития интеллектуальных способностей и уровень владения английским языком, но и выявить творческие способности младших школьников, наличие которых позволяет говорить об их лингвистической одаренности.
Выявление одаренных детей в данном тесте осуществляется по 3 направлениям:
- Определение уровня интеллектуального развития, логики, общей эрудиции (знания частей речи, антонимов/синонимов, умения создавать рифмы, умения обобщать и находить лишнее);
- Определение уровня владения английским языком выпускника начальной школы (знания лексики по темам, которые определены в образовательной программе, и умения применять грамматические структуры);
- Диагностика и развитие творческих способностей (умения сочинять загадку, историю, стихотворение на английском языке), свидетельствующих о наличии лингвистической одаренности у учащихся младшей школы.
Для повышения мотивации к выполнению данного теста был использован игровой момент: упоминание всеми известного литературного героя Незнайки.
Тест предполагается проводить среди учащихся 4 классов в школах с углубленным изучением английского языка. Тест состоит из 10 заданий творческой направленности. Каждое задание содержит в себе два уровня:
1-й – уровень олимпиадного задания
2-й (задание со звездочкой *) – уровень повышенной сложности.
Таким образом, тест включает в себя 20 заданий, на выполнение которых потребуется 2 академических часа (2 урока) или 1.5 часа. Превышение временных рамок, установленные для выполнения этой диагностической работы, не рекомендуется в связи с тем, что одаренность ребенка предполагает не только правильность выполнения задания, но и скорости мысли, позволяющая решать креативные задачи.
В некоторых заданиях дан образец выполнения, помогающий понять алгоритм действий (при желании эту «подсказку» можно убрать, что усложнит выполнение задачи). У заданий же с творческой направленностью образец отсутствует, чтобы учащийся сам нашел алгоритм решения.
Тест составлен таким образом, чтобы учитель и учащийся могли видеть, сколько баллов он получит за выполнение того или иного задания. Так как тест носит не только диагностический, но и развивающий характер, напротив каждого задания в правой части таблицы курсивом для учителя обозначено, какие именно знания и умения диагностируются или развиваются.
Все задания направлены на определение уровня развития интеллектуальных способностей выпускника начальной школы и уровня владения английским языком в соответствии со стандартами (ФГОС). Задания со звездочкой (*) определяют наличие у детей творческих способностей. В то же время, для наибольшего комфорта младших школьников, задания со звездочкой необязательны к выполнению и сопровождаются словами «если сможешь», «если у тебя получится» или «если тебе интересно». И ребенку предлагается перейти к выполнению следующего задания.
Оценка результатов
Результаты тестирования сверяются с ключами. Затем подсчитывается общее количество баллов за правильные ответы, плюс по 5 баллов за задание повышенной сложности (задание со звездочкой*). Полученный результат можно интерпретировать при помощи таблицы. Показатели выше 64 баллов могут свидетельствовать о наличии одаренности младшего школьника, ниже 50 баллов – о слабой подготовке по предмету, или низкой мотивации к обучению.
Низкий уровень творческих способностей | Средний уровень развития креативности, есть большой потенциал к развитию тв.сп. | Ярко выраженная одаренность |
ниже 50 | 50-63 | 64 - 142 и выше |
Диагностический тест
на выявление одаренных детей 9-10 лет, изучающих англ.язык
Задание 1.
Вспомни английский алфавит и помоги Незнайке продолжить цепочку из букв:
Задание 1*. ___ , ____,____, ….. *Предложи Незнайке еще свою цепочку из букв, чтоб Незнайке стало интересно. Если получится, напиши эту цепочку из букв. Если нет, не волнуйся и переходи к выполнению следующего задания. | Выявление логического мышления Внимательность (заглавная\строчная буквы) Знание англ.алфавита Выявление/Развитие умения распознавать закономерности 3 балла *Выявление способности создавать самому аналогичный алгоритм на базе языкового материала 5 баллов |
Задание 2.
Незнайка не может найти лишнее слово в каждой группе. Помоги ему, подчеркни это слово и объясни, почему именно это слово ты подчеркнул?
Задание 2*. ………. , ……….. , ________, ……… , ……… ________ *Если сможешь, придумай свою группу слов с лишним словом. Если не получилось, переходи к выполнению следующего задания.
| Выявление интеллектуальных способностей: умения обобщать Выявление знаний лексики по темам. Межпредметные связи: умение распознавать лексические группы по общему признаку, с обоснованием выбора- 5 баллов *Выявление способности распознавать алгоритм действий и самому применять его. 5 баллов |
Задание 3.
Незнайка забыл, что такое антонимы. Проверь себя, сможешь ли ты найти такие слова и соединить их парами.
Kind short Polite rude Long worst Different ugly Clever angry Handsome silly Best least Most same Задание 3*. Продолжи ряд подобных пар слов, чтоб Незнайка смог найти пару твоих антонимов: _________ _________ _________ _________ | Выявление умения находить антонимы , знаний прилагательных в английском языке. 7 баллов *Умение создать и применить алгоритм действий, (вспомнить нужную часть речи (степени прилагательных) в паре со словом, противоположным по смыслу 5 баллов (за каждую новую пару слов) Внимание!За одно слова без антонима балл не засчитывается |
Задание 4.
Собери словa из букв, которые Незнайка разбросал на столе. Затем определи, каким обобщающим словом их можно объединить?
e-a-l-r-e-с __________ r-e-a-d-b __________ w-s-d-ch-a-i-n __________ c-i-j-u-e __________ t-u-b-e-t-r __________
Задание 4*. Если сможешь, составь свой ряд слов к одному из обобщающих слов. - - - - - - . - - - - - - - - - - - - - -- - - - | Обобщающие слова:
| Выявление/Развитие интеллектуальных способностей, логики, умения обобщать, знания определенной лексики по англ.яз. 5 баллов+1 балл (за обобщение) *Задание повышенной сложности выявляет умение объединять лексические единицы в группы – 5 баллов |
Задание 5.
Найди среди этих слов двусложные слова, то есть слова, имеющие два корня.
Подчеркни их. Помоги Незнайке заполнить таблицу в соответствии с тем,
к каким частям речи относятся эти слова?
Задание 6.
Ты помнишь, как Незнайке было трудно найти рифмующиеся слова? Помоги ему найти рифму среди английских слов.
Coat bird Flight bee Family-tree mouse Fox hat Cat night House ghost Skirt box | Выявление общих интеллектуальных способностей и фонетического чутья.. Умение находить рифмующиеся слова 5 баллов |
Задание 6*. Попробуйте с Незнайкой придумать строчку из пары рифмующихся слов, используя другие части речи английского языка (глаголы и предлоги), чтобы получилась стихотворная рифма. The fox is in the box The bird is on the skirt. ______________________________________________________ ____________________________________________________ | Знание англ. языка, грамматики, использование глагола to be, предлогов. *Умение составлять рифмующие предложения. Умение составлять рифмующиеся строчки- 1 балл за каждую рифму |
Задание 7.
Прочитай загадку и попробуй помочь Незнайке отгадать.
| Выявление уровня интеллектуальных способностей и знания англ.яз. Умение догадаться по описанию, о чем идет речь. 3 балла |
Задание 7*. Подумай, о каком животном ты бы мог сочинить свою загадку для друзей Незнайки или для своих друзей? Если трудно, продолжай выполнять следующее задание. _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ | Умение составить рассказ-описание, с использованием подходящей лексики и грамматики англ.яз. 5 баллов |
Задание 8
Ты, наверное, помнишь знаменитую басню Крылова?
А вот Незнайка её не знает. Поставь предложения в таком порядке, чтобы получилась история:
а) Then winter came. Grasshopper wanted Ant to share food with him. b) Then summer came. Grasshopper said to Ant: “It’s such a fine day!” c) Now, Grasshopper and Ant find food together. d) Grasshopper said to Ant: “Let’s sing songs and play music with me!” e) One spring morning Grasshopper called Ant. – 1 f) Ant agreed with Grasshopper, but Ant said: “You must work with me next year.” | Выявления общих интеллектуальных знаний, знаний литературы Уровень владения англ.яз. Умение составлять рассказ 5 баллов |
Задание 8*. Напиши в нескольких словах, о чем эта история и какова главная мысль,? Как называется известная басня? ____________________________________________________ | *Умение выявить главное в тексте
|
Задание 9-а.
Незнайка забыл, что у неправильных глаголов в прошедшем времени
другая форма. Используй такую форму глаголов,
чтобы получились предложения в прошедшем времени:
| Умение употреблять неправильные глаголы прошедшего времени в англ.яз. 11 баллов |
Задание 9-b. Если поставить предложения в правильном порядке, то получится рассказ. Первое предложение в этом рассказе отмечено цифрой 1. | Умение составлять рассказ 8 баллов |
Задание 9*. Спроси Незнайку, что он понял из этих предложений? Задай 5 вопросов к этому рассказу. | Умение составлять вопросы к тексту- 5 баллов (по 1 за каждый вопрос) |
Задание 10-a.
Составь как можно быстрее маленькую историю из слов, которые тебе даны. Сначала тебе может показаться, что слова никак не связаны между собой и их невозможно сложить в рассказ, но это не так. Смотри, как Незнайка справился с таким заданием. У него получилась забавная история. Придумай конец истории.
Pilot sad café run ice cream bed clock yesterday Yesterday the pilot, called John, decided to go to a café to eat an ice cream. But suddenly he looked at the clock and realized that he was late for his flight. He had to run very fast, but finally he did’t make it which made him so sad. At least he …… Задание 10 -b. Придумай заголовок к этой истории! | Интеллектуальные способности: Умение составить рассказ по заданным словам Уровень владения англ.языком Проявление творческих способностей 5 баллов Заголовок – 5 баллов |
Задание 10*.
А ты сможешь придумать свою историю с этими словами?
A beach, a dog, a handbag, rain, look, the best | Владение англ.яз. Проявление творческих способностей- 10 баллов |
КЛЮЧИ К ТЕСТУ:
Задание 1.
- JKL b) Dw с) QPO
Задание 1*. предполагаемые ответы:ACE или zxv
Задание 2.
a) a goat,(wild/domestic animals;
b)Sunday, (day of week/ month of year;
с) summer,(weather/seasons)
d) Germany, (country/capital of country)
Задание 3.
Kind-angry
Polite- rude
Different- same
Clever- silly
Handsome - ugly
Best- worst
Most- least
Задание 4.
сereal
bread
sandwich
juice
butter - FOOD
Задание 4*: предполагаемый ответ: bed, table, armchair, cupboard, wardrobe – FURNITURE
Задание 5
Postman, suitcase, pencilbox, beautiful, airport, weekend, between, , dislike, unfortunately, behind, milkmaid, colourful, easily, misunderstand, interesting, icecream, fireman - 6 баллов
nouns | verbs | adjectives | adverbs | prepositions |
Postman | dislike | beautiful | unfortunately | between |
suitcase | misunderstand | colourful | easily | behind |
milkmaid | interesting | |||
airport | ||||
fireman | ||||
weekend | ||||
Pencil _ box | ||||
Ice _cream |
17 б
Задание 6.
Coat - ghost
Flight - night
Mouse - House
Family-tree - bee
Hat - Cat
Задание 7.
2. It’s a crocodile. 3. It’s a giraffe. 4. It’s a panda
Задание 8
2 – b) 3 - d) 4 - a) 5 - f) 6 - c)
Задание 9-а
| Задание 9-b 1– f
| Задание 9*.
|
Задание 10-а
Примерный вариант ответа: «At least he could eat as much ice-cream as possible until his next flight.»
ЛИТЕРАТУРА:
1. Щебланова Е.И.«Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики» . РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ московский ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ,Москва — Вороне ж 2004…………
2. Муссалитина Е.В. «Развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников» - , диссертация , Научная библиотека диссертаций - http://www.dissercat.com/content/razvitie-intellekta-i-tvorcheskikh-sposobnostei-mladshikh-shkolnikov#ixzz5IfQrSPsH , 2001
3. Культурно-свободный тест интеллекта Р.Б. Кеттелла (Culture Free Intellect Test)
4. Начальная общеобразовательная программа. ФГОС.
5. Савицкая И.А. “Play & Learn” («Учись, играя»), изд.Амфора, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка педсовета "Детская одаренность"
Форма проведения: дискуссия. Данная разработка позволяет определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми, выработат...
Диагностика детской одаренности.
Практическая диагностика детской одаренности представляет собой чрезвычайно ответственный вид деятельности. Мнение диагноста, оценка им психического развития ребенка могут необратимо повлиять на...
Методическая разработка: "Диагностика обучения. Контрольно – измерительные материалы (КИМы)." Симанов М.В. учитель технологии МОУ СОШ №3 г.Вологда
Процесс научения учащихся знаниям и умениям предусматривает необходимость диагностики, т.е. отслеживания результатов обучения, их контроля, анализа и своевременной корректировке.В зависимости от...
диагностика детской одаренности
методика Савенкова...
Диагностика детской одаренности
Данный материал содержит методические рекомендации для педагогов по детской одаренности....
Диагностика детской одаренности
Диагностика детской одаренности...
«Методическая разработка диагностики достижений обучающихся в детском объединении»
Методика диагностики уровня развития изобразительных умений и навыков в лепке у детей дошкольного возраста. (Разработана М.С. Абаниной)...