Школьная научно-практическая конференция педагогов.
методическая разработка по английскому языку

Содикова Фарангис Абдусамадовна

Метапредметный подход в обучении иностранному языку как оснавное требование ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_konferentsiya.docx681.27 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная научно-практическая конференция

 педагогов

«Современный урок через призму метапредметного подхода

 к обучению в школе»

ТЕМА: «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС»

                                           Автор работы: Содикова Фарангис Абдусамадовна

                                            Занимаемая должность: учитель  английского языка

   Место выполнения работы:

                                             МОБУ «ООШ №3»

Оренбург, 2019

Целью своей педагогической деятельности обозначила следующее:

     Совершенствование образовательного процессса посредством реализации принципа  метапредметности

 Для обеспечения достижения цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:

  • осуществить отбор эффективных методики преподавания иностранного языка и реализации метапредметного принципа технологий, подходов, средств и форм обучения;
  • разработать ряд задании метапредметного характера, направленных на формирование метазнаний и метаумений;
  • создать методический инструментарий  психолого-педагогического мониторинга метапредметных результатов.

 Значимость учебного предмета «Английский язык» в стандартах второго поколения.

Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (Стандарты второго поколения) изучение иностранных языков предполагается проводить на всех трех ступенях общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях), что нашло отражение в федеральном базисном учебном плане по иностранным языкам и «Примерных программах по учебным предметам».

В стандарте второго поколения подчеркиваются постоянная внутренняя мотивация к учению, умение общаться, социальная мобильность, критическое мышление, обучение учащихся самостоятельному конструированию своего знания, а также общекультурное и личностное развитие учащихся, в том числе за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий.

Главная цель современного урока иностранного языка по требованиям реализации ФГОС – коммуникативная компетенция, включающая в себя языковую и социокультурную компетенции. Чтобы  достичь заявленную цель обучения, нам необходимо сначала разобраться в специфике самого предмета «иностранный язык»:

  • иностранный язык является средством общения в обычных ситуациях;
  • при изучении иностранного языка обучающиеся получают представление о культуре других стран через язык.

В процессе обучения иностранному языку закладывается личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса.

       Соответственно, из цели урока вытекает одна из самых главных задач: научить учащихся общаться на иностранном языке, высказывать своё мнение о том, что их окружает и волнует. Учителю необходимо создать такие условия, в которых обучающиеся действительно начнут говорить, а не механически выполнять набор упражнений для того, чтобы когда-то в отдалённом будущем заговорить на иностранном языке.

Для стимулирования развития коммуникативных навыков, нужно подобрать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать заявленной цели.

Неоценимую помощь в рамках ФГОС окажет использование на уроках иностранного языка:

  • договорок и песен;  
  • обучающих короткометражных фильмов, сериалов и мультфильмов;
  • компьютерных программ;
  • использование на уроках активных методов обучения (АМО);
  • использование электронных образовательных ресурсов;
  • проектная и исследовательская деятельность;.

ФГОС направлены на пробуждение интереса учащихся к предмету, повышение мотивации к учению, способствованию развитию социокультурной компетенции учащихся. У обучающихся вырабатывается практическая потребность в использовании иностранного языка в повседневной жизни, но не в качестве таким образом, чтобы владение языком считалось не чем-то выдающимся, а совершенно естественным для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заняться в будущем. То есть, правильное применение на практике ФГОС должно создать такой импульс в процессе изучения предмета, что его применение на практике станет естественным и гармоничным. Так иностранный язык станет для обучающегося вторым родным.

Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Только собственное активное действие станет базой, основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, стимулирующих активное действие.

        Второй и не менее значимой задачей современного урока в целом и урока иностранного языка в частности — дать возможность обучающимся самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, а также оценивать свою работу, свои достижения.

Таким образом, осуществляется процесс постепенного перехода от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной с поэтапной работой со знаниями:

  • в начальной школе у обучающихся формируются первичные навыки самостоятельного поиска знаний,
  • в основной школе обучающиеся учатся самостоятельно осуществлять навигацию по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач,
  • в старшей школе обучающиеся получают возможность применять полученные знания в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие. Мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого.

Формирование метапредметных  результатов - одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом.         

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися  обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Одним из направлений, реализующих  метапредметность достаточно эффективно, являются элективные курсы, семинарские занятия, исследовательская  и проектная деятельность.

Элективный курс «Английский язык в профессиональной сфере» (И.С. Рахуба) или элективный курс «Страноведение. Англоговорящие страны» раскрывает различные сферы применения английского языка,  особенности рода деятельности людей многих профессий, географии, связанных с необходимостью овладения им.

Основу  обучения составляют упражнения коммуникативного характера, обладающие ситуативной обусловленностью и предусматривающие выражение личного отношения к рассматриваемому предмету.

Например: Занятие по теме «Экология», метатема « Проблема», в 9 классе можно провести в форме пресс-конференции, где учащиеся решают задачи, связанные с проблемами исчезновения Сибирского (Амурского) тигра. Основываясь на фактах, полученных при самостоятельном исследовании проблем данной территории, они не только должны найти пути их решения, но и активизировать знания специфической лексики в ситуации, приближенной к жизни.

По надпредметным программам можно работать на уроках  по обычным школьным предметам за счёт отбора тем, сюжетов, способов деятельности, совокупность которых в итоге и позволяет получить желаемый метапредметный результат.

Для того чтобы приобщить учащихся к изучению английского языка на уроках используется проблемный метод обучения, который ненавязчиво мотивирует учащихся работать на уроке активно и творчески, то есть создаются такие условия, которые побуждают учащихся самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию на иностранном языке. А с помощью технологии критического мышления учащиеся учатся не запоминать информацию, а анализировать прочитанное, выбрать полезное для себя.

Метатемы, предлагаемые разработчиками данного вопроса, подобраны таким образом, что могут быть применены практически к  любой теме любого предмета.  

При выборе метапредметной темы учитывается возраст, ступень обучения учащихся. В таблице приведены примеры метапредметных тем и их соотнесение с программным материалом  уроков английского.

Метатема

Предметная тема

Движение

Игры. Спорт.

Знание – незнание

Правильные и неправильные глаголы.

Изменение и развитие

Британия - страна, люди, события.

Модель и способ

Основы грамматики

Порядок и хаос

Распорядок дня. Место, где мы живем. Дом. Квартира

Пространство и время

Изменение глаголов по временам

Постановка проблемы

Защита окружающей среды.

Рисунок и схема

Секреты английской грамматики.

Позиция и роль

Профессии. Магазины и покупки.

Общество и среда

Профессии. В аэропорту. Литература. Семья.

Простое и сложное

Мир увлечений.

Так  метапредметная тема «Правила дорожного движения» раскрывается на уроке в 6 классе при изучении темы  «В городе»  (учебник «Spotlight 6») . Дорожные знаки современного города предполагают в пассажире, пешеходе, водителе человека, способного воспользоваться информацией, представленной на них на английском языке, имеющем статус международного.

 t---f-c s - - n (traffic sign)- дорожный знак

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2016/09/12/99666274/99666274_10.jpeg

Поэтому кроме лексико-грамматических навыков, отрабатываемых на уроке,  учащиеся овладевают социокультурными знаниями и умениями, усваивают способы  общения в реальной языковой ситуации.

Одними из важнейших метаумений являются  навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию).

 Практика

Для решения этой задачи используются следующие приёмы: составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных графов, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.

Ментальные карты предложены американскими педагогами Б. Дерпортер и М. Хенаки.

Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках  размещаются слова или картинки. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться.

hello_html_7f0eb0fb.jpg

На уроке по теме «Seasons» при составлении ментальных карт учащимся в 5 классе были предложены задания дифференцированного характера: вписать названия времён года и соответствующих месяцев или слова, ассоциирующиеся с тем или другим временем года. Причем выбор задания осуществляли сами учащиеся, оценив самостоятельно уровень своей подготовленности. 

hello_html_62796726.png

Урок по теме «Экология», метатема «Проблема», в 8 классе можно провести в форме пресс-конференции, где учащиеся решают задачи, связанные с проблемами исчезновения некоторых видов животных. Основываясь на фактах, полученных при самостоятельном исследовании проблем данной территории, они не только должны найти пути их решения, но и активизировать знания специфической лексики в ситуации, приближенной к жизни.

По надпредметным программам можно работать на уроках  по обычным школьным предметам за счёт отбора тем, сюжетов, способов деятельности, совокупность которых в итоге и позволяет получить желаемый метапредметный результат.

Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч.— пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Может эффективно использоваться в качестве ориентировочной основы деятельности на вводном занятии, либо как «итог», «обобщение» на заключительном уроке.

На уроке по теме «Влияние человека на окружающую среду» при проверке домашнего задания учащимся предлагается закончить частично заполненный граф.  В ходе выполнения задания девятиклассники на практической основе усваивают главное правило построения денотатного графа - в нём понятия, выраженные словами именных частей речи должны чередоваться с глаголами. Усвоив эту особенность, впоследствии учащиеся составляют граф самостоятельно.

  Схемы «фишбоун» («рыбий скелет») были придуманы профессором К. Ишикава. Представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов.

В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте.  На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. В «хвосте» - вывод.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/03/s_5a242065b7048/762431_2.png

На начальном этапе формирования данного метаумения возможен более простой вариант - приём «за» и «против». Так на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Здоровье», метатема «Вред и польза», учащимися (5-6 кл.) актуализируется проблема правильного питания. Она обозначается в голове скелета, на верхних косточках учащиеся записывают названия полезных продуктов, на нижних - вредных.

Составление ментальных карт,  денотатных графов, схем «фишбоун»  - эффективные приёмы переработки информации не только на уроках английского языка, но и на уроках любого другого предмета. Передавая универсальный способ показывается учащимся выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знания.

 Работа состоит из текста и нескольких заданий, связанных с его содержанием. Они могут быть различного вида: тестовыми, творческими, информационно-поисковыми.  Располагаются в порядке возрастания их сложности. Позволяют определить уровень сформированности не только предметных умений и навыков, но и метапредметных.

       Например, к тексту «Friends» были подобраны следующие задания:

1. Отметить картинку,  соответствующую содержанию текста. Данное задание позволит проверить умение работать с информацией, представленной в разных форматах: текст, рисунок.

2. Расположить предложения, сохранив последовательность событий  рассказа. Проверяется умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность.

3. В следующем задании учащиеся высказывают оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном.

Как ты думаешь, почему братец Кролик решил поделиться морковкой с братцем Козликом?

4. При выполнении четвёртого задания учащиеся должны выписать  глаголы в нужной форме из текста.  Метаумение – получение, поиск и фиксация информации.

        Проведение комплексной работы  позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи.        

     

Метапредметные результаты обучения на уроках английского языка достигаются через:

  • содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль);
  • использование мультимедиа приложений;
  •  наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения;
  • сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника и упражнений;
  • анализ английского языка на основе моделей-опор;
  •  знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии на английском языке;
  •  интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и других видов деятельности на английском языке.

Мы учим различным стратегиям при работе с текстами различной направленности и тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний.

Например, на уроке английского языка по теме «Город и деревня», метатема «Знание» можно рассмотреть понятия «город», «деревня» с точки зрения разных специалистов: экономиста, историка, географа, социолога, эколога, политика.

 

Обучение иностранному языку – одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, т.е. в сочетании языкового (иноязычного) образования с элементарными основами литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы), а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно – научной, технологической).

Таким образом, на уроках английского языка мы реализуем разнообразные межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, обществознанием, географией, информатикой и т. д.

Рассмотрим примеры тем на уроках английского языка в рамках метапредметного подхода.

Английский и русский язык: Сравнительная лингвистика: сходства и различия языков.

Английский язык и литература: британский и русский фольклор.

Английский язык и математика: числительные (порядковые и количественные). Счет.

Английский язык и окружающий мир: Погода. Времена года. Природные явления.

Английский язык и искусство: Цвета. Фигуры. Художники. Описание картин.

Английский язык и информатика: Написание электронного письма, поиск в интернете необходимой информации для урока или проекта.

Английский язык и биология: Животные. Тело человека.

Английский язык и география: Англоговорящие страны

Английский язык и музыка: Музыкальные жанры. Композиторы

Английский язык, история и обществознание: Политические системы англоговорящих стран и России

Результатами такого интегрированного обучения является:

  1. развитие мышления учащихся;
  2. возможность широкого применения учащимися научного метода             познания;
  3. комплексный подход к учебным предметам;
  4. повышение качества знаний учащихся;
  5. развитие и повышение мотивации к изучению иностранного языка.

Принцип метопредметности в процессе обучения:

Мир многогранен,

Сложен, гибок,

Но целостен и органичен.

И в дисциплинах нам привычных

Есть связь – лишь распознать сумей!

Вооружить сумей детей

Не знаний багажом,

А способом познанья.

Эти незамысловатые строки  - можно считать своеобразным мотивом деятельности педагога, реализующего принцип метапредметности в процессе обучения.

Метапредметность  - это неизбежность, которая стала заботой практически каждого учителя. Метапредметность  соединяет в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.Урок в 5 классе «Учись быть здоровым»

Цели урока: совершенствовать умения строить неподготовленные высказывания, употребление лексических единиц по теме «Здоровье», стимулировать использование в речи учащихся пословиц и поговорок, связанных с темой, совершенствовать навыки письма и чтения, развивать творческие способности учащихся, формировать навыки бережного отношения к своему здоровью, умение предупреждать болезни, желание употреблять в питание продукты, богатые витаминами, воспитывать культуру речи.

Тип урока: игра-путешествие.

Оборудование: костюмы для драматизации, карта-маршрут, ваза с яблоками, дидактический материал для парной и групповой работы, рисунки.

Ход урока.

I.        Организационный момент.

Учитель. Дети, сегодня вы получили приглашение в чудесную страну Здоровья. У нас как раз созрели чудесные волшебные яблоки. Кто их съест, тот всегда будет здоровым, а значит, будет хорошо учиться. Вы же знаете английскую поговорку "An apple a day keeps the doctor away" — «Яблоко каждый день, и доктор не нужен». За каждый правильный ответ вы будете получать по одному яблоку. Кто их заработает больше всех, тот и победит. Но помните — на нашем пути могут встретиться препятствия. На каждый каверзный вопрос нужно дать правильный ответ. Сумеете? Тогда вперед! (Демонстрирует карту маршрута.)

II. Основная часть

1. Устная речь.

A Toothache (ученица в костюме). Let me introduce myself. I'm a Toothache. А вот и я! Вы со мной еще не знакомы! Я страшная, я нудная, я сильная Зубная Боль. Я всегда появляюсь там, где не чистят зубы и едят много сладостей. Я люблю детей, которые грызут карандаши и ручки. Вот теперь вы от меня не спрячетесь! Сейчас у вас зубы заболят, и никуда вы не отправитесь.

Учитель. Подожди, Зубная Боль! Мы знаем, как с тобой бороться. Дети, расскажите ей, что нужно делать, чтобы не болели зубы.

Дети отвечают по-английски.

PI. To clean teeth.

Р2. Not to eat many sweets.

P3. To eat vegetables and fruit, especially apples and carrots.

P4. To visit a doctor twice a year.

P5. Not to keep pens and pencils in the mouth.

Зубная боль убегает.

Учитель. А теперь поиграем в игру «Фея и Колдун»

Один из игроков — Фея, другой — Колдун. Учитель предлагает Фее сообщить, что должен делать человек, чтобы сберечь здоровье, а Колдун — из-за чего человек болеет.

Класс объединятся в две команды (15-16 учеником). Одна из команд помогает Фее, вторая — Колдуну. Имеет смысл организовать выступления команд по очереди и вести учет ответов. Фея и Колдун выступают, руководствуясь собранными ответами.

Первая команда (помощники Феи).

PI. To wash and to clean teeth.

P2. To eat fruit and vegetables.

P3. To visit a doctor.

P4. To play sport games.

P5. To go for a walk.

P6. To do morning exercises every day.

Вторая команда (помощники Колдуна).

PI. Not to clean teeth.

P2. Not to visit a doctor.

P3. To keep windows in the flat shut.

P4. To watch TV for a long time.

P5. Not to play sports and games.

P6. Not to do morning exercises.

P7. To eat a lot of sweets.

2. Вопросы.

Учитель. А сейчас каждая команда получит перечень английских и русских пословиц. Задание - к английской пословице подобрать аналогичную русскую. Сделать это нужно как можно быстрее. За скорость каждая команда имеет возможность получить дополнительное волшебное яблоко.

Match

1. Здоровье дороже богатства.

A. The purse of the patient

2. Обжорство убивает быстрее,

protracts the disease.

чем меч.

B. Health is better than wealth.

3. Голод - лучшая приправа.

C. Prevention is better than cure.

4. Мужчине столько лет, на

D. Hunger is the best sauce.

сколько он чувствует, женщине -

D. Gluttory kills more than the

на сколько она выглядит.

sword.

5. Болезнь легче предупредить,

E. A man is as old as he feels, a

чем лечить.

woman is old as she looks

6. Кошелек клиента продлевает  болезнь.

3. Устная речь.

Учитель. А еще существуют такие вещества, которые мы не можем увидеть, но которые есть во всех фруктах и овощах. Какие именно?(Назвать по-английски). Их называют витаминами.

Выходят три ученика в красной, коричневой и желтой одежде, на которой написаны буквы А, В, С.

Vitamin A. Glad to see you, boys and girls. I'm Vitamin A. I am in a carrot, in butter and some other products.

Vitamin B. And my place is in rye-bread. It's very useful food.

Vitamin C. Black currants, apples, lemons, onions are full of me — of vitamin C. When you are ill, you usually drink tea with lemon and it helps you to get much better.

4. Письменная речь.

PI - P2; P3 - P4

T. Now work in pairs. You've got cards with names of food. Please, divide them in two groups and write what is useful for us and what is not.

E.g. Chocolate, eggs, a carrot, sweets, honey, bread, meat, soup, a cake, milk, butter.

III. Заключительная часть

Учитель. Поздравляю вас, дети. Трудный путь к саду вы преодолели. И за этими дверями находится тот самый яблочный сад. Но как же нам открыть эти двери? Конечно, нам нужен ключ. Перед вами три ключа. На каждом из них написано слово. И лишь на одном из них оно написано правильно. На каком именно?

Ключи:

первый — helth;

второй - health;

третий — halth.

Учитель. Итак, какой ключ подходит? (Второй)

Что означает слово, написанное на ключе? (Здоровье)

Появляется Ангина.

Ангина. Хо-хо-хо! Не ждали? А я — вот она! Вы попадете в сад, только если правильно ответите на мои вопросы.

На «да» хлопайте в ладоши, на «нет» — топайте ногами.

•        Can we drink cold milk?

•        Does tea with lemon help when you're ill?

•        Can we walk with wet feet?

•        Is raspberry a medicine?

•        Can we lick an icicle?

•        Can we eat three portions of ice-cream at once?

Дети заходят в «сад», где лежат настоящие яблоки в вазе. Их можно есть.

Подсчитывается количество яблок, определяется победитель.

Учитель. Молодцы, дети! Теперь вы понимаете, насколько важно уметь беречь свое здоровье и не позволять Ангине, Простуде и Зубной Боли приходить к вам. А если вы вдруг заболели, следует обязательно идти к врачу, который обязательно вас вылечит.

Оценивание ответов учащихся.

IV. Домашнее задание

Подберите три-четыре пословицы или поговорки о здоровье.[5]

I\/.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы:

1. Громыко Ю. В. Мыслительная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. – Минск: Технопринт, 2000г.

2. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения –М.: Просвещение, 1988г.

3. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. – М., 2004.

4.Новиков Д. А. Статистические методы в педагогическом исследованиях /-М.: МЗ-Пресс, 2004г

5. Нестандартные уроки в школе/А.С. Любченко и др.-Ростов н/Д.:Феникс,2007.

6.   Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов /Материала проекта «Стандарт общего образования». – М.,2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная научно-практическая конференция "Шаг в будущее"

в работе перечень исследовательских работ и протокол...

IV Школьная научно-практическая конференция ШНО

Представлены фоторафии IV школьной научно-практической конференции школьного научного общества "Экос"...

Советы по подготовке к школьной научно-практической конференции

В данной подборке материалов вы найдеты полезную информацию о том, как правильно оформить заявку на участие в конкурсах НПК, ознакомитесь с положениями о конкурсах, найдете план защиты творческой рабо...

Школьная научно - практическая конференция по математике «Шаг в науку».

Каждый день на уроках математики мы узнаем о свойствах чисел и фигур, решаем задачи. Большим помощником у нас является учебник. О многом можно узнать из учебника: как складывать десятичные и обыкновен...

Сценарий школьной научно-практической конференции "Эрудит-2014"

Представлена одна из форм организации и проведения научной конференции в рамках образовательного учреждения....

Школьная научно-практическая конференция

Защита научно- исследовательских работ учащихся...

Школьная научно-практическая конференция. "Приметы и суеверия в разных странах"

Проектная работа учащихся, выполненная в рамках недели наук....