Игровая деятельность для повышения мотивации на занятиях иностранного языка.
статья по английскому языку

Статья посвящена анализу и описанию игровой деятельности на занятиях по иностранному языку с целью повыщения мотивации обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_igrovaya_deyatelnost.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Ю. Меньшагина,

педагог дополнительного образования (английский язык)
Санкт-Петербургского государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Центр регионального и международного сотрудничества»

Игровая деятельность для повышения мотивации на занятиях иностранного языка.

Согласованность методов обучения и способов их подачи
с познавательными потребностями и интересами обучающихся противодействует образованию отрицательной установки. Оптимально отобранный материал укрепляет все составляющие мотивации: потребности, интересы, эмоции, сами мотивы. Формирование устойчивого уровня мотивации учения обязывает педагога подбирать соответствующие учебные материалы, которые представляли бы собой когнитивную, коммуникативную, профессиональную ценности, носящие творческий характер, стимулировали бы мыслительную активность обучающихся. Использование в учебно-воспитательном процессе по английскому языку культурологического материала создает условия, мотивирующие учебный процесс, а также способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности обучающихся.

Отправным моментом для возникновения мотивации является ознакомление обучающихся с задачами занятия, при этом сама формулировка задач должна импонировать обучающимся, открывать перед ними ясную речевую перспективу. Формулировка задачи зависит от ступени обучения,
от возрастных и психологических особенностей. Содержание занятия,
как и его задачи, также должно быть принято обучающимися. Это может быть достигнуто путём усиления личностной ориентации, использования
на занятии актуальных событий, привлечения познавательного материала.

Фактически любую тему можно сделать личностно значимой. Личностная ориентация предполагает адресованность не только непосредственно к самому обучающемуся и его "Я", но и к более широкой среде, причастность к которой он ощущает. В область личностных интересов естественным образом втягивается и вторичное "Я", когда обучающийся играет какую-либо роль в нереальной ситуации. Например, можно попросить обучающегося рассказать историю о его путешествии, представить, что он попал в какое-то приключение, или сделать его гидом и попросить провести экскурсию по любимому городу, где он расскажет туристам о самых интересных, на его взгляд, местах. Подобные задания предоставляют ученику право выбора, что очень важно, так как он может выбрать ту часть материала, которую лучше усвоил, тем самым устраняются отрицательные эмоции. События актуальной действительности также могут обогатить содержание занятия, здесь преподавателю необходимо показать, что знания важны
в жизни. Это, несомненно, поддерживает коммуникативную мотивацию.

Познавательный характер материалов занятий играет немаловажную роль в коммуникативной мотивации и должен быть подчинён правилу равновесия между новой и уже известной информацией. Это можно достигнуть путём сообщения нового об известном. Равновесие между новой
и известной информацией может быть соблюдено также путём актуализации межпредметных связей. В этом случае факты и события, уже известные обучающимся из жизни, предстают перед ними на уроках иностранного языка в новой языковой оболочке.

Следующим важным моментом, способствующим вызову и сохранению коммуникативной мотивации, является организация занятия. Остановимся
на моментах организации, способствующих развитию коммуникативной активности. Начнем с игровых упражнений, позволяющих организовать целенаправленную речевую практику на занятиях иностранного языка: тренировку и активизацию навыков и умений монологической
и диалогической речи, формирование и формулирование многообразных типов высказываний (описание, сообщение, информация, доказательство, выражение мнения, согласия и т.п.).

Как правило, занятие начинается с речевой разминки или игровых упражнений, которые можно использовать для активизации иноязычного общения. Игровые упражнения уже в самом начале настраивают обучающихся на дальнейшую активную речевую деятельность. Но, чтобы этот интерес не угас, следует придавать игровой характер большинству упражнений, особенно если они связаны с запоминанием и тренировкой речевых образцов
по определённой теме. Интересны в этом плане психотехнические игры. Основной их функцией в обучении иностранному языку является создание
у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления
на учебном занятии определённой ситуации, что способствует интенсивной тренировке употребления изучаемого лексического и грамматического материала. Далее приведены примеры психотехнических игр, которые можно использовать на занятиях иностранного языка.

  1. "Тяжести". Обучающимся предлагается вспомнить 5 -10 разных по тяжести предметов и представить, что они их переносят, перемещают, перекладывают. При этом они должны комментировать свои действия ("Как тяжело" и т.п.), просить окружающих помочь им,
    не мешать, дать совет и т.п.
  2. "Уличный сонар". Педагог просит обучающихся представить, что они идут по шумной, людной улице, и попробовать лишь по доносящимся звукам представить себе зрительно,
    что происходит вокруг, и описать все события на иностранном языке,
    а также прислушаться к шагам отдельных прохожих и по звуку шагов нарисовать себе внешний вид прохожего, угадать, куда он идёт, какой
    у него характер, каковы его вкусы, с кем он разговаривает и т. д.
  3. "Запомни движения". Педагог предлагает следить
    за движениями его рук и запоминать. Он имитирует различные действия, комментируя их (шитьё, приготовление пищи, стирка и т.д.). Затем обучаемые объясняют движения учителя, они должны уметь быстро переключаться с одной группы движений на другую и реагировать на эти переключения в своей иноязычной речи.
  4. "Книга по кругу". По классу передается книга. Передавая её соседу, каждый участник должен назвать какой-нибудь предмет, охарактеризовать и объяснить свои действия с ним, а затем передать книгу следующему, называя новый предмет.

Применение данной методики на занятиях английского языка дало положительные результаты: обучающиеся более открыты к общению
на занятиях, ушло стеснение и скованность, присутствовавшая у некоторых обучающихся. В заключение отметим, что использование данной методики необходимо включать в занятия для повышения мотивации обучающихся и их раскрепощения, независимо от возрастной категории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках как условие повышения мотивации к овладению иностранным языком

Статья предназначена для учителей английского языка. В статье представлен один из способов повышения интереса к иностранному языку....

«Игровые технологии, как условие повышения мотивации к обучению иностранного языка в начальной школе»

 Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в общении на иностранном языке....

Применение метода проектной деятельности как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка на уроке во внеурочной деятельности

В представленном материале описан опыт применения метода проектной деятельности на уроках французской литературы в 8 классе школы с углубленным изучением французского языка по теме " Великие люди (поэ...

Методические рекомендации по использованию метода проектов как способа активизации учебно-познавательной деятельности и повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данном  методическом  пособии собран богатый теоретический и практический материал по использованию метода проектов в процессе обучения иностранному языку,  составлены методические ре...

Использование бумажных интерактивных книг на уроках английского языка, как игровой составляющей процесса обучения для повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников.

Современный социум, взрослые, подростки и даже дети отличается от предшествующих поколений восприятием окружающей действительности, которая также претерпела свои изменения в результате электронизации ...

Использование бумажных интерактивных книг на уроках английского языка, как игровой составляющей процесса обучения для повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников.

Современный социум, взрослые, подростки и даже дети отличается от предшествующих поколений восприятием окружающей действительности, которая также претерпела свои изменения в результате электронизации ...