Формирование коммуникативных УУД на уроках иностранного языка
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Дёмина Елена Ильинична

Статья рассказывет как правильно подходить к формированию комммуникативных УУД на уроках иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  коммуникативных УУД на уроках иностранного языка

Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения английскому языку:

1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.

2. Развитие личности учащихся.

3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Коммуникативные УУД

Обучение иностранному языку в школе в современное время все больше ориентировано на развитие практических коммуникативных навыков, т. е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение через говорение, письмо, так и понимание речи на слух, чтение.

Таким образом, коммуникативные УУД формируются во всех видах речевой деятельности:

  • аудировании,
  • говорении,
  • чтении,
  • письме.

Это умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и взрослыми в пределах речевых потребностей и возможностей  школьника. Совершенствуются общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише.

  1. Умение слушать, слышать и вести диалог. В начальной и средней школе это три типа диалогов: элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос и диалог-побуждение к действию. Формируются следующие УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; отвечать на вопросы учителя и одноклассников; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  2. Умение работать в паре. Формируется умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли, а также умение планировать свое речевое и неречевое поведение.
  3. Умение работать в группе. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Технологии развития универсальных учебных действий.

Какими чертами должна обладать технология, которая обеспечит эффективность образования?

  • Субъектная позиция ученика
  • Нацеленность на получение индивидуальных образовательных результатов
  • Мотивированность
  • Рефлексивность
  • Коммуникативность
  • Интерактивность

  • Технологии развития универсальных учебных действий.

Открытые образовательные технологии, в которых прописаны этапы движения к цели, но сама цель, выбор конкретного содержания и приёмов внутри этих этапов зависят от субъекта деятельности.

  • Ролевые  и групповые игры
  • Учебные ситуации
  • Проектная деятельность
  • Учебно-исследовательская деятельность
  • Мультимедийные технологии
  • Технология сотрудничества
  • Ролевая игра-модель межличностного общения.
  • Учебные ситуации
  •  ситуация-проблема 
  •  ситуация-иллюстрация 
  •  ситуация-оценка 
  •  учебно-речевая ситуация

Учебно-речевые ситуации.

  • реальные
  • воображаемые

Воображаемые ситуации.

  •  вероятные
  • невероятные
  • Проектная деятельность.

Индивидуальный проект- самостоятельная работа, осуществляемая обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года.

Исследовательский проект.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности .

• факультативные занятия

• ученическое научно-исследовательское общество

• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах

  • Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств.

Преимущества:

  • Значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
  • Позволяют существенно повысить мотивацию обучающихся к обучению.
  • Позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
  • Вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
  • Увеличивают возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения.
  • Способствуют формированию у учащихся рефлексии.
  • Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) - создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
  • Основные принципы обучения в сотрудничестве:
  • - группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей;
  • -группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации);
  • - оценивается работа не одного ученика, а всей группы;
  • -учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание.

Но сегодня я хотела бы остановиться на вопросе эффективности использования видеофильмов на уроках иностранного языка .

Учебный видеофильм, воссоздавая языковую среду, может способствовать развитию коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся.

Сегодня многие учёные определяют видеофильм с одной стороны как аудиовизуальное дополнение на уроке иностранного языка

С другой стороны рассматривают видеофильм как средство наглядности для более полной подачи материала.

Таким образом, демонстрация видеофильма в контексте урока иностранного языка позволяет сделать материал нагляднее, для лучшего понимания и усвоения учениками  каких-либо знаний и принимает и обучающую сторону, т. е. функциональную.

Существует несколько видов видеоматериалов:  Аутентичное видео, которое включает в себя новости, документальное кино, художественные фильмы, мультфильмы, интервью, шоу, рекламу. Данное видео изначально направлено на носителей языка и не создано в качестве учебного видео, т. е. не имеет функциональной нагрузки в учебном процессе. Однако при определенной адаптации видео к учебному процессу (разработке упражнений для развития навыков устной речи, проверки грамматики или изучения лингвокультурной информации и т. д.) аутентичное видео может перейти в разряд учебного видео.

 Учебное видео, которое включает в себя языковые курсы, где представлены полноценные уроки или любой другой видеоматериал с готовыми упражнениями, направленными, как правило, на не носителя изучаемого языка и изначально адаптированными к различным уровням подготовки учеников. Обучающее видео может быть как аутентичным, так и неаутентичным. Характеризуя данные типы видео, можно сказать следующее: аутентичное видео реалистично и передает все языковые реалии. Сложности при использовании такого видео заключаются в необходимости высокой подготовки школьников и отсутствии вспомогательного материала (упражнений, учебников).

Говоря об обучающем видео, можно отметить, что такое видео хорошо использовать на начальной стадии обучения иностранному языку и при изучении определенной информации.

Отсюда можно сделать следующий вывод: использование аутентичного и обучающего видео должно идти параллельно. На уроках иностранного языка можно использовать различные учебные и художественные аутентичные материалы начиная со средней школы. Проанализировав отличительные особенности видеоматериалов, можно сказать, что учебный видеофильм, воссоздавая языковую среду, может способствовать развитию коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся.

Несмотря на большое количество видеокурсов для изучения иностранных языков, сам метод изучения языка при помощи видео еще недостаточно разработан, но процесс работы над видео на уроке уже имеет определенную структуру. Так, например, традиционно при работе с видео выделяют три этапа: дотекстовый (допросмотровой), текстовый (просмотровой) и послетекстовый (послепросмотровой).

        На предпросмотровом этапе происходит мотивация учеников, снятие возможных лексических и грамматических трудностей. Авторами различных изданий предлагаются такие виды работы как: обсуждения заголовка, если таковой присутствует, беседа о жанрах фильма или об ассоциациях, которые у них вызывает название фильма. На данном этапе также дается, на усмотрение учителя, незнакомая лексика для учащихся. На просмотровом этапе идет развитие различных компетенций, а именно: фонематического слуха и понимания в речи как грамматических конструкций, так и лексики.         Учителем предлагаются задания на развитие как монологической, так и диалогической речи: упражнение с отсутствием изображения при сохранении звука, упражнение с использованием кнопки «пауза». Другой тип упражнений — воспроизведение увиденного в форме рассказа или сообщения. Для развития диалогической речи можно предложить такое упражнение, как просмотр фильма при выключенном звуке с последующим воспроизведением текста видео. Даются задания по составлению вопросов к героям фильма; заполнению пропусков в диалоге-образце; выявлению реакций героев на те или иные события, языковых средств, используемых героем; описанию менталитета и англоязычной культуры в фильме.

        На заключительном послепросмотровом этапе работы с видео, исходный видеотекст является опорой для развития продуктивных навыков различных видов речевой деятельности, в нашем случае — устной речи. На данном этапе продолжается развитие устной речи в контексте коммуникативной компетенции. Предлагаются такие упражнения: проектная работа, связанная с подготовкой видеосюжетов (проведение экскурсий по городу, школе, музею и т. п.; посещение концерта; рассказ о себе и своей семье и т. д.); ролевые игры, в основе которых лежит сюжет или сцена из видеофильма, просмотренного на уроке.

         Следующие упражнения будут полезны при работе с видео на уроке: просмотр фильма без звука и дальнейшее его воспроизведение; воспроизведение диалога с восстановлением реплик одного из героев, а также заполнение пропусков в тексте фильма; воспроизведение диалога по ролям; распределение реплик на печатной основе в смысловом порядке; составление вопросов героям фильма.

Несмотря на всю эффективность использования видеофильма на уроке иностранного языка, использование видео — это весьма сложный процесс, требующий согласования с учебным планом и КТП, а также со способностями учащихся. Не учитывая это, можно впустую потратить время и не получить никаких результатов, а сам процесс работы с видеофильмом на уроке превратить в простое развлечение.

Роль учителя при формировании коммуникативных  УУД:

Основой для построения конструктивных отношений учитель – ученик должно стать позитивное взаимодействие, при котором:

 - учитель внимательно следит за своей речью, обращаясь к ученикам и наблюдая за их ответной реакцией;

 - учитель не допускает слов или действий, побуждающих ребенка негативно думать о самом себе;

 - учитель использует улыбку как профессиональный инструмент, который позитивно подкрепляет ребенка, уменьшает психологический дискомфорт и повышает мотивацию.

Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Но для этого учитель должен чётко знать: чему учить и как учить.

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем...»
(Конфуций)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

В СТАТЬЕ ДАНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫКЛАДКИ ИПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СТИХОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА....

Методическая разработка по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Возрастные особенности учебной деятельности на уроках иностранного языка»

План Введение Возрастное своеобразие юности Умственное развитие старшего возраста Развитие самосознания Трудности и конфликты старшего школьного возраста Развитие социально активной позиции ли...

Использование на уроке иностранного языка стихотворений как средства мотивации к изучению иностранного языка

Богатство и красота литературы всегда помогает человеку понять её прелестное содержание. Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие и...

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)...

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

12 советов по активизации устной речи на уроках иностранного языка: как сделать так, чтобы ученики заговорили на иностранном языке

Когда дело доходит до говорения, даже самые уверенные в себе ученики берутся за это дело неохотно. Как преподаватель вы не можете нажатием кнопки «переключить» учеников в режим говорения, ...