ИКТ на уроках английского языка в рамках очного и дистанционного обучения
материал по английскому языку

Выступление на ШМО 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления «Использование ИКТ на уроках английского языка в рамках очного и дистанционного обучения»

Информационно- коммуникативные технологии - это не только технические средства, но и формы и методы преподавания, соответствующий нашему времени подход к процессу обучения и воспитания. Использование информационно-коммуникативных технологий, Интернет — ресурсов позволяют реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности и интересов. Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. В современных условиях жизни школа должна формировать у учащихся соответствующие навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу учащихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поскольку:

изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе;

ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования;

широкое применение ИКТ создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь (Life Long Learning – LLL-парадигма), обеспечивающему постоянную адаптацию к условиям развития информационного общества и экономики, основанной на знании.

Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, постоянного обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школы, управления образованием. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно. Обучение иностранному языку, как часть образовательного процесса, не может остаться в стороне этих глобальных изменений в школе.

Принципиальное отличие системы обучения c применением ИКТ от традиционной заключается в ее технологической базе, в реализации высокого потенциала компьютерных и коммуникационных технологий. Это позволяет решить некоторые задачи образования:

- повышения качества образования;

- увеличения степени доступности образования;

- повышения экономического потенциала в стране за счет роста образованности населения (человеческий капитал);

- интеграции национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества.

Цель данной работы – выявить эффективность использования ИКТ и Интернет - ресурсов на уроке английского языка и принципы создания образовательных программных средств ИКТ в образовательном процессе в рамках этого предмета, способствующих развитию мотивации учебной деятельности учащихся.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть особенности использования ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка,

- проанализировать результаты использования ИКТ во внеклассной работе по английскому языку,

- проанализировать результативность применения ИКТ в собственной практической деятельности,

- выявить "плюсы" и "минусы" использования ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка в рамках очного и дистанционного обучения.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам.

В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определенные знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.

На уроках английского языка с помощью компьютера или любого другого электронного гаджета  можно решать целый ряд задач:

• формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

• совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;

• совершенствовать умения письменной и устной речи, пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающей определенный этап развития культуры народа, социальное и политическое устройство общества;

• знакомить с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

• формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке.

Таким образом, содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой техническое средство, которое способствует эффективному обучению, а впоследствии сказывается на общем развитии учащихся.

Компьютерные технологии в преподавании английского языка.

Компьютер - это средство, используемое учителем в учебном процессе, который может выполнять разнообразные функции в процессе обучения иностранным языкам:

- средство тренировки;

- средство создания дидактических материалов на изучаемом языке;

- средство обработки и хранения статистической информации об учебной деятельности;

- средство коммуникации с носителями языка в системе электронной почты и др.

Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает “международная сеть” (англ. international net). Использование кибернетического пространства (syberspace) в учебных целях является современным направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся.

На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка, расширять кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя: электронную почту (e-mail); телеконференции (usenet); видеоконференции; возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере; доступ к информационным ресурсам: справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy, Yandex, Google); поисковые системы (Alta Vista, Open Text, WebCrawler); разговор в сети (Chat).

Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке. Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.

Несомненно, Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и т.д. Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты на WWW.

Большим плюсом использования ресурсов Интернета является развитие межкультурной компетенции, то есть знакомству с различными культурами, определению путей их взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга, формированию культурных универсалий, необходимых для достижения взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном общении.

Основными направлениями использования ИКТ учителями иностранного языка являются:

- мультимедиа-уроки или видео-уроки,

- тестирование на компьютерах,

- тренажеры,

- дистанционные олимпиады,

- телекоммуникационные проекты.

Всё это, кроме телекоммуникационных проектов, я применяю на различных этапах урока и в различных видах речевой деятельности.

На своих занятиях по  английского языка в рамках урочной и внеурочной деятельности я использую мультимедиа – уроки и видео-уроки, предлагаемые следующими информационно-коммуникационными образовательными порталами: British Council (https://www.britishcouncil.org/english), Секреты английского языка (https://englsecrets.ru/videouroki), Language Study (http://www.study-languages-online.com/ru/en/course.html), учебное видео на канале YouTube (https://www.youtube.com/), EnglishOn-line.ru (http://englishon-line.ru/), РЭШ (Российская электронная школа) . Данные образовательные средства помогают в учебном процессе создать более интересный урок, привлечь внимание учащихся, совершенствовать навыки аудирования, грамматические навыки, расширять словарный запас английского языка, совершенствовать навыки говорения на основе услышанной информации.  

Также в своей работе использую различные онлайн – тесты такие как:  English Grammar (https://www.english-grammar.at/), Якласс (https://www.yaklass.ru/), Native English (https://www.native-english.ru/tests).

С помощью онлайн-тестов можно проверить, как хорошо ученик знает тот или иной материал, насколько хорошо он усвоил английскую грамматику, насколько обширен его словарный запас. Кроме того, можно узнать общий уровень владения английским языком.

Для развития навыков говорения и подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ, ВПР (Всероссийские проверочные работы) мной используются: тренажер устной части по английскому языку (https://speaking.svetlanaenglishonline.ru/ ) , который позволяет производить запись ответа учащихся и возможность проверки данной записи; сайт ФИПИ (https://fipi.ru/), где представлены различные варианты экзаменационных работ; сайт Сдам ГИА (https://sdamgia.ru/ ), который позволяет в режиме онлайн выполнить задания, созданные учителем из банка заданий или собственные задания, проверить и задать учащимся работу над ошибками с пояснениями.

Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

В последние годы обучение онлайн обретает особую популярность. Качественно разработанный сайт начинает сочетать в себе функции дистанционного обучения и онлайн услуг, предоставляемых круглосуточно. В этом свете онлайн ресурсы начинают оказывать самую действенную помощь в изучении английского языка.

Возможные формы дистанционного обучения:

- обучение, базирующееся на интерактивном телевидении (two-way TV);

-  образовательные курсы, разработанные на онлайн платформах: СДО Moodle, Сервисы Google, Российская электронная школа, Stepik, Инфошкола, HTML-Академия.

- платформы для проведения видеоконференций: Zoom, Discord, Canvas, BigBlueButton, YouTube .

- дистанционные олимпиады, конкурсы различного уровня. Они проводятся практически по всем предметам школьной программы, в том числе и по английскому языку.

        В рамках дистанционного обучения для расширения и углубления знаний по английскому языку своих учащихся я пользуюсь платформой Moodle, расположенной на сервере МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда; Zoom, Discord для организации видеоконференции с учащимися; дистанционными олимпиадами и конкурсами: «Эксперт», «Знаника», «English Challenge», «Фактор Роста», «Познание и творчество » и др.

Здоровье сберегающие технологии при использовании ИКТ

О здоровье как важнейшей предпосылке успешности в обучении и развитии детей в 60-х годах прошлого столетия писал Василий Александрович Сухомлинский: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе — плохое состояние здоровья, какое-либо недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя...».

Компьютеры, проекторы, экраны, интерактивные доски – вся эта техника призвана, чтобы акцентировать внимание учеников, усилить познавательный интерес, мотивацию к обучению. Но применять эти инструменты нужно грамотно, чтобы не навредить здоровью ребенка.

Применение ИКТ нужно сочетать с использованием традиционных форм урока, что позволит периодически переключать внимание учеников.

Не нужно забывать про оздоровительные моменты на уроке: физминутки, динамические паузы, минутки релаксации. Использую специальные комплексы упражнений для нормализации осанки, для восстановления сил, для снятия утомления, для снятия напряжения с мышц туловища, для глаз.

Гимнастика для глаз:

Вверх-вниз, влево-вправо

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считать до 10.

Раскрашивание

Предлагаю детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно  любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

Веселые истории

Предлагаю закрыть глаза, принять удобную позу и послушать короткую смешную историю на английском языке и представить происходящее действие.

Дыхательные упражнения

Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Ветерок

Поднять голову вверх – вдох. Опустить голову на грудь – выдох (подул тихий ветерок). Поднять голову вверх – вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок). Поднять голову вверх – вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).

Физические минутки

1. Hands up, hands down

Hands on hips, sit down

Bent left to the side

Bent left bent right

1, 2, 3 hop 1, 2, 3 stop!

Stand still

2. Stand up clap clap

Arms up clap clap

Step step arms down

Clap clap please sit down

3. Hands up clap clap clap

Hands down shake shake shake

Hands on hip jump jump jump

Hop hop hop stop stand still

Good sit down please

4. I can jump I can run

I can sing I can dance

I can swim I can’t fly

I can climb and say good bye.

При проведении дыхательных упражнений, гимнастики для глаз и для осанки можно использовать музыку.

Результативность использования ИКТ.

Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить ИК технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование ИК технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя свой опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволило мне: обеспечить положительную мотивацию обучения; проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация); обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза; усовершенствовать контроль знаний; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Учитывая то, что в наше время в каждом образовательном учреждении имеются стационарные или мобильные компьютерные классы, каждый кабинет оборудован АРМ учителя и почти все учащиеся обладают сотовыми телефонами, смартфонами или планшетами, которые имеют при себе во время учебного процесса с подключенным Интернетом, что позволяет мне включать использование современных гаджетов на разных этапах урока. Данный способ работы позволяет использовать современные устройства в учебно-познавательном направлении и добиться положительных эффектов, указанных выше.

Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повысили свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.

Выводы

Урок с использованием ИКТ дает возможность проводить занятия с разно уровневыми учениками, давать им задания различной степени сложности, предлагать набор заданий и упражнений соответственно их способностям, обеспечивать 100% участия, сохраняя атмосферу доброжелательности, спокойствия. При правильной организации учебного процесса повышается мотивация самоподготовки учащихся и появляется сознательное отношение к учебе. Отсутствие интереса к учению у учащихся в большой степени объясняется неумением самостоятельно организовать свою учебную деятельность. Учащиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками.

Список литературы:

- Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? // ИЯШ - 2001 - №4 - С. 29-33

- Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: в вопросах и ответах. - СПб, 2000. С. 191.

- Сидоренко А.Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка.// ИЯШ - 2002 - №2 - с. 41-43

- Цветкова Л.А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе. // ИЯШ - 2002. - №2. - С. 43-47.

- Beaty Ken. Computer-assisted Language Learning. Longman, Pearson Education, 2003.

- Chapelle Carol.A. Computer Applications in Second Language Acquisition: Foundations for teaching, testing and research. – Cambridge University Press, 2005. – 215c.

- Dudeney Gavin. The Internet and the Language Classroom. A practical guide for teachers. – Cambridge University Press, 2005. – 181c.

- Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический    базис: Учебное пособие. – СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

- Полат Е.С., Моисеева М.В. Педагогические технологии дистанционного    обучения. – М., “Академия”, 2006.

- Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. – М.,   “Академия”, 2004.

- Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной     педагогики // Открытое обрзование. – 2001. – №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость изучения английских пословиц на уроках английского языка в рамках введения ФГОС.

Статья рассказывает об актуальности изучения пословиц на уроках английского языка в рамках современной школы,расписаны зтапы урока в ходе которых может проводиться работа с данными устойчивыми выражен...

Урок английского языка в рамках личностно-ориентированного обучения

Статья об организации учебного процесса на уроках английского языка в рамках личностно-ориентированного обучения....

Технологическая карта урока английского языка в рамках темы "Holidays" по УМК «Английский в фокусе», 5 класс под редакцией /авторов Ю.Е.Ваулина, Дж.Дули и др.

Технологическая карта  урока английского языка в рамках темы "Holidays" по УМК «Английский в фокусе», 5 класс под редакцией /авторов Ю.Е.Ваулина, Дж.Дули и др....

Необходимость изучения английских пословиц на уроках английского языка в рамках введения ФГОС

В пословицах и поговорках отражен богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование пословиц и поговорок...

Использование серии учебников «Английский в фокусе (Spotlight)» для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка в рамках программы ФГОС

Описание серии учебников «Английский в фокусе (Spotlight)» и эффективности их использования на уроках английского языка для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на...

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...