Этапы обучения говорению на уроках английского языка
статья по английскому языку (6 класс)

Базылева Екатерина Григорьевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_angliyskiy_yazyk.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы обучения говорению на уроках английского языка

Существуют следующие формы языка, которые мы используем, чтобы внедрить говорение на уроку:
-отдельные слова
-чанты
-рифмы
-инструкции
-просьбы
-загадки
-диалоги
-истории
-описание
-монолог
Почему дети на занятиях не говорят?
Во-первых, у них нет необходимости общаться на английском, именно поэтому каждый урок, где своей целью ставится обучение говорению, следует начинать разрабатывать с цели: в какой форме и для чего мы будем сегодня использовать язык? Во-вторых, у детей часто нет модели, на которую можно опираться. Поэтому наглядность играет большую роль в процессе обучения. Модель может быть написана на доске, на слайде презентации, распечатана на листах и т.д. В-третьих, и это далеко не редкость, детям просто нечего сказать по теме из-за отсутствия информации или знаний, поэтому на предварительном этапе нужно хорошо проработать саму лексику (слова по теме) и только потом переходить к фразам, предложениям и вопросам, которые обычно содержат новый грамматический материал.
Например, если две страницы учебника посвящены теме “Внешность”, то конечной целью данного блока уроков будет описание своей внешности. Следовательно, стоит разбить уроки так, чтобы на первом дети изучили новые слова и словосочетания по данной теме, такие как nose, eyes, mouth, head, ears, а на втором уроке познакомились с новыми грамматическими структурами: this is my mouth, these are my eyes и т. д.
Любое обучение говорению делится на три этапа- правило трех P:
1. Презентация лексики (presentation)
2. Отработка лексики (practice)
3. Воспроизведение (production)

На этапе презентации мы всегда используем упражнения, которые способствуют запоминанию слов: игры с реальными предметами и флеш-картами.
Этап отработки лексики делится на два: guided practice и free practice. Guided practice всегда подразумевает наличие правильно ответа и опирается на то, что в результате должен сказать ребенок. Здесь учитель использует такие игры как bingo, what’s missing, snap, domino, odd one out, sorting. Free practice – это защита мини-проектов по теме, в которых дети используют лексику более свободно в своей интерпретации, соединяя ее с грамматикой.
Этап воспроизведения предполагает разговор по теме без опоры в заданных учителем формах языка: диалог, монолог, просьба, описание, история и т.д. Это результат, который мы стремимся достичь, обучая детей говорению. Например, после прохождения темы “Furniture” можно попросить детей стать блоггерами и записать на видео Room tour, с описанием своей комнаты, использованием всех пройденных структур. На этом этапе важно не пугать учащихся плохими оценками, не давать жестких указаний, связанных с формой представления материала, а мотивировать их поделиться свой персональной информацией в нетрадиционном для урока виде, а именно, видеоролике. Доброжелательное отношение учителя, его ободряющие наставления и комментарии – это залог успеха в построении открытых, располагающих к общению отношений.
Так, например, проходя тему Daily routine, можно попросить учащихся фотографировать себя за тем как они чистят зубы, идут в школу, едят обед в столовой и на основе этих фотографий составить рассказ.
Еще одно очень эффективное упражнение в обучении говорению называется Mingling activity. Учащимся выдаются листы с вопросами, и они должны провести опрос всех одноклассников относительно заданной темы, задавая друг другу одни и те же вопросы. Результатом становится выявление интересов каждого участника опроса и рассказ о своем соседе.
Для развития творческого потенциала учащихся, воображения и беглости речи хорошо использовать упражнение Making up a story. Для этого педагог подготавливает карточки с разнообразной лексикой по пройденным темам, кладет эти карточки картинками вниз, учащийся берет первую карточку и придумывает с ней предложение. Второй учащийся берет другую карточку, повторяет первое предложение и придумывает свое, используя картинку. Таким образом, на выходе получается забавная история, которая охватывает разнообразную лексику, которую хотелось бы отработать.
Различные физ. минутки позволяют учащимся расслабиться и настроится на следующую часть урока. Их тоже можно проводить с пользой. Игра Hot potato – это, своего рода, лексическая разминка, соединенная с физ. минуткой, которая проводится так:

  • учащиеся становятся в круг
  • учитель включает музыку и задает лексическую тему игры, например, Clothes
  • учащиеся начинают кидать мячик друг другу, называя по одному слову на тему
  • учитель останавливает музыку
  • учащийся с мячом в руке называет 5 слов по теме

В процессе игры учитель может переключать темы, говоря “Switch!”. Такая игра очень нравится школьникам и имеет хороший обучающий потенциал.


В заключении, хочется рассказать о простом, но действенном способе вывести детей на свободное говорение на этапе Production. Для этого педагогу потребуются картинки, которые интересно описывать. Это такие картинки, которые содержат множество предметов разных цветов, природных явлений или героев, которые что-то делают. Далее дети садятся в круг и получают различный счетный материал, такой как камушки, палочки, листочки. Важно, чтобы у каждого учащегося был свой цвет материала, потому что в конце будет произведен подсчет баллов. Учитель начинает игру фразой “I spy with my little eye something blue.” Тот ученик, который догадался, о чем идет речь, называет слово и кладет на него свой предмет, например, синюю палочку. Далее он загадывает предмет, описывая его, а другие учащиеся отгадывают. Таким образом, дети слышат речь, отвечают на вопросы, составляют свои предложения. В конце, тот ученик, чьих палочек на картинке оказалось больше, выигрывает.
Описывая картинки в командной игре можно задавать такие вопросы и задания, как:
-how many?
-there is\there are
-find and point
-find and colour
-compare one picture to another





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение говорению на уроках английского языка с использованием ситуаций речевого общения

Методические рекомендации по обучению говорению на уроках английского языка с использованием ситуаций речевого общенияСоставитель: Соловьева Татьяна Викторовна, учитель английского языка.Методич...

презентация "обучение говорению на уроках английского языка"

Данный материал может пригодиться преподавателям для выступлении на МО или при подготовке к пед.совету или аттестации. Данную презентацию подготовил опытный преподаватель. Огромное спасибо ей. Ольге Ч...

Курсовая работа на тему "Обучение говорению диалогической речи английского языка на среднем этапе в общеобразовательных учреждениях РТ"

Курсовая работа на тему "Обучение говорению диалогической речи английского языка на среднем этапе в общеобразовательных учреждениях РТ"...

"Эффективные приемы работы при обучении говорению на уроке английского языка"

Статья посвящена некоторым приемам обучения говорению, которое предусматривает как диалог, так и монолог. Говорение – продуктивный вид деятельности, для которого важна потребность высказываться. На ур...

Статья по теме "Использование интерактивного подхода к обучению говорению на уроках английского языка в школе"

Статья по теме "Использование интерактивного подхода к обучению говорению на уроках английского языка в школе" Важным составляющим процесса обучения английскому языку является обучение ...

Методы обучения говорению на уроках английского языка

При изучении иностранного языка говорение является и средством обучения, и навыком. Несомненно, способность выражать свои мысли в устной форме является важной частью обучения английскому языку. Разгов...

Обучение говорению на уроках английского языка

Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения иностранному языку. Сегодня это особенно актуально. Устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно з...