Стратегии обучения чтению на уроках английского языка в соответствии с ФГОС
методическая разработка по английскому языку
Данная статья рассматривает стратегии обучения просмотровому, поисковому и изучающему чтению, предлагает упражнения для развития указанных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategii_obucheniya_chteniyu.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегии обучения чтению на уроках английского языка
в соответствии с новыми стандартами образования
Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам. В соответствии с новыми образовательными стандартами, ученик уже не пассивный участник образовательного процесса, он активно участвует в постановке целей и задач урока, учиться определять план своей работы, выбирать средства и способы достижения поставленных целей, а также участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Рассмотрим, какие универсальные учебные действия формируются на уроках чтения по английскому языку.
Но для начала, разберемся, что лежит в основе понятия «чтение» и его значении в жизни цивилизованного общества. В «Новейшем философском словаре» мы можем найти такое определение: «Чтение - специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из основных форм опосредованной коммуникации. Чтение - не одностороннее воздействие произведений на читателя, выражающееся в пассивном восприятии, усвоении содержания текста, а активное взаимодействие между коммуникаторами (создателями текста) и реципиентами (читателями). В ходе чтения происходит процесс «сотворчества» автора и читателя. Чтение существенно отличается от других видов коммуникации. Это связано со спецификой текста как знаковой системы, элементы которой существуют в неподвижной пространственной форме, предусматривающей их последующее зрительное восприятие, и с возможностью фиксирования, хранения, тиражирования информации в таком виде, при котором процессы потребления не совпадают по времени с их производством, а могут длиться на протяжении веков. Эта особенность превращает чтение в весьма рациональный способ передачи и усвоения знаний и ценностей, выработанных человечеством…». Но, к сожалению, приходится признать, что современные дети мало читают, и как следствие, мы наблюдаем снижение уровня грамотности подрастающего поколения. Перед педагогами стоит трудная задача – заново научить детей читать, вернуть им радость общения с книгой, текстом. И тем более сложная задача стоит перед учителями иностранных языков. Ведь нам не просто нужно научить детей читать, воспринимать и усваивать содержание текста, но научить читать на иностранном, а значит, чужом для ребенка языке.
В соответствии с новыми стандартами обучения, чтение выступает, как самостоятельный вид речевой деятельности, а также как средство формирования смежных языковых и речевых навыков и умений, потому что упражнения на отработку всех языковых и речевых навыков и умений строятся на с опорой на текст и письменные установки к текстам, упражнениям и заданиям. Из этого определения вытекают задачи обучения чтению: научить учащихся извлекать информацию из текста на иностранном языке в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.
При реализации ФГОС для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать следующие навыки:
- вычленять смысловую информацию;
- читать по ключевым словам;
- работать со словарем;
- использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;
- интерпретировать и трансформировать текст;
-игнорировать неизвестное, если это не мешает выполнению поставленной задачи.
Как же сделать так, чтобы уроки чтения полюбились учащимся?
Первое, строго следить за размером предлагаемого ученикам текста. Понятно, слишком длинные тексты будут утомлять детей, а некоторых из них попросту испугают. И такие дети даже и не приступят к чтению данного текста. А на слишком коротком тексте невозможно формировать многие языковые и речевые навыки и такой текст может быть малоинформативным. В текст могут входить и рисунки, и графики и схемы. Это тоже вид текста и порой даже более информативный.
Второе, необходимо подбирать текст, обращая внимание на месторасположения в нем основной идеи. Доказано, что дети лучше воспринимают тот текст, в котором основная идея располагается либо в самом начале, либо в самом конце текста.
Третье, очень важно, чтобы тематика текста соответствовала уровню развития и образованности учащихся, а также учитывать их интересы и потребности.
Четвертое, кроме тематики необходимо учитывать и те проблемы, которые затрагивает текст. Да, одну и ту же тему можно обсуждать и со взрослыми и с младшими школьниками, но те проблемы, которые покажутся насущными старшеклассникам малышам просто еще не понятны, а значит и не интересны. Кроме того, проблемы, поднимаемые в различных текстах, могут даже помочь в вопросе воспитания личности. Ведь читая текст и обсуждая его в классе, ученики делают выводы о хорошей или плохой стороне поступка главного героя и мысленно ставят себя на его место.
Очень важно четко придерживаться этапов работы с текстом. Существует три этапа работы над любым текстом: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.
Цели каждого из этапов определены и делают возможным постепенное и полное понимание текста с извлечением необходимой для выполнения поставленной задачи информации.
Цель дотекстового этапа является – определить речевую задачу для первого прочтения, заинтересовать учащихся темой текста, а также уменьшить трудность восприятия незнакомого текста на иностранном языке.
Упражнения на дотекстовом этапе.
Работа с заголовком: определить тематику по заголовку, перечислить проблемы и назвать ключевые слова.
Использование ассоциаций, связанных с именем автора. Кто может быть главным героем, определить эпоху.
Формулирование тематики текста на основе иллюстраций.
Ознакомление с новой лексикой и определение тематики с использованием языковой догадки.
Просмотреть первый абзац и на его основе определить тематику текста.
Попытаться ответить на предложенные вопросы до прочтения.
Цель второго этапа – текстового –проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
Упражнения:
Найди, выбери, прочти, соедини, вставь, ответы на поставленные вопросы, подтверждение правильности-ложности, подходящий заголовок к каждому из абзацев, подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте, найти предложения со следующими словами, грамматическими явлениями, идиомами, глаголы, прилагательные, эпитеты, используемые при описании человека, описание внешности, места, события, отношения.
Догадайся: о значении слова по контексту, какой из предложенных переводов или какая дефиниция наиболее точно отражает значение слова в данном контексте, как будут развиваться события дальше.
Целью третьего – послетекстового – этапа является использовать ситуацию текста в качестве языковой опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Упражнения:
Опровергни мои утверждения или согласись с ними, приведи аргументы
Докажи, что…
Охарактеризуй
Скажи и приведи аргументы, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста.
С какими из выражений был бы не согласен автор и почему.
Составь план текста и выдели его основные мысли.
Пересказ текста от разных лиц.
Составь аннотацию, сделай рецензию.
Придумай конец текста
Напиши собственный текст.
Одной из сторон коммуникативно-ориентированного чтения является его методическая организация, включая jigsaw reading, параллельное чтение и совместное чтение. JIgsaw reading представляют собой учебную ситуацию, когда один текст делится на несколько маленьких фрагментов, каждый из учащихся читает только этот маленький фрагмент и далее все учащиеся обмениваются информацией. В результате, у каждого из участников этой работы формируется знание всего текста (по рассказам других). Параллельное чтение - это прием, когда учащиеся читают разные тексты по одной и той же проблеме (теме) и затем обмениваются полученной информацией, выясняют сходства и различия, дополняют детали и подробности. Совместное чтение представляет собой чтение одного и того же текста разными учащимися, у каждого из которых есть свое конкретное задание по этому тексту. В результате, каждый из учащихся сообщает свою оригинальную информацию и вместе они дают полную картину извлечения разной информации из одного и того же текста. Некоторые эффективные приемы обучения чтению "не работают" в российских классах. К таким приемам относится jig-saw reading - разные учащиеся или маленькие группы учащихся читают разные тексты или фрагменты по одной тематике. После этого они обмениваются информацией и собирают ее воедино. При этом они могут свободно передвигаться по классу. Одна из причин заключается в том, что в российских школах учащиеся привыкли к teacher-fronted lesson, когда урок идет в одном темпе для всех учащихся и учитель как дирижер задает темп, указывает на солиста и регулирует ход выполнения задания. Прием jig-saw reading возник в условиях подхода к обучению английскому языку, именуемому student-centred teaching. Учитель при этом дает учащимся автономию и они сами привыкают работать в примерно одном темпе. То же самое можно сказать обо всех приемах типа information gap, на котором основана практически вся коммуникативно ориентированная методика. Поясню, что information gap - это такая организация обучения, когда разные учащиеся имеют разную информацию и получают задание соединить ее воедино, чтобы выполнить задание и ответить на вопрос. Например, на начальном этапе обучения одни учащиеся получают информацию о движении поездов по нечетным числам, а другие - по четным. Им нужно составить расписание движения поездов на каждый день. Для этого следует получить друг у друга нужные сведения. Учитель при этом стоит в стороне и лишь наблюдает за процессом. Вот это и есть student-centred teaching и только так формируется готовность выполнять подобные задания в режиме "самоорганизации".
Метод «Insert”инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.
Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прем Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.
Заключение
Итак, в условиях введения в практику работы начальной и средней школы ФГОС учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Для этого важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. Кратко их можно описать так:
1. На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе и их мотивацию к учебной деятельности.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
7. Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.
8. Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.
9. На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками, дети не боятся выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингво-дидактические особенности обучения просмотровому чтению на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Презентация к выступлению на педсовете по теме: "Лингво-дидактические особенности обучения просмотровому чтению на уроках английского языкав условиях реализации ФГОС"...
Особенности обучения чтению на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Прцесс чтения и результат его - извлечение информации - имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. В данном метриале рассмотрены особенности обучения чтению на уроках ан...
Презентация на тему: "Стратегии смыслового чтения на уроке английского языка"
Презентация к докладу...
Доклад на тему : "Стратегии смыслового чтения на уроках английского языка"
Материал окажется полезным при подготовке к семинару по данной теме...
Стратегии обучения чтению на уроках английского языка в соответствии с новыми стандартами образования
Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам. В соответствии с новыми образовательным...