Текст как средство формирования компенсаторной компетентности учащихся
статья по английскому языку

Поторочина Ольга Борисовна

Данная статья посвящена развитию компенсаторной компетентности учащихся на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Текст как средство формирования компенсаторной компетентности  учащихся

        В образовательном стандарте по иностранному языку говорится, что « изучение данного предмета в школе направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех её составляющих : речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетентностей.»

Средствами иностранного языка должно быть обеспечено развитие и воспитание школьников, а именно:

--развивается эмоционально-оценочное отношения к миру;

--формируется способность к самонаблюдению и самооценке;

--развиваются такие личностные качества, как целеустремлённость, толерантность, самостоятельность и творческая активность;

--совершенствуется опыт продуктивной творческой деятельности;

--обеспечивается самоопределение учащихся и их социальная адаптация.

        Содержание образования должно обеспечить достижение базового уровня. Оно представлено в виде блоков, которые соответствуют блокам коммуникативной компетентности. Одним из основных блоков является компенсаторная компетентность (латинское слово compensare –возмещать, уравновешивать). Данная компетентность предполагает дальнейшее развитие умений пользоваться собственным иноязычным речевым опытом для восполнения пробелов во владении иностранным языком.

        Для этого необходимо развитие следующих умений:

  1. варьировать способы изложения мысли (перифраз);
  2. пользоваться языковой и контекстуальной догадкой, понимать значение неизученных языковых средств на основе такой догадки;
  3. прогнозировать содержание текста по заголовку и началу текста;
  4. использовать словарь и текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски);
  5. игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста;
  6. использовать переспрос для уточнения понимания;
  7. использовать синонимы и эквивалентные замены для дополнения и пояснения мысли.

        Данная компетентность имеет большую практическую значимость для учащихся. Она помогает выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации.

        При обучении чтению, применение упражнений, способствующих компенсаторной

компетентности весьма необходимо, особенно в рамках интерпретации текста. Задания по чтению должны быть нацелены не на механическую работу с текстом (когда, например,

требуется лишь пересказать и перевести текст или найти ответы на вопросы, имеющиеся в явном виде в тексте), а на анализ и интеллектуальную обработку информации. Упражнения такого типа должны формировать следующие умения: во-первых, извлекать из прочитанного и формулировать в кратком виде наиболее важную информацию; во-вторых, перифразировать извлечённую информацию; в- третьих, находить соответствия по отдельным ключевым словам или их синонимам. Методический смысл заданий, носящих компенсаторный характер, помогает развивать внимание к слову и умение формировать мысль несколькими способами.

        В современной методике обучения иностранным языкам вопросы использования текста

для различных целей рассматривается довольно широко. Текст рекомендуется использовать для развития коммуникативной компетентности, одной из составляющих которой является

компенсаторная компетентность. Именно она способствует совершенствованию качеств умения, в первую очередь – динамичности, продуктивности, самостоятельности.

        Характер текста, используемого на этапе совершенствования компенсаторной компетентности, должен включать в себя психологический, лингвистический и методический аспекты.

        Психологический аспект заключается в том, что текст , с одной стороны, является продуктом говорения и должен быть способом речевого воздействия на слушающего в нужном для говорящего направлении. С другой стороны, текст служит объектом восприятия и объектом смысловой обработки. Текст нацелен на то, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся.

        В лингвистическом плане текст нужно воспринять, как нечто целое, понять его общий замысел. Для этого у текста должны быть такие качества, как связность, цельность, информативность. Информативность связана с фактором «интересности». Чем текст интереснее, чем он более значим для учащихся, тем больше информации он для них содержит. Это является одним из главных условий успешной работы на этапе совершенствования компенсаторной компетентности.

        На основе работы с текстом у учащихся должны появиться фразы, которые являются новыми трансформациями того, что было усвоено раньше. Так, за счёт новых комбинаций

лексических единиц и грамматического материала, на основе ранее изученного достигается новизна. Комбинируя и перифразируя материал, учащиеся образуют новые сочетания и устанавливают новые речевые связи.

        Говоря о целенаправленном совершенствовании компенсаторной компетентности, очень важно создать и использовать комплекс упражнений, который бы способствовал этому. Ведь упражнение – это один из фундаментальных компонентов процесса обучения иностранному языку. Упражнения, направленные на совершенствование компенсаторной компетентности, должны соблюдать такие основные условия:

  1. способствовать развитию личностной сферы ученика;
  2. отвечать уровню его подготовки;
  3. обеспечивать условия для создания речемыслительной задачи;
  4. формировать индивидуальный стиль деятельности.

        Для того, чтобы работа шла успешно нужно подобрать серию упражнений по тексту, способствующих формированию компенсаторных навыков. С этими упражнениями тесно связана работа, обеспечивающая и подготавливающая ученика к осмысленной реконструкции текста. Одним из свойств таких упражнений является то, что, выполняя их, учащийся пользуется свободой выбора не только средств, но и содержания высказывания.

        Для развития компенсаторной компетентности могут быть предложены следующие задания.  

I.Предтекстовые упражнения на догадку и прогнозирование: 

* What do you think the story is about judging by the title?

* Before you read the next paragraph match the words and word combinations from the text in the left column with their equivalents in the right column or use a dictionary to understand the meaning.

* Read the words below. They may have different meanings in different contexts. What meaning do you think they have in the text?

* Look at the objects and answer the questions before reading the text.

* What do you think happened next?

* Before reading the text, read the following words and word combinations and guess their meanings.

II.Упражнения на перифраз:

* Complete the following sentences from the text. Use suitable phrases of your own.

* Describe N… using the following word combinations.

* Use the following expressions and make up sentences of your own.

* Study the following phrases, recall the sentences in which they are used and make up sentences of your own.

* Rewrite the following sentences using the constructions “There is no use in doing …”, “It’s no use doing …”.

* Make 2 new sentences beginning with the words in brackets out of the one giving below.

* Disagree with the ideas given below. Use the phrase “It’s seems to me …” .

* Rewrite the following sentences according to the model.

* Rewrite the following sentences, using a verb instead of a noun.

*Complete the ideas using the structures “There is …” , “There are …”.

* Make up sentences using the words opposite in the meaning to those in the text.

* Complete the sentences from the text using “because” or “that’s why”.

* Rewrite the extract in the form of a letter from N… to A… .

* Complete the text with the missing words derived from the same root.

* Summarize the first ( second )part of the text.

* The words below are from the text. Make pairs of words with opposite meanings.

* Give a summary of the text in not more than 10 sentences.

* Retell the story on the part of N….

III.Упражнения на эквивалентные замены:

* Find the equivalents of the following in the text.

* Replace the Russian words in brackets by their English equivalents.

* Find in the text the equivalents of the following expressions. Use them in sentences of your own.

* Find equivalents of the following combinations in the text and fill in the blanks with suitable words in the correct form.

* Find the English equivalents to the Russian sentences paying attention to the highlighted words.

     

          Вся работа по совершенствованию компенсаторной компетентности направлен на оптимизацию процесса обучения, важным моментом которой является выбор оптимального для соответствующих условий вида дидактического взаимодействия. Это способствует успешной деятельности учащихся (так называемое «подкрепление успехом»), помогает поддерживать мотивацию при изучении иностранного языка. И задача наша состоит в том, чтобы лучшим образом учесть все возможности учащихся, используя рациональные формы управления их учебной деятельностью и способствовать развитию их индивидуальности и

становлению их духовности.

   

         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства

Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально п...

Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"

Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...

Обобщение опыта работы по теме "Анализ текста как средство развития языковой компетентности учащихся"

В данной статье описан опыт работы по анализу текста на уроках русского языка....

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

Необходимостью повышения интереса учащихся к занятиям русским языком, поскольку недостаточный уровень интереса тормозит успешно обучение. Падение ин­тереса к чтению художественной литературы, низкая к...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

формирование умений и навыков  речевого общения или коммуникации через использование текста в качестве дидактического материала. ...