Стратегия и тактика подготовки учащихся к ОГЭ по английскому языку
статья по английскому языку (9 класс)
В статье описан формат ОГЭ 2020 по английскому языку, описаны стратегии и методы подготовки учащихся к ОГЭ по английскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategiya_podgotovki_k_oge.docx | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Стратегия и тактика подготовки учащихся к ОГЭ
по английскому языку»
Основной государственный экзамен по английскому языку. Вам НУЖНО его сдать, но вы ХОТИТЕ сдать максимально хорошо, для этого вы работаете и в результате вы МОЖЕТЕ заработать максимальный балл. В этой цепочке многие, к сожалению, остаются на уровне НУЖНО.
Но когда проявляется желание, это уже намного больше, плюс ваши усилия, и вы покоряете вершину! Я часто сравниваю изучение иностранных языков со спортом, где необходимо тренироваться каждый день, чтобы держать себя в форме. День отдыха – и вы теряете позиции. Нет предела совершенству! Мы не волшебники и количество занятий, которыми мы располагаем, нам, безусловно, крайне мало. Но мы должны дать импульс к действию: саморазвитию, самообразованию, и самосовершенствованию. И поскольку изучение английского языка – это каждодневные упражнения и работа над собой, необходимо постоянно тренироваться перед главным школьным состязанием 9-ти классника – сдачей Основного государственного экзамена.
Знаете, есть все-таки одно важное отличие экзамена по английскому языку от спортивного соревнования: здесь могут быть победителями ВСЕ!
Когда мы только начинаем открывать для себя новый язык и сталкиваемся с множеством непонятных правил, очень легко потерять уверенность в себе и бросить занятия.
Однажды один из моих учителей английского языка сделал для меня открытие, которое помогло решить эту проблему. Он сказал, что английский язык доступен каждому, в нем все очень просто, как в математике. Не в смысле «просто» - легко, а в значении, что все подчиняется логике, правилам, формулам: строгий порядок слов в предложении, обязательное наличие подлежащего и сказуемого, четкие формы видовременных форм глаголов. Если один раз понять, для чего нужна и какую смысловую нагрузку несет каждая грамматическая структура, то единственное, над чем нужно будет работать постоянно, - пополнять словарный запас. Остальное – дело техники, тренировки в употреблении самих структур и автоматизации алгоритма выбора.Важной задачей является разработка стратегии и тактики подготовки учащихся к ОГЭ.
Стратегия-это общий план, задачи на перспективу. Тактика - способы и методы выполнения этого плана и задач. Короче…. Стратегия- Что делать? Тактика- Как это делать? Итак, структура ОГЭ письменного тура такова:
Разделы работы | Кол-во зад. | Тип заданий | Время на выполнение задания | Макс. балл за выполнение |
Раздел 1 (аудирование) | 8 | Аудирование включает в себя задания на понимание основного содержания прослушанного текста (задания 1,2) и на понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации (задания3-8) | 30 мин | 15 |
Раздел 2 (чтение) | 9 | Раздел включает в себя задание на понимание основного содержания прочитанного текста (задание 9) и на понимание в прочитанном тексте запрашиваемой информации (задания 10-17) | 30 мин | 15 |
Раздел 3 (грамматика и лексика) | 15 | Грамматические навыки употребления нужной грамматической формы данного слова в коммуникативно-значимом контексте (задания 18-26) и лексико-грамматические навыки образования и употребления родственного слова нужной части речи с использованием аффиксации в коммуникативно-значимом контексте (задания 27-32) | 30 мин | 15 |
Раздел 4 (письмо) | 1 | Письмо представляет собой самостоятельное написание текста письма личного характера в ответ на письмо-стимул в объеме 100-120 слов. (задание 33) | 30 мин | 10 |
Согласно демоверсии экзамена первое задание по аудированию направлено на понимание главной темы диалога. Требуется установить соответствие между диалогом и местом, в котором данный диалог происходит: парк, отель, магазин, больница. Один из ответов- лишний.
Одна из трудностей, с которой сталкиваются учащиеся при подготовке заключается в том, что они не готовы сопоставить лексику с местами, которые они описывают. Как я помогаю учащимся в этом. Я учащимся предлагаю заполнить таблицу.
Buy some goods, supermarket, customers, cash, money, fitting room, shop assistant
Anything else? How can I help you? Could you tell me where the …. is, please? How much is that? I’m looking for a … I will pay by card.
vet clinic
Pets, medical aid, help, animals, sick, doctor, broken paw, kind, cut, medicine
hotel
Reception, luggage, guest, check in, make a reservation, double room, key, lobby, floor
party
Birthday, disco, present, friends, sing and dance, invitations, have fun, decorate, celebrate, tasty food
Для начала, каждый ученик работает самостоятельно, стараясь вспомнить как можно больше слов и выражений, связанных с тем или иным местом действия. Затем учащиеся сравнивают свои результаты с результатами класса. Так у детей появляется возможность пополнить свои списки за счет идей своих товарищей.
Также я организовываю игру, когда ребенок зачитывает свой список слов и выражений, а его одноклассники угадывают место, с которым они связаны. Таким образом, это помогает систематизировать лексический материал по определенным темам. И когда дети приступают непосредственно к выполнению задания ОГЭ учащиеся готовы с большей вероятностью найти правильные ответы.
Во втором задании по аудированию учащимся предлагается установить соответствие между высказываниями и утверждениями.
Одной из проблем для учеников может стать относительная высокая скорость речи говорящего и особенности его произношения. Как же им можно помочь?
Основная цель подготовки учеников к этому заданию состоит в избегании не состоит в избегании недопонимания, т.к в английском языке много созвучных слов – омофонов. Прослушивание любого текста необходимо дополнять специальными упражнениями на узнавание конкретных слов из ряда созвучных.
Listen to the extract and circle the word of phrase you hear.
- Yesterday I got a mail/male from my granny.
- It was snowy last night/knight.
- He is too/two shy boy to work here.
- My mother usually makes cakes of oat flour/flower.
Одна из основных трудностей выполнения 2 задания раздела «Аудирование» заключается в том, что формулировки некоторых утверждений могут ввести в заблуждение, так как на первый взгляд они звучат одинаково или близки по своей тематике. В данном случае важно научить учеников видеть нюансы как в формулировке утверждений, так и в содержании самого высказывания.
Прочитайте тексты А и D (Speaker A и Speaker D).
Скажите, какой из этих текстов соответствует утверждению
The speaker talks about health reasons for keeping pets.
Speaker A
Lots of people in big cities want to keep pets. I think that a cat or a dog in an urban flat is ok, but I strongly disapprove of people who want to have a tiger, a monkey or a large snake at home. The unnatural environment does lots of harm to the animals and it’s very difficult to provide a balanced diet for them. It also may be inconvenient or even dangerous to the owner and people around them aswild animals are unpredictable.
Speaker D
Life in big cities is really stressful and it may cause different illnesses. Some doctors believe that common pets we keep at home, like cats, dogs and birds, can prevent some illnesses. For example, people who have heart problems usually feel better if there’s a dog in the house. It’s partly because of the positive energy the animal gives and partly because regularly walking the dog makes people stronger.
Как же можно помочь учащимся успешно справиться с третьим заданием раздела «Аудирование»?
В данном задании учащиеся прослушивают диалог и отвечают на поставленный вопрос, выбирая правильный ответ из 3х вариантов. Чаще всего это задание вызывает трудности у учеников, которые слабо владеют стратегией аудирования с выборочным пониманием интересующей информации.
В такой ситуации в рамках подготовки следует как можно чаще тренировать именно это умение.
Я своим учащимся предлагаю список предложений с пропусками. Они прослушивают запись диалога первый раз и заполняют эти пропуски
- My family’s lived in ___________________ for ages and we seldom travel anywhere either.
- I’m deeply interested in ____________________________.
- I’ve found a shop with some ______________________________.
Еще одна типичная ошибка у учащихся при выполнении данного задания заключается в том, что они ожидают услышать в аудиотексте те же лексические единицы, которые включены в вопросы и предполагаемые ответы. Для того, чтобы избежать эту ошибку я предлагаю учащимся определить соответствие слов из списка с их синонимами или дефинициями. Такая тренировка будет способствовать расширению словарного запаса учащихся за счет синонимичного ряда.
Match the words and phrases to the synonyms.
visit
travel
sportscompetition
research
shop
a sport contest
b exploration
cstore
d go to see
e journey
Чтение
В задании 9-необходимо прочитать 7 коротких текстов и найти в них ответ на один из предлагаемого списка вопросов. Вопросы отражают основные идеи соответствующих текстов. В задании задан один лишний вопрос.
В задании 10-17 –необходимо определить, соответствует ли утверждения, данные после текста, его содержанию верные (True) , неверные (False), или в тексте об этом не сказано (Not stated). Задания могут проверять понимание части текста или отдельных его предложений.
На уроках иностранного языка я обучаю детей уже с 5 класса навыкам смыслового и поискового чтения. Как показывает опыт, многие школьники не владеют этими способами чтения на иностранном языке, т. к. сразу же начинают пытаться перевести текст и застопориваются при виде первого незнакомого слова. Эти «вредные» привычки должны быть преодолены.
Для себя я открыла инновационную технологию работы с тестом «Reading Circle» «чтение по кругу» . На практике я увидела в действии данную технологию.
Что такое «Чтение по кругу?» Сущность данной технологии заключается в следующем: на уроке обучающимся предлагается опорная схема, по которой соблюдается последовательность и этапы работы с текстом. После знакомства с опорной схемой, следует распределение по ролям,с учетом индивидуализации и дифференциации обучения.
Первой стадией работы является чтение текста. Данную роль выполняет “Passage Person” или «Чтец». При чтении следует обратить внимание на произносительную сторону речи, умения читать, с целью извлечения конкретной информации, что является обязательным на данном этапе, а также умения переводить с английского на русский язык.
Следующим этапом работы с текстом является работа с лексикой. Назначенную роль выполняет “Word Master”.В данном разделе контролируется знание ЛЕ для продуктивного усвоения. (перевод лексических единиц, найти синонимы, обратный перевод)
Роль “Discussion Leader” ориентирована на правильное составление вопросов и ответов обучающихся на эти вопросы, что позволяет определить, насколько хорошо они ориентируются в текстах – высказываниях и понимают их содержание. (ответ на вопросы, продолжи высказывания, верно – неверно).
Следующую роль выполняет “ Connector”. Упражнение направлено на развитие умения вести диалог, уметь найти в тексте правильный ответ на вопрос или наоборот, а также читать вслух и инсценировать на основе составленного диалога-клише.( составь диалог по теме)
Заключительный этап работы выполняет “Summarizer” . Упражнение направлено на построение монологического высказывания. Обучающиеся в устной форме готовят собственные высказывания, используя вводные слова, реплики- клише с опорой на прочитанный текст. ( монолог на тему)
Технология «Reading Circle» «чтение по кругу» помогает прорабатывать материал детально. И включает в себя развитие всех навыков чтения необходимых для сдачи ОГЭ.
Грамматика. Разберем на примере как работать с предложением. Необходимо всегда внимательно читать инструкции к заданию. Обращать внимание на глаголы.
Дано | Решение | Ответ | |
A Smart Boy Mr. Jones and Mr. Brown worked in the same office. Their_________were good friends. One day Mr. Jones invited Mr. Brown to a small party. Mr. Brown went into the other room and telephoned his wife. | Wife | Перед пропущенным словом стоит местоимение во множественном числе – their, следовательно, пропущено подлежащее, выраженное существительным во множественном числе. Что проверяют? Образование множественной формы имен существительных. | Wives |
The Great Wall____in order to protect the country from different aggressors | BUILD | Глагол необходимо поставить в страдательный залог, так как стена не может строить, она была построена, как мы понимаем из контекста. Итак , Past Simple Passive Voice.Что проверяют? Образование прошедшего Времени Past Simple для неправильных глаголов. | WAS BUILT |
Памятка по написанию личного письма
Уважаемый участник ОГЭ!
- Внимательно прочитайте задание и обратите внимание:
- на время, отведенное на выполнение задания;
- имя друга по переписке;
- три вопроса, которые задает друг по переписке;
- объем письма.
- Вспомните правила оформления личного письма. В нем должны присутствовать:
- адрес;
- обращение к другу;
- ссылка на предыдущие контакты;
- благодарность за полученное письмо;
- ответ на первый вопрос;
- ответ на второй вопрос;
- ответ на третий вопрос;
- упоминание о дальнейших контактах;
- завершающая фраза;
- ваша подпись.
- Прочитайте написанное вами письмо еще раз, посмотрите, все ли элементы присутствуют.
ОБРАЗЦЫ ПИСЕМ
З а д а н и е: вспомните критерии оценивания. Что бы вы сказали об этих письмах? You have 30 minutes to do this task. You have received a letter from your English-speaking pen friend, Carl.
… I am very busy now preparing for my exams but yesterday I went to the cinema with my friends. We saw a new film about Sherlock Holmes. You’ve probably seen it too,…
What kinds of films do you like? Where do you prefer watching films – in the cinema or at home and why? What would you make a film about if you had a chance?... Write him a letter and answer his questions. Write 100-120words. Remember the rules of letter writing.
Письмо 1
Voronezh
Russia
7th May
Dear Carl,
Thank you for your letter. I’m sorry for not writing to you earlier.
You ask me what films I like. I like detectives. I prefer watching them at home as it’s more comfortable. If I had a chance, I would make a film about Miss Marple. I adore Agatha Christie and films based on her books very much.
Write back soon.
Best wishes,
Robert
Письмо 2
Voronezh
Russia
7th May
Dear Carl,
Thank you for letter. I am glad you saw the new film.
You ask me what films I like mostly. Well, as for me, I love romantic films. My favourite film is «The Titanik». I prefer watching such films in the cinema as you are in the atmosphere of the film. There is a big screen and good sound there. And I also can go there with all my friends. If I had a chance, I would make a film like «The Titanik» where there is love, some unhappiness and which is based on real events.
Write back soon.
Best wishes,
Mila
Письмо 3
34, Lianozovo st.,
Voronezh, Russia
7th May
Hello, Carl!
Thanks you for your letter. I am glad you saw the new film.
You asked me in your letter what films I like mostly. Well, as far as I am concerned, I like soap operas. Mostly, I prefer watching such films at home. Firstly, there are no soap operas in the cinema. But I can sit on my comfortable sofa at home, have some popcorn and Cola and watch my big plazma TV. If I had a little chance, I would make a very long film where I will have many celebrities. The film will take place in the desert. It will be a story of a rich family whose business is selling different things. One of the members will travel to Europe. Hope that people will like it.
Write back soon.
Best wishes,
Luba
Анализ писем-ответов
Письмо 1
Количество слов-70.
К1 (Решение коммуникативной задачи) – 0 баллов, так как количество слов в письме 70, что меньше 90 слов. Письмо не проверяется.
Общая оценка – 0 баллов.
Письмо 2
Количество слов – 109.
К1 (Решение коммуникативной задачи) – даны полные ответы на три заданных вопроса. Правильно выбраны обращение, завершающая фраза и подпись. Есть благодарность, упоминание о предыдущих контактах, выражены надежда на будущие контакты.
К2 (Организация текста) – текст логично выстроен и разделён на абзацы; правильно использованы языковые средства для передачи логической связи; оформление текста соответствует нормам письменного этикета
К3 (Лексико-грамматическое оформление текста) – использованы разнообразная лексика, также имеются грамматические структуры, соответствующие поставленной коммуникативной задаче.
К4 (Орфография и пунктуация) – орфографические и пунктуационные ошибки практически отсутствуют (допускается не более 2, не затрудняющих понимание текста).
Общая оценка – 10 баллов.
Письмо 3
Количество слов – 144.
(Количество слов больше 132(120+10%), поэтому проверяется только 120 слов, соответствующих объёму задания.)
К1 (Решение коммуникативной задачи) – даны полные ответы на три заданных вопроса. Правильно выбрано обращение, нет завершающей фразы и подписи (не попали в 120 проверяемых слов). Есть благодарность, упоминание о предыдущих контактах. Нет выражения надежды на будущие контакты. Есть нарушения в стиле.
К2 (Организация текста) – текст логично выстроен и разделён на абзацы; правильно использованы языковые средства для передачи логической связи; оформление текста соответствует нормам письменного этикета.
К3 (Лексико-грамматическое оформление текста) – использованы разнообразная лексика, также имеются грамматические структуры, соответствующие поставленной коммуникативной задаче. Однако имеются ошибки.
К4 (Орфография и пунктуация) – есть орфографические и пунктуационные ошибки, которые не затрудняют понимание текста.
Общая оценка – 7 баллов.
Последние несколько лет наша российская школа переживает качественно новый этап в своём развитии, который связан с кардинальным изменением задач обучения, достижением необходимого уровня коммуникативной компетенции. Эффективность обучения во многом определяется уровнем коммуникативных умений. А ведь за счет говорения и только за счет него можно расширять словарный запас, на котором строится весь экзамен, можно учиться формулировать свои мысли, слушать чужую речь и следить за ошибками. Все это является основой не только для успешной сдачи ОГЭ, но и для реального владения иностранным языком. Раздел "Говорение" или «Устный тур» представлен следующими заданиями: чтение вслух небольшого научно-популярного текста, ответить на вопросы телефонного опроса, составление монолога на заданную тему. Как готовить учащихся к тематическому монологическому высказыванию? В своей педагогической практике все учителя постоянно задают ученику вопросы, и желают получить на них ответы. Сейчас мы требуем от учащихся аргументировать свои ответы. Учащиеся должны говорить логично, используя "linking words" типа: moreover; in addition to, however; on the other hand; as soon as; in particular; in conclusion; all in all; etc.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Советы экзаменующемуся. Обратите ваше внимание на общие выводы и стратегии поведения на экзамене:
- Если встретили незнакомое слово
- Проанализируйте контекст, он помогает нам определить значение незнакомого слова, либо словосочетания,
- Определите по предложению, к какой части речи может относиться незнакомое слово,
- Вы можете догадаться о значении слова на основе общего знания данной темы или культурного контекста,
- Если ни один из приемов не помогает, постарайтесь выполнить задание, не обращая внимания на незнакомые слова.
- Если не знаете ответ
- Не оставляйте бланк ответов не заполненным,
- в некоторых случаях догадка и языковая интуиция могут помочь,
- остановитесь на том варианте, который вам более знаком, например, уже встречался в практике, более приятен «на слух».
- Если не хватает времени на выполнение задания
- Чтобы этого не допустить, старайтесь работать в режиме, предложенном в заданиях. Там сказано, сколько времени даётся на каждый раздел. Если что-то показалось вам более легким, и вы уверены в ответах и быстро справились, начинайте писать письмо.
- Где можно сэкономить минуты:
При выполнении раздела Чтение;
При написании личного письма, на которое дают 30 минут. Письмо можно сразу же писать на чистовик, так как большая часть самого письма нам уже известна: формат письма предопределен;
На других заданиях, здесь каждый выбирает по своим способностям и пристрастиям.
- Однако если всё-таки времени не хватает, во-первых, в оставшееся время аккуратно занесите все ответы в бланк, обратитесь к выполнению тех заданий, в которых вы более уверены, в тех, где вы получите “свои” законные баллы. Не оставляйте бланк ответов незаполненным, даже если вы вообще не приступали к какому-либо заданию. Это, конечно, наихудшая ситуация, придётся поставить ответы наугад.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ Като Ломб
Като Ломб – профессиональная переводчица из Венгрии, владеющая многими языками. Для всех осваивающих тот или иной иностранный язык она сформулировала 10 заповедей.
- Занимайся языком ежедневно. Если уж совсем нет времени, то хотя бы десять минут. Лучше всего заниматься по утрам.
- Если желание заниматься слишком быстро ослабевает, не “форсируй”, но и не бросай учёбу. Придумай какую-нибудь иную форму: отложи книгу и послушай радио, оставь упражнения учебника и полистай словарь и т.д.
- Никогда не зубри, не заучивай нечего по отдельности, в отрыве от контекста.
- Выписывай вне очереди и заучивай все “готовые фразы”, которые можно использовать в максимально возможном количестве случаев.
- Старайся мысленно переводить всё, что возможно: промелькнувшее рекламное табло, надпись на афише, обрывки случайно услышанных разговоров. Это всегда отдых, даже для уставшей головы.
- Выучить прочно стоит только то, что исправлено преподавателем. Не перечитывай собственных неисправленных упражнений: при многократном чтении текст запоминается невольно со всеми возможными ошибками. Если занимаешься один, то выучивай только заведомо правильное.
- Готовые фразы, идиоматические выражения выписывай и запоминай в первом лице единственного числа. Например: “I am only pulling your leg” (я тебя только дразню)
- Иностранный язык – крепость, которую необходимо штурмовать со всех сторон одновременно: чтением газет, слушанием радио, просмотром недублированных фильмов, посещением лекций на иностранном языке, проработкой учебника, перепиской, встречами и беседами с друзьями – носителями языка.
- Не бойся говорить, не бойся возможных ошибок, а проси, чтобы их исправляли. И главное, не расстраивайся и не обижайся, если тебя действительно начнут поправлять.
- Будь твёрдо уверен в том, что во что бы то ни стало достигнешь цели, что у тебя несгибаемая воля и необыкновенные способности к языкам.
Като Ломб предложила простую формулу, которая определяет результат в освоении языка. Вот она: затраченное время + интерес = результат или, если её немного уточнить: (затраченное время + интерес)/стеснение (страх сделать ошибку) = результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тактика подготовки учащихся старших классов к выполнению лексико-грамматической части ЕГЭ по английскому языку
Небольшая, но, думаю, очень полезная работу для преподавателей: как выполнить задания В-4 - В-10 за миниум времени....
Стратегия и тактика подготовки учащихся к ОГЭ по английскому языку
Основной государственный экзамен по английскому языку. Вам НУЖНО его сдать, но вы ХОТИТЕ сдать максимально хорошо, для этого вы работаете и в результате вы МОЖЕТЕ заработать максимальный балл. В этой ...
Подготовка к экзаменам по английскому языку в 9 класс. Стратегия и тактика
Рекомендую презентацию для подготовкки к ОГЭ по английскому языку...
Стратегия и тактика подготовки учащихся 9 (11) классов к ГИА
Данная презентация предлагает некоторые аспекты из опыта работы по подготовке учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ....
Стратегия и тактика подготовки к впр по английскому языку в 8 классе.
материал полезен для отработки всех заданий впр....
Стратегия и тактика подготовки к устной части ВПР по английскому языку в 7классе.
Материал пошагово готовит учащихся к выполнению устной части ВПР.....
Стратегия и тактика подготовки к ВПР по английскому языку в 7 классе
Материал подготовлен для тренировки обучающихся в выполнении пошагово устной части ВПР в 7 классе....