Формирование навыков аудирования на уроках английского языка
материал по английскому языку
Аудирование — это обучение смысловому восприятию речи на слух. Это сложный процесс восприятия и понимания звучащей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_audirovaniya_na_urokah_a.ya_.doc | 58.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков аудирования на уроках английского языка.
Аудирование — это обучение смысловому восприятию речи на слух. Это сложный процесс восприятия и понимания звучащей речи.
Основные задачи учителя на уроке аудирования:
- подготовить ребенка в прослушиванию через разнообразные задания PRE-listening, чтобы вызвать интерес, сфокусировать на теме и актуализировать лексику перед прослушиванием;
- помогать во время прослушивания - DURING-listening, чтобы снять трудности во время аудирования и чтобы заострить внимание на каких-то важных моментах и чтобы научить слышать именно нужную информацию;
- обсудить, сделать выводы после прослушивания - POST-listening, не только чтобы проверить, насколько хорошо понято содержание аудиоматериала, но и закрепить знания.
PRE-listening, DURING-listening и POST-listening - это три этапа урока, который позволяет формировать и совершенствовать рецептивные навыки и умения, чтения и аудирования, а также помогает развивать навыки понимания печатного или аудио текста.
Каковы же цели первого этапа - PRE-Listening?
- Установить ситуацию, тему, о которой пойдет речь – дать представление, о чем пойдет речь.
- Вызвать интерес к теме – возможно, затронув тему будущего просушиваемого материала на личном опыте. Так, если будет речь о животных – поговорить о зоопарке или о том, какие животные водятся в лесу, в поле и т.д.
- Актуализировать знания по теме - Что вы знаете о ...? Где они…? Что это такое? С какими проблемами они сталкиваются? Почему они важны?
- Активизировать лексику по теме - например, в виде микроигры типа мозгового штурма “Kто больше знает слов: (глаголов, существительных, наречий) по теме?”
- Прогнозировать содержание - попытка по заголовку, теме, иллюстрациям угадать, о чем может пойдет речь.
- Познакомить с новыми словами - незнакомые слова не должны мешать восприятию речи.
- Проверить понимание цели аудирования – убедиться, что учащиеся поняли задачу аудирования, имеют некоторые представления о содержании.
В процессе непосредственно аудирования DURING–listening, учащиеся должны:
- определить, о чем идет речь, где происходят события и т.д.;
- обратить внимание на то, что осталось непонятым и сформулировать об этом вопрос;
- подтвердить или опровергнуть свои догадки, сделанные в процессе PRE-listening;
- сделать выводы, оценить.
Этап POST-listening не менее важен. Он показывает:
- насколько глубоко учащиеся поняли аудиоматериал;
- насколько он им интересен;
- оказались ли верными их предположения.
Речь учителя также играет важную роль и занимает немалую часть урока, поэтому к ней предъявляются большие требования. Главные из них:
- говорить короткими предложениями;
- говорить грамматически простыми предложениями;
- интонировать речь;
- выделять ключевые слова;
- ограничивать высказывания в рамках только одной темы, далее расширяя круг тем;
- употреблять повторяющиеся слова, фразы, предложения;
- перефразировать высказывания;
- обязательно давать паузы между высказываниями;
- размер высказывания увеличивать постепенно - сначала слово, затем фраза, одно предложение, несколько предложений, полный текст или диалог;
- органично использовать мимику и жесты, пантомимические приемы;
- задавать вопросы, чтобы убедиться, что вас понимают;
- давать ясные корректные задания;
- использовать визуальные опоры в виде картинок или позднее - опоры на текст;
- на начальном этапе задания также иллюстрировать;
- систематически проверять понимание учащимися речи учителя;
- соблюдать английские речевые нормы.
Большое значение имеет и атмосфера на уроке. Вот некоторые рекомендации для учителей об организации урока. Поскольку слушание с пониманием – наиболее тяжелая работа при обучении иностранному языку, и возможен даже некоторый стресс, желательно:
- вести урок вселяющим спокойствие, но несколько интригующим голосом;
- подбадривать детей, поощрять за успехи, вселять уверенность;
- объяснять, что не всегда можно понять все слова - иногда это и не нужно;
- дети должны ясно понимать, зачем слушают, что должны услышать;
- развивать языковую догадку детей с помощью системы упражнений;
- просить детей внимательно смотреть на учителя, в т.ч. на его артикуляцию;
- просить детей соблюдать тишину во время аудирования;
- заранее приготовить наглядный материал и визуальные опоры.
Не углубляясь более в теорию методики обучения аудированию, хочу поделиться заданиями по аудированию для учащихся во 2-3 классах, то есть на самом раннем этапе школьного обучения иностранному языку. Задания составлены или подобраны из методических источников в соответствии с учебным тематическим планом и требованиями к заданиям по аудированию (в формате стандартных тестов и ЕГЭ)
I. Самое простое задание – диктант.
1) Listen & write a letter.
2) Listen & write only the first letter.
3) Listen & write a word.
4) Listen & write a sentence.
II. Упражнения на развитие фонематического слуха.
III. Для развития навыков аудирования используем песни.
1) Listen to the song and choose the best alternative. – предлагаем заполнить пропуски в тексте песни при прослушивании.
Hello! …………. day!
Please to see you!
Let’s …………..!
Let’s ………………...!
I will ……………. to you!
IV. Учим аудированию в игровой форме.
Игры помогают:
- научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
- научить выделять главное в потоке информации;
- научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;
- развивать слуховую память учащихся;
- развивать слуховую реакцию
Например:
- Follow me! – Смотри и дела как я, по теме ‘Action verbs’.
- Is it edible? – Съедобное–несъедобное, по теме ‘Food’, ‘Fruit – Vegetables’.
V. Учимся с карандашами. Эффективный прием на начальном этапе обучения, когда дети не владеют навыками письма на ИЯ –совмещать аудирование с любимым занятием детей.
Литература и интернет-ресурсы
1. “A framework for planning a listening skills lesson” by Nik Peachey, teacher, trainer and materials writer, The British Council
2. The Primary English Teacher's Guide by Brewster, J, Ellis, G & Girard D, Pearson Education Ltd.
3. «Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе» Елухина Н.В «ИЯШ».
4. Ресурсы образовательных сайтов:
www.onestopenglish.com
www.esl.about.com
www.elf-english.ru
www.eglishexercises.com
5. Ресурсы прочих сайтов:
www.youtube.com
www.google.com
www.geocities.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие навыка аудирования на уроках английского языка с учетом индивидуальных особенностей ученика и применением новых образовательных технологий.
Данная статья об особенностях обучения детей навыку аудирования с учетом их индивидуальных способностей и типа интеллекта....
Развитие навыков аудирования на уроках английского языка
В данной работе отражается необходимость аудировани яна уроках иностранного языка...
Педагогический опыт учителя английского языка "Формирование навыков говорения на уроках английского языка"
В данной работе представлен опыт работы по формированию навыков говорения на уроках английского языка....
Развитие и контроль навыков аудирования на уроках английского языка
В последнее время все чаще можно услышать термин «обновление содержания образования», который часто трактуется неоправданно узко, на уровне внесения определенных количественных и качествен...
Формирование навыков аудирования на уроке английского языка
Тема: формирование навыков аудирования на уроке английского языка. Класс: 6 УМК: К.И.Кауфман, М.Ю. Кауфман. Happy English.ru Цель: создать условия для формирования и дальнейшего совершенствован...
«Развитие и контроль навыков аудирования на уроках английского языка в средней школе»
В последнее время все чаще можно услышать термин «обновление содержания образования», который часто трактуется неоправданно узко, на уровне внесения определенных количественных и качествен...
Контроль навыков аудирования на уроках английского языка
Часто аудирование вызывает сложности даже у студентов высоких уровней. Как же помочь ученику тренировать это умение?Для того, чтобы облегчить жизнь ученику, работу с аудированием принято делить на 3 э...