Особенности планирования урока в рамках ФГОС
статья по английскому языку

Наталья Сергеевна Киселева

Методическая разработка учителя английского языка Киселевой Натальи Сергеевны по теме

Особенности планирования урока в рамках ФГОС

Cовременные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как же обучать детей в новых условиях?»

Но как бы не менялись цели и содержание образования урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Перед учителем –вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Для таких учеников урок будет интересен только тогда, когда он будет современенным в самом широком понимании этого слова.
 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_planirovaniya_uroka_v_ramkah_fgos.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учителя английского языка Киселевой Натальи Сергеевны по теме

Особенности планирования урока в рамках ФГОС

Cовременные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как же обучать детей в новых условиях?»

Но как бы не менялись цели и содержание образования урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Перед учителем –вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Для таких учеников урок будет интересен только тогда, когда он будет современенным в самом широком понимании этого слова.

Что же такое современный урок?

  • Это совершенно новый урок, в центре внимания которого УЧЕНИК, а НЕ УЧИТЕЛЬ (учитель – это организатор, а не информатор на таком уроке);
  • это проблемный и развивающий урок: учитель организует проблемные ситуации, активизирует деятельность учащихся; но вывод делают сами учащиеся;
  • урок, на котором учитывается уровень и возможности учащихся, осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику, учитывается профиль класса, стремление учащихся;
  • урок, содержащий разные виды деятельности, которые стимулируют развитие познавательной активности ученика;
  • урок, на котором высокая степень речевой активности учащихся; современный урок воспитывает думающегоученика-интеллектуала.
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание.
  • урок, на котором обязательна рефлексия учащихся.

В соответствии с требованиями ФГОС второго поколенияосновными методическими принципами современного урока являются:

1) субъективизация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);

2) метапредметность (формируются универсальные учебные действия);

3)деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

4)рефлексивность (учащиеся погружаются в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);

5) импровизация (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

Как же нам спланировать урок, чтобы реализовать эти принципы? Что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли отказываться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС.

Мне стало легче ответить на некоторые из этих вопросов рассмотрев урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с традиционным уроком.

Традиционный взгляд: дать глубокие прочные ЗНАНИЯ

Согласно стандарту второго поколения все усилия должны быть направлены на РАЗВИТИЕ личности учащегося.

Как говорил основоположник научной педагогики в России Константи́н Дми́триевич Уши́нский:

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

Проведение урока согласно нормам ФГОС – дело хлопотное, требуют от учителя значительных временных затрат и эмоциональной нагрузки. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Но начинать стоит уже сегодня. Лично я с удовольствием внедряю новые технологии проведения урока и получаю от этого удовольствие. Потому что каждый урок превращается из обыкновенного в интересный. В классах, где я работаю, я уже давно не пишу тему на доске. Что я делаю? На крайней доске у нас есть так называемая «Понятийная корзина». Туда мы записываем ключевые слова, которые помогут нам сформулировать тему урока. Это нравится детям. В какой восторг они приходят, когда кому-то из учащихся удается четко сформулировать тему урока.

Какие же особенности планирования урока 
в рамках ФГОС?

  • Конкретно сформулировать тему, цели, тип урока.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным материалом).
  • Подобрать дополнительные задания и продумать объем и форму домашнего задания.
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Предугадать затруднения обучающихся и изменить по ходу урока задание - от простого к более сложному.
  • Подбирать комплексные задания, в которых предложенный материал рассматривается с нескольких сторон.
  • Не комментировать ответы учащихся и не исправлять их, предоставить эту возможность учащимся.
  • Провести рефлексию.

Остановимся подробнее на нескольких из них.

Деятельностный подход. Современные методы проведения уроков:

  1. Бинарный урок

Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Урок по теме ведут два педагога -предметника и общая проблема решается через материал данных учебных предметов.

  1. Методика «Займи позицию»

Методика «Займи позицию» позволяет выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса.

  1. Методика «Карусель» 

Карусель -  метод работы в процессе, которой учащиеся образуют два кольца: внутренне и внешнее. Внутреннее кольцо образуют сидящие неподвижно ученики, а во внешнем кольце ученики через каждые несколько минут меняются. Таким образом они успевают проговорить за несколько минут несколько тем. 

  • работают все вместе и работает каждый;
  • важным и интересным является мнение каждого ученика;
  • ребенок за урок может побывать попеременно в своеобразной роли то «ученика», то «учителя»;
  • меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
  • каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 3 класс – 68 уроков.В рамках ФГОС с УУД.

Календарно-тематическое планирование 3 класс – 68 уроков. №п/пДата№ урокаТема урокаЭлементы содержанияЛексико-грамматический материалПланируемые...

Статья «Особенности преподавания географии в рамках ФГОС»

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении насе...

Воробьева Е.Н. учитель биологии «Особенности современного урока в рамках введения ФГОС»

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В перв...

Особенности современного урока в рамках введения ФГОС

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования....

Особенности современного урока в рамках введения ФГОС

Особенности современного урока. Как учителю подготовиться к уроу в рамках введения ФГОС...

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА В РАМКАХ ФГОС

Пантилеева Е.С.ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА В РАМКАХ ФГОС...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ УРОКОВ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как ...