Использование музыки и песен на начальном этапе обучения английскому языку
статья по английскому языку

Коренькова Наталья Матвеевна

-Песни и музыка в процессе формирования фонетических навыков.

-Песенный материал для расширения лексического запаса учащихся.

-Разучивание песен как один из способов развития устной речи младших школьников.

-Роль песенок и рифмовок в развитии памяти  школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2020_g_muzyka_i_pesni_v_proekte_2.docx33.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

                                 Средняя общеобразовательня школа №6

                  Городского округа г. Нефтекамск Республика Башкортостан

                                       

                  СОВРЕМЕННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ  ПРЕПОДАВАНИЯ  

                              ИНОСТРАННОГО  ЯЗЫКА  В  ШКОЛЕ

               Использование  музыки  и  песен  

                        на  начальном  этапе обучения

                                              английскому    языку

                                                                         

                                                                           

                                                                                       

                                                               Выполнила: Коренькова Наталья Матвеевна

                                                           учитель английского языка

                                                          Содержание

1. Введение. Современные технологии преподавания иностранного языка  в  школе.

2. Песни и музыка в процессе формирования фонетических навыков.

3. Песенный материал для расширения лексического запаса учащихся.

4. Разучивание песен как один из способов развития устной речи младших школьников.

5. Роль песенок и рифмовок в развитии памяти  школьников.

6. Создание психологически комфортной обстановки на уроках.

7. Заключение

                                                         

1. Современные технологии преподавания иностранного языка в современной школе предполагают использование таких методов как

 - метод проектных работ, здоровьесберегающие технологии, динамические  паузы, интернет – уроки, видео \ аудиозаписи, электронные устройства, ролевые игры.

На младшей ступени языкового развития у школьников отмечаются  значительные возрастные и индивидуальные различия, которые должны учитываться как при отборе содержания, так и в использовании приемов обучения. В связи с динамикой возрастного развития школьников на начальной ступени можно выделить 2 этапа:

  • обучение английскому языку на начальном этапе  (2 класс) и
  • обучение английскому языку выпускников начальной школы  (4 класс).

И в процессе обучения английскому языку на данном этапе очень важно использовать музыку, песни и рифмовки как учебный материал.

2.  Песни и музыка в процессе формирования фонетических навыков

Формирование фонематического навыка предполагает перестройку привычной артикуляции на основе установления сходства и различий в произнесении звуков в родном и иностранном языках, формирование фонематического слуха, а также овладение техникой произнесения иноязычных звуков. Все это на начальном этапе возможно только путем подражания и повторения, пения хором, вслед за учителем, аудио- или видеозапись. Психологически дети воспринимают и запоминают песни и скандирование под музыку гораздо лучше, чем любой другой текст.

 Я, как и многие мои коллеги, использую традиционные английские песенки и рифмовки при постановке звуков на уроках в начальной школе. Например,  "Hickory, dickory, dock..",  Rub-a-dub-dub..", где повторяется один и тот же гласный звук в сочетаниях с разными согласными. Таким образом дети прекрасно отрабатывают и запоминают его. Для отработки техники произношения очень эффективно скандирование скороговорок под ритмичную музыку.

Помимо формирования произносительных навыков на первом этапе обучения очень важна изначально правильно поставленная интонация. Овладение иноязычной интонацией предполагает формирование аудитивных навыков восприятия интонационного рисунка и его адекватное воспроизведение. Младшие школьники легче воспринимают интонационный строй английских предложений, слушая и воспроизводя интонации стихов и песен, таких как "Why do you cry Willy?", "Simple Simon", "Little Jack Horner" и многих других. В них восклицательные, утвердительные и различные виды вопросительных интонационных конструкций сочетаются в доступном и близком детям контексте. Ритмичная музыка детских стихов и песен помогает быстрейшему усвоению этих аутентичных произведений, а вместе с ними и правильной интонации, которая

воспринимается в дальнейшем как естественная при воспроизведении английской речи.

 Обучающий комплект для дошкольников и младших школьников  учителя В.Н.Мещеряковой "I love English", её пособие "I can sing" дают возможность выбора применения песен и стихов. УМК “Enjoy  English, по которому я работаю, включает в себя аудиокассету со сборником песен “Game-Songs”, тексты песен и рифмовок, которые я также использую на своих уроках.

    3.  Песенный материал для расширения лексического запаса учащихся

Формирование лексического навыка предполагает овладение обучаемыми правил соотнесения конкретной лексической единицы с другими лексическими единицами в лексической группе, овладение навыками выбора и употребления лексики, а также смысловым восприятием лексической единицы в тексте. На начальном этапе обучения дети хорошо воспринимают, запоминают и воспроизводят готовые лексические конструкции, особенно если они рифмуются или вводятся под музыку, ритм. Многие учебные курсы для начальной школы вводят песенный материал как естественную часть при изучении тех или иных лексических тем. Можно использовать  "The family song", в которой перечисление членов семьи идет вместе с прилагательными, описывающими людей, которые всегда трудно усваиваются детьми на начальном этапе обучения; есть  рифмовки под музыку на темы "Части тела", "Пища" и другие. Предлоги места и движения ученики быстро запоминают, если использовать песенку-игру из учебного пособия "English Together 2 " , "We're going on a bear hunt". Я твёрдо уверена в том, что песни и рифмовки становятся естественной частью урока, помогают вводить или закреплять лексический материал в живой, эмоциональной форме и они легко сочетаются с другими упражнениями урока.

 Существуют многочисленные сборники, аудио - и видеокассеты, а в последнее время и компьютерные программы с музыкой и песнями.  Изучая тему "Части тела" я всегда разучиваю с детьми зарядку "Head and shoulders..", рифмовки-зарядки "Look, look, look  with  your  eyes" и "Two little eyes to look around". Цвета отлично запоминаются с помощью "The rainbow song" или "Roses are red". Для закрепления цифр первого десятка существует множество веселых песенок.

Например, детям  2-3 классов очень нравится петь такую песенку:

                          One  and  two  and  three  and  four

                          We  are  sitting /standing on  the  floor

                          We  are  playing  with  the  ball

                          And the  pretty  little  doll.

Существует превосходное отечественное издание "Sing and Learn English", оно содержит 28 самых популярных народных английских и американских песен, можно выбрать песню практически к любой лексической теме программы начальной школы.

4. Разучивание песен как один из способов развития устной речи младших школьников

Песенный и музыкальный материал может успешно использоваться не только при обучении аспектам языка, но и при формировании речевой деятельности, особенно устной речи. На начальном этапе обучения английская монологическая и диалогическая речь школьников очень проста, так как ее развитие в значительной степени зависит от развития их речевой деятельности на родном языке. Речевые клише вводятся и заучиваются детьми целиком, без грамматического или структурного анализа фразы или словосочетания. Принципиальным моментом здесь является использование аутентичного речевого образца, и здесь песни и стихи имеют много преимуществ перед прозаическим материалом. Они легко вводятся, легко запоминаются, петь можно хором, что снимает психологический пресс с неуверенных в себе учеников. В подлинном песенном материале часто встречаются целые фразы и отдельные лексические единицы, характерные именно для разговорной речи.

Например, хорошо известна английская детская песенка "Two fat gentlemen..", в припеве которой неоднократно повторяется приветственная фраза "How do you do?", которая вводится в контексте песенного сюжета встречи разных людей, быстро запоминается и сама фраза, и ситуация, когда нужно ее использовать.    Песня "Who's afraid of big black spiders?"  учит вопросо - ответному диалогическому общению, умению давать краткие ответы, широко используемые в бытовой разговорной речи.

 Известная песня  "Good morning!"  по сути  является целым готовым диалогом, с помощью которого дети учатся здороваться, спрашивать как идут дела и прощаться. Очень эффективным способом  запомнить,  как спросить о времени и правильно ответить на этот вопрос, на мой взгляд, является разучивание песен  "What do you do at this time?"  и  "What does the clock say?" . Кроме того, сам процесс заучивания песен наизусть и воспроизведения их на уроках сначала хором, а позже и индивидуально или парами служит развитию навыка говорения на иностранном языке.

 Изучение таких тем как “Знакомство”,”Английский алфавит”, цифры и счёт первого десятка я сопровождаю хорошо известными приемами параллельного использования песенок “What is your name?”, “The ABC-song”, “One and Two”, “One, and two, and three, and four”.

5. Роль песен и музыкальных фрагментов в развитии памяти младших школьников. 

Младшие школьники охотно и легко учат стихи и песни, как на родном, так и на иностранном языке. Существуют и давно применяются учителями различные пособия, содержащие стихи и рифмы, как на английском языке, так и в смешанном русско-английском варианте для разучивания английских букв, слов, грамматических понятий, даже формы неправильных глаголов зарифмованы в смешные стихи, и успешно в таком виде учатся школьниками.

Известно, что дети легче запоминают информацию в рифмованном виде. Помимо этого, важной особенностью развития памяти у детей младшего школьного возраста является более резкое, чем у взрослых разграничение каналов восприятия. На начальном этапе, когда непроизвольное внимание у детей явно преобладает над произвольным, учитель просто обязан при подаче нового материала использовать все возможные способы, в том числе и через музыку и песню. Музыка и песни в сопровождении музыки отлично воспринимаются аудиалами, если песня сопровождается движениями  (а детские песни практически всегда и танцы тоже), то она легко запоминается кинестетиками. Хорошо также показывать картинки к сюжету песни и не будет никаких проблем с запоминанием этого материала и у визуалов.

 Пособий, содержащих песни и рифмовки под музыку на различные грамматические и лексические темы существует сейчас довольно много. Самые любимые у моих учеников - "Five little bears" (обратный счет, навыки телефонного разговора), "Old  MacDonald  had  а farm" (повторяем животных, отрабатываем гласные звуки), 'Mulberry bush" ( лексика "Части тела", глаголы движения). Песню про фермера  МакДональда  мои ученики исполняли ( пели и показывали как ролевую игру) на декаднике английского языка в 2010 г.

Повторение и отработка слов и фраз иностранного языка могут быстро наскучить младшим школьникам, в то время как петь и читать одни и те же стихи и песенки они готовы бесконечно. Используя песни и музыку, мы можем расширять объем детской памяти без всякого насилия, самым естественным для этого возраста способом.

Что касается развития и тренировки долговременной памяти, то психологи давно доказали, что человек хорошо помнит только то, что он пережил эмоционально. Младшие школьники любят петь, танцевать, играть - это естественные для них способы познания мира. Поэтому любая проигранная и спетая ими лексическая единица пережита ими, она прошла через них, связана с личными эмоциями ребенка, стала лично-значимой - она запомнится надолго.

Во время объяснения сложного материала появляется логически обоснованная возможность разрядки, паузы, разминки во время урока.

  • В качестве динамической паузы мы поём - разыгрываем песенку “The mulberry bush”;
  • Исполняем игровую песенку – разминку “Clap your hands”;
  • Rhymes and songs about people, nature, animals;
  • Jingles and Wonders; Songs and Riddles –

обширный выбор разнообразных английских детских песен, которые можно сопровождать движениями, позволяет использовать те или иные, связанные с уроком тематически. Например, изучая с детьми части тела человека, можно сделать “зарядку” “Head and shoulders, knees and toes…” или “Put your finger on your nose, on your nose…”

Знакомство с прошедшим временем всегда сопровождается зарядкой “ I went to school this morning…”. Закрепляя употребление модального глагола can, мы учим зарядки-песенки “Can you swim like a fish?” и “Can you see a monkey in the zoo?”

   Чтобы переключить учащихся с одного вида работы на другой или  успокоить после какой-нибудь подвижной игры \ конкурса (особенно проигравшую сторону),  лучше всего включить такую песню, где куплеты повторяются, например “Five little bears”, “Two fat gentlemen»  или взять новую песню для разучивания, а затем  перейти на запланированный вид работы.

6. Создание с помощью музыкального материала психологически комфортной обстановки на уроках английского языка

Влияние музыки на психические процессы человеческого организма хорошо известно, изучено психологами, медиками, педагогами, и широко используется в процессе обучения не только иностранным языкам.

 На уроке музыкальный и песенный материал привлекается для решения 3-х основных задач:

  •  для проведения динамических пауз - разминок;
  •  при проведении письменных работ;
  • музыкальные “минутки” для релаксации при переключении с одного вида работы на другой;
  • для создания психологически комфортной обстановки.

7. Заключение

В начальной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). 

Воспитание дружелюбия и коллективного творческого успеха, личных достижений достигается во взаимодействии  на уроке  “Учитель → Ученик», “Ученик → Ученик”,  “Ученик → Группа”, «Группа – Ученик».

 Песня о дружбе “The more we are together” очень нравится и мне, и моим ученикам и мы  с большим удовольствием поём её на уроках.

Музыкальные паузы-разминки, зарядки под музыку или с песней, ролевые игры - это необходимые элементы урока, соответствующего современным здоровьесберегающим  образовательным технологиям учебного процесса новой школы и нового времени.


Список использованной литературы:

  1.  Мещерякова  В.Н.  Я умею петь по-английски. Казань. 2013
  2.  Animal Nursery Rhymes. Dorling Kindersley. 1992.
  3.  In an English Country Garden. English Heritage. 2012
  4.  Sing and Learn English. КомТех. ML 1998
  5.  Иностранные языки в начальной школе (из опыта работы) /Сост.: Г.А. Гектина, - НовГУ, 1999.
  6.  Детская газета для изучающих английский  язык  ''English  for  children''   2015 – 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Рабочая программа учебного предмета "Английский язык" для 9 класса курса обучения английскому языку «Английский в фокусе» ”Spotlight on English” для общеобразовательных учреждений В.Г. Апалькова

Данная рабочая программа учебного предмета «Английский язык» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего образования, примерной программы по ан...

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» курса обучения английскому языку «Английский в фокусе» ”Spotlight on English” для 8 класса для общеобразовательных учреждений В.Г. Апалькова (издательство «Просвещение», Москва, 2014)

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной прогр...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...