Мотивация изучения иностранного языка
статья по английскому языку
Предварительный просмотр:
МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Автор статьи: Голод Л.Ф.
учитель английского языка
ГБОУ № 355
Современные педагогические технологии. Метод проектов.
“Технология-это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве,
искусстве.” (“Толковый словарь”)
Г.К.Селевко считает, что педагогической технологией является продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование,
организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Педагогическая технология–это деятельность педагога, в которой действия представлены
в определённой последовательности и целостности, а их выполнение предполагает достижение прогнозируемого результата.
Развитие и воспитание учащихся зависит от их оптимального психического напряжения;
от волевой сферы ученика; от оптимального педагогического состояния, которое определяется характером решаемых задач и личностями учащегося и педагога, а также от
выбранной технологии контроля знаний и умений.
Современные образовательные технологии включают в себя:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективная система образования;
-исследовательские методы в образовании;
-проектные методы образования;
-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и др.;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
-ИКТ;
-здоровьесберегающие технологии и др.
Необходимо обеспечить гармоничное развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер,
опираясь на технологию обучения: обучение и самообучения(учение) учащихся;
технологию воспитания: формирование устойчивых и постоянных высокообобщающих отношений; технологию развития: умственные умения, прирост каких-то операций в психике человека.
Педагогические технологии направлены на:
-объединение творческих мыслей учащихся;
-развитие креативности детей;
-воспитание сотрудничества; законопослушания;
-стимулирование деятельности учащихся;
-снятие неуверенности у слабых учеников перед сильными;
-развитие речи, логического мышления;
-воспитание положительной Я-концепции;
-развитие интереса к предмету;
-формирование умений;
-развитие памяти;
-углубления понимания и запоминания учебного материала;
-усвоение материала;
-воспитание уверенности в своих способностях;
-повышение эффективности образовательного процесса;
-повышение мотивации к учению;
-обучение анализировать и оценивать проблемы человеческих взаимоотношений.
Остановимся на проектных методах образования.
Метод проектов-это способ достижения дидактической цели через детальную разработку
проблемы(технологию),которая должна завершиться вполне реальным осязаемым
практическим результатом, оформленным тем или иным образом.(проф.Е.С.Полат)
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
Говоря о методе проектов как о педагогической технологии, видно, что эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Этапы работы над проектом:
Поисковый этап:
-поиск и анализ проблемы;
-выбор темы проекта;
-планирование проектной деятельности по этапам;
-сбор, изучение и обработка информации по теме проекта;
Конструкторский этап:
1.-поиск оптимального решения задачи проекта;
-исследование вариантов конструкции с учётом требований дизайна;
-выбор технологии изготовления;
-экономическая оценка;
-экологическая экспертиза;
2.-составление конструкторской и технической документации;
Технический этап:
-составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов,
инструмента и оборудования;
-выполнение запланированных технических операций;
-текущий контроль качества;
-внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию;
Заключительный этап:
-оценка качества выполнения проекта;
-анализ результатов выполнения проекта;
-изучение возможностей использования результатов проектирования(Метод проектов в образовательной области “Технология”);
Начинать следует с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Далее учителю
необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя(наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.)
Идёт распределение задач по группам; обсуждение возможных методов исследования;
поиска информации; творческих решений; самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;
промежуточные обсуждения полученных данных в группах; защита проектов, экспертиза,
коллективное обсуждение, результаты внешней оценки и выводы.
Характер педагогической деятельности в методе проектов.
Учитель при этом выполняет следующие функции(задачи):помогает учащимся в поиске
источников информации, сам является источником информации, поощряет учеников,
поддерживает непрерывную обратную связь.(Левина Т.Ф.Метод проектов. Развитие
интеллектуальной активности.)
Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора, разработчика, эксперта, координатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу
учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет
деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. (Полат Е.С.Метод проектов).
Самое сложное для учителя в ходе проектирования-это роль независимого консультанта.
Трудно удерживаться от подсказок, особенно, если педагог видит, что учащиеся “идут не туда”.Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщающего
рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников(Метод
проектов в образовательной области”Технология”).
Характер деятельности учащихся в методе проектов.
Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: подготовка,
планирование, исследование, результаты и/или выводы, оценка результатов и процесса.
Подготовка
-определение проблемы и вытекающих из неё целей и задач;
-выдвижение гипотезы их решения;
-обсуждение методов исследования;
Планирование
-определение источников информации;
-определение способов сбора и анализа информации;
-определение способа представления результатов;
-установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
-распределение задач(обязанностей)между членами команды;
Исследование
-сбор информации;
-решение промежуточных задач;
Результаты и/или выводы
-анализ полученных данных;
-формирование выводов;
Оценка результатов и процесса
-оформление конечных результатов;
-подведение итогов, корректировка, окончательные выводы(Гузеев В.В.Планирование результатов образования и образовательная технология.М.; Народное образование,2000)
Преодоление специфичских сложностей при выполнении проекта является одной из ведущих педагогических целей метода проектов.В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределённости,
и его нужно организовать, моделировать, т.к. учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив(Метод проектов в образовательной области “Технология”).
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
1.рефлексивные умения;
2.поисковые/исследовательские умения;
3.умения и навыки работы в сотрудничестве;
4.менеджерские умения и навыки;
5.коммуникативные умения;
6.презентационные умения и навыки.
Технология метода проектов предоставляет ученику возможность позиции творца,
исследователя, а учителю-организовать коллективную мыслительную деятельность.
Используемая литература:
1.Сальникова Т.П.Педагогические технологии: Учебное пособие/М:ТЦ “Сфера”,2005.
2.Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. Народное образование,1998.
3.Колеченко А.К.Энциклопедия педагогических технологий. Санкт-Петербург, изд.”Карро”,
2006.
4.Колесникова И.А.Основы технологической культуры педагога. Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования. Санкт-Петербург, изд. ”Дрофа”,2003.
5.Гузеев В.В.Образовательная технология от приёма до философии/М:сентябрь,1996.
6.Полат Е.С.,Бухаркина М.Ю.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.-М:Издательский Центр “Академия”,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание обучения и психолого-педагогические предпосылки включения в него социокультурного компонента в целях повышения мотивации изучения иностранных языков в общеобразовательной школе.
Проблема содержания в методике обучения иностранным языкам (ИЯ) остаётся одной из самых актуальных. Особо важное значение имеет взаимосвязь содержания обучения (СО) с социальными требованиями ...
. Связь обучения и мотивации изучения иностранного языка
Для оптимальной организации учебного процесса важно в первую очередь глубокое знание мотивов учения школьника, и во-вторых, умение правильно выявлять их и разумно управлять ими. В связи с этим необход...
Мотивация изучения иностранного языка
Изучение методики иностранного языка нужно начинать с вопросов, связанных с мотивацией, так как мотивация определяет продуктивность учебной деятельности и является ее органической составля...
Формирование положительной мотивации изучения иностранного языка во внеурочной деятельности у младших школьников
Формирование положительной мотивации изучения иностранного языка во внеурочной деятельности у младших школьников...
Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе
Понятие мотивации. Познавательная мотивация Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школ...
Мотивация изучения иностранного языка
Изучение методики иностранного языка нужно начинать с вопросов, связанных с мотивацией, так как мотивация определяет продуктивность учебной деятельности и является ее органической составляющей. ...
Педагогический проект "Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка".
Педагогический проект «Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка» представляет собой межпредметный, внутр...