Обучение грамматической стороне иноязычной речи
методическая разработка по английскому языку
Грамматика - один из основополагающих аспектов языка, без которого невозможна полноценная коммуникация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kirstya_e.v._obuchenie_grammaticheskoy_storone_inoyazychnoy_rechi.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В. Кирстя,
учитель английского языка
МОУ «Павловская СШ»
п.Пригородный Каргопольского р-на
Обучение грамматической стороне иноязычной речи
Обучение практическому владению иностранным языком подразумевает обучение фонетической, лексической и грамматической сторонам устной и письменной речи, которые находятся во взаимосвязи друг с другом. Грамматика – один из основополагающих аспектов языка, т.к. полноценная коммуникация невозможна без владения ею. Главная цель в обучении грамматике связана с формированием грамматических речевых навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений в аудировании, говорении, чтении и письме. Грамматика иностранного языка выполняет образовательную функцию: позволяет лучше осознать строй родного языка, и практическую функцию: обеспечивает правильное оформление устных и письменных высказываний.
Под содержанием обучения грамматике понимают всё то, на основе чего происходит развитие грамматических навыков. Содержание этой стороны предполагает следующие компоненты: лингвистический, психологический и дидактико-методический.
Лингвистический компонент включает в себя следующие составные части:
- Грамматический минимум – это грамматические формы, структуры, правила изменения слов. Выделяют активный и пассивный грамматические минимумы. Активный грамматический минимум составляют грамматические явления, предназначенные для употребления в говорении и письменной речи. Пассивный грамматический уровень составляют структуры и формы, которые обучающиеся могут узнавать и понимать в тексте.
- Объективные трудности усвоения грамматических явлений – это трудности в морфологическом строе (временные формы, падежные окончания) и синтаксическом строе (фиксированный порядок слов).
- Грамматические понятия, отсутствующие в родном языке (артикль, категории времён и др.)
Психологический компонент содержания обучения грамматике иностранного языка включает в свою структуру:
- учёт интересов и мотивов по овладению грамматической стороной речи;
- характер взаимодействия грамматических навыков с другими видами обучения.
Дидактико-методический компонент управляет деятельностью обучающихся по освоению грамматического материала. Он предусматривает формирование навыков самостоятельной работы над данной стороной речи, а именно навыки использования грамматических таблиц, схем, справочников.
Методы обучения грамматической стороне иноязычной речи
Можно выделить следующие методы обучения грамматической стороне иноязычной речи:
- Грамматико-переводной метод (анализ и перевод текстов, грамматических форм, встречающихся в этих текстах)
- Прямой метод (освоение грамматического строя языка проводится натуральным методом, без объяснения правил)
- Сравнительный метод (на основе сравнения грамматических явлений родного и изучаемого иностранного языка)
- Коммуникативный метод (в этом случае внимание уделяется правилам функционирования явлений в речи)
Методика работы над грамматической стороной речи включает в себя:
- Принципы обучения. Специальными принципами являются: деятельностный характер освоения грамматического материала, опора на наглядность и доступность, принцип сочетания сознательности с практическими действиями и самостоятельность при отработке грамматических структур.
- Работу над грамматическим материалом: создание грамматических основ, совершенствование сформированных грамматических форм.
- Приёмы работы над грамматическим материалом: теоретический (с опорой на схемы и правила) и практический (организация тренировок на основе упражнений)
- Контроль и оценка уровня сформированности грамматических навыков: в качестве контроля можно использовать задания, в которых проверяются навыки узнавания грамматических явлений и соотнесения грамматических форм с признаками оформления предложений.
Грамматика – это теория данного языка, обобщение знаний о строе слова и предложения. Для эффективного усвоения грамматического материала необходимо рассмотреть обучение грамматике как средство обучения, отобрать грамматический минимум, который определяется действующей программой обучения, и обеспечить прочное овладение этим грамматическим минимумом. Таким образом, проблема формирования грамматических навыков является одной из наиболее актуальных в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в формировании коммуникативной компетенции.
Список информационных источников
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).- М.: Икар, 2009. – с. 448
2. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам.- М.: Просвещение, 1985.-с.167.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учеб. пособие.- М.: Академия, 2004.- с.108.
4. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М.: Высшая школа, 1982.- с.373
5. Дроздова Т.Ю., Маслова В. Г., Берестова А. И. English Grammar. Reference & Practice. Version 2.0. СПб.: Антология, 2012.- с.424
6. Каушанская В.Л., Ковнер Р. Л. A Grammar of the English Language.-М.: Айрис Пресс, 2008. – с.381
7. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева.- М.: Советская энциклопедия, 1990.- с.685
8. Методика преподавания иностранных языков: общий курс: учеб. пособие / отв. ред. А. Н. Шамов.- М.: АСТ Москва; Восток-Запад, 2008. с.253
9. Dooley J., Evans V. Grammarway 3. L.: Express Publishing, 2000.- с.272
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология обучения языковым знаниям и формирование навыков (обучение грамматической стороне устной речи и чтения)
Обучение грамматике всегда было трудным и неблагодарным делом. Часто можно услышать лова учителей: "Мои ученики неплохо читают и говорят, но вот грамматику не знают". невозможно отрывать грамматику от...
Обучение грамматической стороне речи английского языка на начальном этапе обучения
Изучение грамматических явлений в английском языке представляет большую сложность для учащихся, так как многих грамматических явлений нет в родном языке обучаемых. Эта проблема встает остр...
обучение грамматической стороне речи
Выступление на ШМО учителей английского языка...
Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка при обучении грамматической стороне речи на средней ступени.
Основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка....
Современные технологии при обучении грамматической стороне речи
В данной работе были рассмотрены методы использования компьютерных технологий и сети Интернет при обучении грамматической стороне речи..Суть этих...
Статья "К вопросу обучения лексической стороне иноязычной речи на уроках английского языка"
В статье я обобщаю свой опыт работы над лексической стороной иноязычной речи на уроках английского языка....
Статья "АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ ПРИ РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ"
АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ ПРИ РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ Д.А. ВарсоноваУчитель немецкого языка ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 356 с углубленным изучением...