Кружок "Проектная деятельность "Позиция"
материал по английскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Утверждаю: Рассмотрено:
Директор МОУ «СОШ №6» на заседании МС
________ Морозова И.А. Протокол №____ от
_______________________ «____» _____________
Программа кружка
по английскому языку
для 5-7 классов
Проектная деятельность «Позиция»
1 час в неделю (всего 30 часов)
Составитель: учитель английского языка
МОУ «СОШ № 6»
Казанцева Ирина Николаевна
г. Мегион, 2009-2010 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога СТ. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике
На сегодняшний день метод проектов является актуальным в современной школе. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов. Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает использование учебного общения, сотрудничества и активной деятельности ученика на уроке. Учителю необходимо найти способ ввести реальный иностранный язык в школьный класс, включить ученика в реальную языковую коммуникацию, не выходя из учебной аудитории, смоделировать в школе реальный процесс вхождения в культуру. Работа над проектом - процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы. Это требует от него владения большим объемом предметных знаний, владения творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями, например, он должен генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы, вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, находить компромисс с собеседником, лаконично излагать свою мысль. Практика пользования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни». Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащегося развивается креативная компетентность как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося.
В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами и может быть включена в различные формы общей системы работы над изучаемым языком на этапе речевой практики и интегративного развития коммуникативных умений иноязычного речевого общения как вид работы по поддержке достигнутого уровня, совершенствованию и углублению подготовки учащегося. При этом проектное задание может рассматриваться как определенная форма адаптации материалов учебника к непосредственным особенностям образовательной ситуации и индивидуальным особенностям учащихся. В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями.
Содержание любого метода раскрывается через его принципы. К основополагающим принципам метода проектов, применительно к методике обучения иностранному языку, относятся:
- связь идеи проекта с реальной жизнью;
- интерес к выполнению проекта со стороны всех участников; ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя;
- самоорганизация и ответственность участников проекта;
- нацеленность на создание конкретного продукта;
- монопредметный и межпредметный характер проектов;
- временная и структурная завершенность проекта.
Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее полно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение речевого партнера и старшего помощника.
Учителю необходимо объяснить учащимся цель задания. Прежде всего, необходимо изучить вместе с учениками памятку «Творческий проект - это интересно!», в которой даются советы о том, как лучше организовать работу над проектом. Учащимся нужно помочь выбрать проект, который соответствует их интересам и уровню языковой подготовки. Учащиеся имеют право предложить свой собственный проект, если ни один из предложенных им не интересен.
Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника. Работа над проектом начинается на занятии под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на следующем занятии. Важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту. Необходимо убедить их использовать разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку иллюстраций и фотографий, а по необходимости - аудио- или музыкальное оформление. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
- Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим
индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. - Промежуточные обсуждения полученных данных в группах
(на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.). - Защита проектов, оппонирование. При защите проекта необходимо учитывать следующие пункты:
- качество предоставленного материала, композиция;
- глубина проникновения в проблему;
- привлечение знаний из других областей;
- межпредметные связи;
- активность каждого участника проекта;
- коллективный характер принимаемых решений;
- характер общения и взаимопомощи в группе;
- умение аргументировать, делать выводы;
- культура речи;
- использование наглядных средств;
- эстетика оформления результатов проекта;
- ответы на вопросы оппонентов.
- Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник, активно включается в поиск новой информации. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, школьники учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.
Проектная методика является исследовательским методом, особенно в старших классах. Проектный метод как никакой другой повышает качество обучения, активизирует истинное учение учеников, потому что этот метод:
- личностно ориентирован;
- использует много дидактических подходов; самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения;
- поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других не в конкретном деле;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
Чтобы рассмотреть общедидактическую типологию проектов, необходимо определиться с типологическими принципами:
- доминирующий в проекте метод или вид деятельности;
- предметно-содержательная область проекта;
- характер координации проекта;
- характер контактов;
- количество участников проекта;
- продолжительность проекта.
В соответствии с первым признаком можно выделить следующие типы проектов:
- исследовательские проекты
- творческие проекты
- ролево-игровые проекты
- информационные проекты
- практико-ориентированные проекты
По второму признаку можно отметить:
- монопроекты
- межпредметные проекты
Согласно третьему признаку выделяют:
- проекты с явной, открытой координацией
- проекты со скрытой координацией
По четвёртому признаку проекты подразделяются на:
- внутренние (региональные) проекты
- международные проекты
По пятому признаку можно выделить:
- личностные проекты
- парные проекты
- групповые проекты
Согласно шестому признаку проекты могут быть:
- краткосрочные проекты
- проекты средней продолжительности
- долгосрочные проекты
Разумеется, существуют и смешанные типы проектов, в которых есть признаки разных видов проектов. Каждый тип проектов имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, поэтапность, количество участников.
Практические рекомендации учителю:
- не следует опасаться «рабочего» шума в процессе работы над проектом;
- не стоит избегать русского языка при обсуждении учащимися их работы, поскольку окончательный вариант готовится ими на иностранном языке;
- категорически запрещается выполнять работу за учащихся и брать инициативу в свои руки;
- при оценке проекта обратите внимание не только на правильное использование языка, но и на степень творчества и оригинальности учащихся при выполнении проекта
Таким образом, можно утверждать, что проектная методика имеет широкий спектр учебных возможностей и придаёт процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер, даёт возможность использовать современные аксиологический и культурологический подходы к воспитанию, активизировать педагогическую поддержку, включение ученика в различные среды, а также в личностно-ориентированную ситуацию средствами предмета «Иностранный язык».
Целью данной программы является развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьников средствами иностранного языка для подготовки к межкультурному общению в сфере школьного и послешкольного образования. Для выполнения данной программы нам необходимо решить следующие задачи:
1.Сформировать у учащихся навык осознанного овладения английским языком.
2. Повысить мотивацию к изучению английского языка.
3.Расширить и углубить знания учащихся во всех видах речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо).
4.Способствовать развитию творческого потенциала учащихся.
5.Совершенствовать навыки работы в группе.
6. Сформировать умения по созданию проектов на различные темы.
Количество часов из расчета 1 час в неделю- 30 часов на учебный год.
Содержание программы
Планируемы результат: учащиеся составляют проект и рассказывают о своей биографии, в котором отражаются сведения об их семье, хобби, домашних питомцах, интересах.
Планируемы результат: учащиеся находят информацию об особенностях каждого времени года, а также о погоде любой англоговорящей страны; обрабатывают информацию и представляют полученные сведения в виде устного рассказа жителя этой страны и небольшой заметки для журнала.
Планируемы результат: учащиеся выбирают любой праздник (российский, британский или американский), собирают о нем информацию и рассказывают о нем в виде устного рассказа жителя этой страны.
Планируемы результат: учащиеся собирают информацию о любимом виде спорта, обрабатывают информацию и представляют информацию о нем в виде небольшой заметки для журнала.
Планируемы результат: учащиеся собирают информацию о выдающихся писателях, актерах, певцах и выступают с сообщением в форме радиопередачи.
Планируемы результат: учащиеся собирают информацию о роли и месте компьютера в современном мире и выступают с сообщением в форме заметки для интернет-статьи. |
Формы и методы проведения курса
Предлагаемые ниже формы и методы проведения курса способствуют углублению и расширению знаний учащихся по английскому языку, формированию коммуникативной и языковой компетенций.
В процессе использования данных форм и методов у учащихся развиваются следующие умения:
- общеучебные умения: работа с дополнительными учебными пособиями, со словарем, справочной литературой; составление плана высказывания, сообщения, выступления по проблеме;
- специальные учебные умения: осуществлять тематический подбор лексики, делать краткие записи по проблеме; пользоваться двуязычным словарем;
- собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение
Методы | Приемы |
1. Ознакомление с новой темой и проблемами, с ней связанными, с новыми лексическими единицами | -объяснение; - запись материала занятий; -самостоятельное чтение материала и его -изучение; -работа с лексикой. |
2. Тренинг | -ответы на вопросы; |
3. Практическое применение | -обсуждение темы/проблемы в парах, группе; -проекты |
Формы контроля
Контроль и оценка знаний предполагают степень достижений учащихся в решении поставленных целей и задач обучения.
Цель оценки заключается:
в формировании у школьника уважительного отношения к себе;
в поддержании уверенности его в своих силах (возможностях, способностях);
в создании у школьников и учителя мотивации для достижения целей обучения.
Контроль за уровнем усвоения материала носит систематический характер и осуществляется в конце каждой темы. Он проводится в форме защиты своего проекта, и носит групповой и индивидуальный характер. Использование электронных учебных пособий значительно облегчает отслеживание индивидуальной траектории учащегося.
Итоговый контроль
Итоговый контроль будет проводиться в конце учебного года. Обучающимся необходимо самостоятельно выбрать тему проекта, разработать его и защитить.
Список литературы
- Английский язык. Проектная деятельность./Сост. С.Ю.Бусова.-Волгоград:ИТД «Корифей».-96с.
- Изучаем английский язык играя. 5-6 классы/авт.-сост. И.В.Голышкина, З.А. Ефанова.-Волгоград:Учитель, 2007.-128 с.
- Илюшкина А.В. Изучаем английский легко и весело. – СПб.:Издательский дом «Литера», 2009.- 64 с.
- Минаев Ю.Л. 29 монологов и диалогов на английском языке для школьников. 5-7 классы.-М.:Дрофа, 1997.-128 с.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | 1 |
2-4 | Проектная работа “My biography” | 3 |
5 | Защита проекта “My biography” | 1 |
6-9 | Проектная работа “Seasons & weather” | 4 |
10 | Защита проекта “Seasons & weather” | 1 |
11-13 | Проектная работа “My favorite holiday” | 3 |
14 | Защита проекта “My favorite holiday” | 1 |
15-17 | Проектная работа “My favorite sport” | 3 |
18 | Защита проекта “My favorite sport” | 1 |
19-21 | Проектная работа “My favorite writer” (singer, actor) | 3 |
22 | Защита проекта “My favorite writer” | 1 |
23-25 | Проектная работа “Computers in our life” | 3 |
26 | Защита проекта “Computers in our life” | 1 |
27-30 | Свободная тема. | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Программа внеурочной деятельности в 5 классе. Кружок проектной деятельности "Книгочей"
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьникв умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Применяемый метод проектов усп...
Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...
кружок "Исследователи" проектно-исследовательская деятельность
Кружок по английскому языку на основе метода проектов....
Кружок по Проектной деятельности для 8-9 классов
Программа кружка по Проектной деятельности для 8-9 классов...
Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)
В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...
Внеурочная деятельность Кружок " Проектная деятельность"
Кружок " Проектная деятельность"...