Эффективные технологии формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции.
статья по английскому языку
В данной статье я даю примеры эффективных технологий и методов (из опыта работы), способствующих формированию и развитию коммуникативной иноязычной компетенции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эффективные технологии формирования и развития иноязычной коммуникативной компетентности.
Владение иностранным языком стало в современном обществе необходимым условием личной и профессиональной жизни человека. Социальный заказ общества по отношению к иностранному языку выражается не просто в практическом знании языка, а в умении использовать этот язык в реальной коммуникации, что и является целью обучения английскому языку в школе. Какие универсальные учебные действия помогают сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию? Выделю некоторые … умение планировать и осуществлять рефлексию, а также готовность к самообразованию и решению проблем.
Сегодня я хочу рассказать вам о технологиях и поделиться приемами, которые способствуют развитию и формирования этих УУД.
Для себя я сделала вывод: необходимо, прежде всего, пробудить в ребёнке желание, постоянный и устойчивый интерес к иностранному языку. Добиться этого результата возможно, применяя разные технологии и методы обучения.
На этапе целеполагания я использую технологию критического мышления . («Кластер», «Мозговой штурм», «Облако слов», “Проблемная ситуация”). Чтобы заинтересовать учащихся я создаю проблемную ситуацию. Старшеклассникам рассылаю накануне урока электронное письмо с двумя текстами. Задание – исправить ошибки. На уроке выясняется, что с первым текстом они справились без труда, а со вторым возникли трудности, которые они не могли решить самостоятельно. Таким образом в начале урока появляется проблему. Решить эту проблему - цель урока. или технология “Кластер”, где ребята систематизируют, анализируют и отбирают подходящий по заданной теме лексический или грамматический материал и структурируют его.
Осуществляя системно-деятельностный подход, стараюсь широко использовать технологию сотрудничества. Именно групповые и парные формы работы способствуют реализации диалогического подхода в обучении английскому языку, укрепляют межличностные отношения и снимают языковой барьер. Учитель здесь может выступать в роли тьютера, фасилитатора, координатора и собеседника. При делении учащихся на группы не упускаю из вида эмоциональный настрой: «цветные ленточки», «геометрические фигуры», “разрезанные открытки”, «цифры». Незаменимый помощник на уроке - карточки слов. Тема “Продукты”. На 4 отдельных карточках дети записывают слова по одному слову на листе. Итого на столе 16 слов, которые надо произнести правильно, проверить написание и отобрать 9 наиболее интересных по их мнению слов. На экране вариант разложения 9 карточек. Они открывают три по вертикали. Задание- составить предложение. Это и есть сотрудничество в деятельности.
В технологии «Собери пазлы» каждому ученику предоставляется Лист вопросов и только часть информации. Возникает необходимость взаимодействия с одноклассниками, чтобы ответить на все поставленные вопросы. При использовании данной формы работы я подбираю разноуровневые задания, для отдельных учащихся текст может быть простым по содержанию и небольшим по объему, это является стимулом для повышения самооценки. Представленная технология-пример реализации дифференцированного подхода в обучении.
Игровые технологии активизируют процесс обучения. Ролевое общение включает элементы социального тренинга.
- strip-story (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»);
- smile (учащиеся подходят друг к другу и с улыбкой обмениваются репликами из изученных диалогов);
- merry-go-round (школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами по заданной теме );
С ребятами начальной и средней школы часто используем «Скетчи», на уроке здесь и сейчас разыгрываются мини-сценки по теме «Город и его достопримечательности», «Путешествия», «Покупки»... Приходя в виртуальный магазин мы должны купить как можно больше грамматически правильных предложений, имея определённую сумму условных денег. При проверке выигрывает та команда, которая потратила деньги на “качественный товар”. Такая форма работы развивает способность договариваться, брать ответственность на себя, соревноваться и уметь проигрывать.
В старших классах мы садимся за «Круглый стол». Обсуждаемые проблемы весьма разнообразны: социальные (вы-глобалист или антиглобалист, Интернет-самое вредное изобретение), морально-этические (Школьная форма должна быть обязательной) и др. Аргументы, рождающиеся в ходе дискуссии, учащиеся в дальнейшем используют в своих эссе.
Актуальность сегодняшнего дня - соединить в уроке образовательный материал с двигательной активностью. Это и есть свежий взгляд на здоровьесберегающие технологии. Приведу пример технологии “Время встреч”. Учащиеся заранее на перемене (в начале недели и т.д.) назначают четыре встречи с разными одноклассниками (на экране: Букингемский дворец, Бик бен, Башня Тауэр, здание Парламента …….). В ходе урока я объявляю, что наступило “Время встречи” у Букингемского двореца. Учащиеся свободно перемещаются по классу, находят свою пару. Далее выполняют в паре задание учителя в зависимости от темы урока. Например Достопримечательности Великобритания. На следующем уроке “Время встреч” у … Задание учителя …….
Современный урок трудно представить без ИКТ технологий. Я использую мультимедийные программы к учебникам и аутентичные видеокурсы, например, «BBC Guide to Britain» дает полезную практическую информацию, связанную с историей, культурой, искусством и географией страны, на что так мало уделяется внимания в наших учебника. Я прошла курсы и научилась создавать интерактивные упражнения на доске «Panaboard». Это трудоемкий процесс, требующий много времени. В своей работе я использую ЦОР сети Интернет. Осуществлять дистанционный контроль позволяет использование гугл-платформы, на которых я создаю гугл-тесты. В ходе урока гаджеты учащихся я использую в качестве электронных словарей или для выполнения тестов он-лайн. В дальнейшем я планирую проводить уроки с использованием электронных учебников, что может увеличить активизировать интерес к предмету.
Обучая детей развивающему оцениванию, уделяю время разбору критериев, важно, чтобы ученик понял за что и какое количество баллов начисляется, как баллы переводятся в отметку. При таком подходе исчезают вопросы “А почему мне “3”? Некоторые уроки строю, целиком опираясь на технологию рейтингового накопительного оценивания.
Учащиеся 9-11 классов сами определяют ключевые позиции и, обсудив в группе, прописывают баллы. (Пример карточки, составленной ребятами)
Баллы | Критерий | ||
1 | Владение информацией, знание темы высказывания | ||
1 | Правильное употребление грамматического времени | ||
1 | Правильное построение предложений | ||
1 | Произношение слов | ||
1 | Умение делать устные сообщения по теме | ||
Mistakes | |||
Total |
Этап рефлексии завершает урок. Важно предусмотреть время и не пропускать эту составляющую урока. Самоанализ позволяет не только оценить, но и спланировать свои дальнейшие действия, скорректировать формируемые умения.
Перед вами таблица самооценки. Она приклеена на обложке тетради.
Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
сделал всё правильно, без ошибок |
|
|
|
|
|
|
|
|
написал всё аккуратно |
|
|
|
|
|
|
|
|
понимаю, почему ошибался |
|
|
|
|
|
|
|
|
не понимаю, почему ошибался |
|
|
|
|
|
|
|
|
В ГРУППЕ/В ПАРЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Я внимательно слушал |
|
|
|
|
|
|
|
|
Я предлагал новые идеи |
|
|
|
|
|
|
|
|
Я активно обсуждал |
|
|
|
|
|
|
|
|
Я объяснял, обучал |
|
|
|
|
|
|
|
|
Я выступал от имени группы |
|
|
|
|
|
|
|
|
С окончанием урока обучение не завершается. Внеурочная деятельность позволяет расширить образовательное пространство. Тема “Страноведение”, которая в небольшом объеме представлена в школьных учебниках, но наиболее интересна учащимся, углубляется в ходе работы над индивидуальными и групповыми проектами.
На встречах “Английского клуба” мы увлекаемся пост-кроссингом, ставим спектакли в театральном кружке.
День Школы традиционно соединяется с Днем самоуправления. Самые увлеченные всегда пробуют себя в роли учителя английского языка. Может быть, именно в этом и кроется секрет того, что уже трое моих учеников пошли, как и я когда-то, по стопам своего учителя. Перспективным направлением такой работы я вижу в создании тьюторских групп для учителей, которые бы хотели изучить английский язык на базовом уровне.
Для современного учителя очень важно идти в ногу со временем. Согласна с русской пословицей «Век живи- век учись», поэтому стараюсь постоянно работать над собой, использую возможности Интернета, активно обмениваюсь опытом с коллегами на конференциях и семинарах разного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции через игру в классах 1,2 ступени
Вашему вниманию предоставлен материал о развитии иноязычной коммуникативной компетенции через игру в классах 1\2 ступени.Использование игр - это один из приёмов повышения интереса обучающихся к уроку ...
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции через индивидуализацию и дифференциацию обучения
Материал предназначен для учителей иностранных языков, применяющих технологии индивидуального обучения (дифференцированный подход)....
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции на основе дифференцированного подхода
Сущность опыта заключается в создании условий для развития коммуникативной компетенции учащихся через создание разнообразных речевых ситуаций на основе дифференцированного подхода. Таким образом, обще...
«Развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся через интеграцию новых информационных технологий в учебный процесс»
У каждого предмета и каждого преподавателя есть свои средства и способы осуществления организации процесса обучения, направленного на учащегося. При формулировании своих целей обучения, преподав...
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции посредством метода проектов на уроках английского языка.
Статья о необходимости использования метода проекстов на уроке английского языка.Особую популярность в последнее время приобретает метод проектов в старших классах. Учитель при данном методе обучения ...
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся
Инновации в жизни школы, это, прежде всего, новые подходы к организации урока: распределение времени, форма работы с классом, планирование поэтапного усложнения заданий, использование эвристических ме...