Формы коммуникативной методики обучения английскому языку
методическая разработка по английскому языку
Роль учителя в образовательном процессе. Коммуникативный метод изучения иностранного языка. Формирование у учащихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи. Развитие навыков устной и письменной речи, чтения, восприятия информации на слух.
Начало формы
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день Английский язык – это лидирующее средство международного общения. Это связано прежде всего со стремительным развитием высоких технологий (космических, информационных, лазерной техники, био- и нанотехнологий и т.п.), экономики и т.д. Данный факт усиливает мотивацию учащихся общеобразовательной школы, желающих изучить английский как основной язык межгосударственного общения, научных исследований. Язык стал в той или иной форме доступен большинству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы коммуникативной методики обучения английскому языку | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы коммуникативной методики обучения английскому языку
Роль учителя в образовательном процессе. Коммуникативный метод изучения иностранного языка. Формирование у учащихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи. Развитие навыков устной и письменной речи, чтения, восприятия информации на слух.
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день Английский язык – это лидирующее средство международного общения. Это связано прежде всего со стремительным развитием высоких технологий (космических, информационных, лазерной техники, био- и нанотехнологий и т.п.), экономики и т.д. Данный факт усиливает мотивацию учащихся общеобразовательной школы, желающих изучить английский как основной язык межгосударственного общения, научных исследований. Язык стал в той или иной форме доступен большинству.
Известный специалист в области лингвистики и методики преподавания иностранного языка, С.Г. Тер-Минасова, отмечает, что с недавнего времени изучение языка стало более функциональным: “Небывалый спрос потребовал небывалого предложения. Неожиданно для себя преподаватели иностранных языков оказались в центре общественного внимания: легионы нетерпеливых специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности потребовали немедленного обучения иностранным языкам как орудию производства. Их не интересуют ни теория, ни история языка - иностранные языки, в первую очередь английский, требуются им исключительно функционально, для использования в разных сферах жизни общества в качестве средства реального общения с людьми из других стран.” Важной частью обучения английскому языку является привитие интереса к предмету, ведь хорошо получается то, что любишь, чем увлекаешься.
Функции педагога в образовательном процессе значительно изменились. На смену учитель-ментору, учителю-диктатору, не способному предоставить учащимся свободу выбора и обеспечить необходимую в постижении столь тонкой материи, как язык, пришел учитель-наблюдатель, учитель-посредник, учитель-умиротворитель и руководитель. На современном этапе развития преподавания английского языка при выборе метода обучения необходимо исходить из особенностей коллектива, в котором он будет использоваться, учитывать личностные особенности обучаемых, их возраст, интересы, уровень подготовки, период, в течение которого будет проходить обучение, а также техническую оснащённость учебного заведения. В своей преподавательской деятельности за основу я взяла коммуникативный подход обучения английскому языку, который, как следует из его названия, направлен на практику общения.
Из четырёх составляющих, на которых держится любой языковой тренинг (чтение, письмо, разговорная речь и восприятие речи на слух), повышенное внимание уделяется именно двум последним. Устная речь любого грамотного человека достаточно сильно отличается от письменной. Однако ошибкой было бы думать, что коммуникативный метод предназначен только для лёгкой “светской” беседы.
Что такое коммуникативный метод изучения иностранного языка?
Коммуникативная методика ставит своей целью формирование у слушателей смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний. Это смесь традиционных и интенсивных методов, имеющих собственные преимущества. Процесс обучения идет несложным путем. Ученик как бы находится в центре этого процесса. Чтобы объяснить новые слова и правила, учитель использует знакомую для обучающегося лексику, объясняет грамматику при помощи картинок, жестов и мимики. На сегодняшний день этот метод очень распространен. Многие из зарубежных языковых школ используют его в работе, так как он направлен на практику общения. Кроме того, коммуникативный метод призван снять страх перед общением.
В коммуникативном методе обязательно присутствие преподавателя языка, потому что в его основе находится общение. Целью является преодоление языкового барьера и избежание боязни говорения на английском. Учащиеся используют на занятиях по иностранному языку ситуации из жизни, что дает им возможность употреблять грамматические формы для выражения своих мыслей в ходе показа сцены.
Эта методика помогает развитию навыков устной и письменной речи, чтения, восприятия информации на слух -- аудирования. Изучение грамматики происходит во время разговора на английском с преподавателем. Вначале идет освоение слов и выражений, языковых формул, а уже потом учитель помогает обучающемуся в их разборе в плане грамматики. Таким образом, цель учащихся говорить свободно и правильно будет достигнута.
Коммуникативный метод имеет психолингвистический подход. Английский язык находится в роли средства коммуникации. Наличие лексических или синтаксических ошибок в речи обучающегося не является проблемой в этой методике. Ведь во время обучения эти ошибки корректируются. Просто нужно чаще слушать английскую речь, выучить наизусть грамматику и тренировать свою память. Чем чаще вы используете сложную грамматику, тем больше будет эффективность обучения. Все дойдет до автоматизма.
Вообще, коммуникативный метод ведет к более свободным действиям на занятиях, чем традиционный метод. Это повышает интерес к изучению и способствует желанию продолжить его. Большая скорость разговора с учителем или с группой дает такой эффект, что обучающийся начинает мыслить на английском. В этом случае перевод автоматически может отпасть из-за нехватки времени.
Этот методика также проводит беседу об английском языке. Ученики обмениваются мнениями о том, как каждый из них предпочитает изучать лексику, как можно легко запомнить новые слова, идиомы, грамматические схемы, какие книги лучше прочитать для получения пользы и другие.
Начальный этап обучения состоит из дискуссий, ролевых игр и инсценировок различных событий из обыденной жизни. Для обучающихся на высоком уровне используются интеллектуальные игры, повышающие кругозор и расширяющие представление о стране изучаемого языка.
Человек, вооружившись стандартными наборами грамматических сочетаний и запасом в 700-1000 слов, свободно может найти общий язык в чужой стране. Но есть одно но -- малый запас лексики. Плюс еще к этому множество ошибок по грамматике. Чтобы это не выявилось при общении, необходимо знать этикет, внимательно слушать собеседника и совершенствоваться.
Коммуникативный метод следует впереди в работе освоения иностранных языков.
В общих чертах коммуникативный подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное обучение английскому языку как средству общения в условиях моделируемой (воспроизводимой) на учебных занятиях речевой деятельности - неотъемлемой и составной части общей деятельности. Коммуникативный подход предполагает полную и оптимальную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения. К ним относятся: система общей деятельности; система речевой деятельности; система речевого общения (коммуникации); система самого английского языка; системное соотнесение родного и английского языков (их сознательно-сопоставительный анализ); система речевых механизмов (речепорождение, речевосприятие, речевое взаимодействие и др.); текст как система речевых продуктов; система структурно-речевых образований (диалог, монолог, монолог в диалоге, разные типы речевых высказываний и сообщений и т. п.); система (процесс) овладения английским языком; система (структура) речевого поведения человека. В результате такого подхода в обучении формируется, реализуется и действует система владения английским языком как средством общения в широком смысле этого слова.
Наиболее приоритетными направлениями, определяющими коммуникативный подход к обучению английскому языку, являются: влияние концептуальных составляющих на содержание; отбор и организация учебного языкового и речевого материала; моделирование в учебном процессе ситуаций общения и способы формирования речевых навыков обучающихся; самоанализ и управление учебной деятельностью на занятиях с учителем и в самостоятельной работе. Речевая деятельность в качестве системы рассматривается как неотъемлемая и составная часть общей деятельности. Систематизируя речевую деятельность, следует отметить, что для обучения и общения на английском языке значимыми являются как специальное, так и взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, в том числе говорение, аудирование, чтение и письменная речь. Систематизация общения предполагает анализ содержания, структуры и взаимодействия коммуникативного (информационного обмена между говорящими партнёрами), интерактивного (взаимодействия партнёров) и перцептивного (взаимовосприятия и взаимопонимания партнёрами) аспектов. Большой интерес для обучения англоязычному общению представляет анализ сочетания речевых и неречевых средств общения (мимики, жестов, телодвижений и пр.) с учётом их национально-культурной специфики.
Систематизация языкового материала в целях обучения английскому языку предполагает использование как собственно системного описания фонетического, лексического и грамматического аспектов языка, так и данные коммуникативной лингвистики, функциональной грамматики, контрастивной лингвистики. Систематизация языка как средства общения должна отвечать трём основным требованиям: созданию лингвистических основ обучения английскому языку с учётом языкового опыта обучаемых и владения ими родным языком; обучению их определённому (полному, усечённому или избирательному) варианту английского языка; соответствию условиям, в которых реализуется обучение коммуникативной функции английского языка и овладение ею обучаемыми.
Одной из основных составляющих коммуникативного метода является методически грамотное соотнесение родного и английского языков, обеспечение учеников таким комплексом упражнений, которые без ущерба для аутентичности англоязычной речи позволят полностью реализовать изначальные коммуникативные намерения, сформированные в речемышлении на родном языке. В целом же создание таких комплексов упражнений связано с особенностями структуры и функционирования механизмов порождения и смыслового восприятия речевых высказываний, входящих в целесообразную для обучения англоязычному общению систему. Систематизация овладения английским языком предполагает учёт и использование в обучении объективных и субъективных закономерностей усвоения английского языка на основе родного языка и его соотнесения с английским.
Текст представляет особую ценность в качестве систематизированного образца функционирования языка в рамках темы, контекста, ситуации, проблемы, возраста, сферы и жанра общения, ориентации на определенного адресата, выражения социальной, профессиональной, личностной позиции. Текст рассматривается как зафиксированный в той или иной форме продукт устной или письменной речи. В нём как бы материализуются все другие системы. С учётом описанных выше систем можно специально в учебных целях моделировать такие тексты, которые не только были бы образцами англоязычного общения, но и управляли процессом овладения и практикой англоязычного общения. Текст следует рассматривать в следующих обучающих функциях: как иллюстрацию функционирования языковых единиц; как образец речи определённой структуры, формы и жанра; как образец реализации речевых намерений автора; как модель порождения речевого высказывания, сообщения или речевого общения (текст-диалог); как структуру управления смысловым восприятием; как структуру управления учебными действиями обучаемых (учебный текст); как средство обучения аспектам языка (фонетике, лексике, грамматике, интонации) и видам англоязычной речевой деятельности (всем видам чтения, говорению, аудированию, письму). Диалогические тексты, особенно специально составленные, способны стать основой самостоятельного коммуникативного тренинга, то есть самообучения англоязычному общению. Функции текста в обучении англоязычному общению отнюдь не исчерпываются вышеназванным.
Систематизация речевого поведения важна для обучения англоязычному общению в следующих аспектах: отражение в нем всех психологических, лингвистических, деятельностных, объективных и субъективных факторов его существования в речи человека в целом; модель или образец речевого поведения типичного носителя английского языка, к которой следует стремиться обучаемым; особенности речевого поведения в результате проведённого обучения англоязычному общению; формирование способности самовыражения обучаемого на английском языке.
Реализация коммуникативного подхода намного усложняется, если не уделять внимания некоторым техническим аспектам методики обучения английскому языку. Естественно, что для успешного обучения, помимо всего прочего, должна иметься определённая база технических средств и рекомендации по их грамотному и эффективному использованию.
Кабинет английского языка является учебным центром организации обучения и внеклассной работы учащихся по данному предмету. В нём проводятся уроки, организуется работа кружков, различные мероприятия в рамках внеклассной работы по английскому языку. Безусловно, внедрение любой методики обучения английскому языку невозможно без соответствующего оформления кабинета. При оформлении кабинета должен учитываться весь спектр учебно-методического комплекса, включающий эстетические, гигиенические, экономические требования, а также требования научной организации труда учителей и учащихся. В кабинете (языковой лаборатории) должны находиться печатные, экранные и звуковые учебно-наглядные пособия, а также средства их применения.
иностранный язык коммуникативный смысловой
Сравним коммуникативной и традиционной методик изучения иностранных языков:
Коммуникативная | Традиционная |
1. Выступление учителя как инструктора и помощника | -- преподаватель указывает, что надо делать. |
2. Ошибки в речи исправляются после разговора | -- учитель, перебивая, исправляет ошибки. |
3. Обучающиеся стремятся догадываться о значении слова | -- заучивание слов с готовым переводом. |
4. Изучение грамматики идет во время разговора | -- заучивание грамматики. |
5. Работа в парах | -- учитель и ученик. -- заучивание наизусть. |
6. Устная свободная речь |
Как видно из вышеизложенного, коммуникативная методика обучения английскому языку представляется наиболее эффективной, особенно если речь идёт об организации обучения в средней школе. На школьном уровне необходимо заложить основы владения английским языком именно как средством общения, что открывает возможность перейти от рассмотрения английского языка как объекта изучения к использованию его на практике как полезного инструмента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативная методика обучения английскому языку.
Рассмотрим теперь собственно коммуникативную методику обучения английскому языку. Обзор методики, приведенный в данном разделе, основывается на общеевропейской...
Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в средней школе.
Позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения связаны прежде всего со стремительным развитием высоких технологий (космических, инфор...
Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в школе
В общих чертах коммуникативный подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоотнесённое обучение английскому язы...
Принципы и основные технологии работы коммуникативной методики обучения иностранному языку.
В данной работе мы рассмотрим роль учителя и учащихся в рамках коммуникативного метода обучения. Также затронем основополагающие принципы коммуникативного взаимодействия для создания более динам...
Коммуникативная методика обучения английскому языку
Коммуникативная методика предполагает максимальное погружение ученика в языковой процесс, что достигается с помощью сведения апелляции учащегося к родному языку до минимума. Главной целью обучения явл...
Статья "Коммуникативная методика обучения английскому языку".
Предлагаю ознакомиться с основами коммуникативной методики преподавания иностранных языков....