Мотивация изучения иностранного языка
учебно-методический материал по теме
Изучение методики иностранного языка нужно начинать с вопросов, связанных с мотивацией, так как мотивация определяет продуктивность учебной деятельности и является ее органической составляющей.
Мы последовательно рассмотрим самые важные моменты этой методики:
1) роль мотивации в изучении иностранного языка
2) виды мотивации
3) основные разновидности мотивации
4) коммуникативная мотивация
5) лингвопознавательная мотивация и инструментальная мотивация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_izucheniya_inostrannogo_yazyka.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация изучения иностранного языка
Изучение методики иностранного языка нужно начинать с вопросов, связанных с мотивацией, так как мотивация определяет продуктивность учебной деятельности и является ее органической составляющей.
Мы последовательно рассмотрим самые важные моменты этой методики:
1) роль мотивации в изучении иностранного языка
2) виды мотивации
3) основные разновидности мотивации
4) коммуникативная мотивация
5) лингвопознавательная мотивация и инструментальная мотивация
Роль мотивации в изучении иностранного языка
Современные психологи и педагоги едины в том, что любая деятельность и ее результат зависят прежде всего от ПОБУЖДЕНИЯ и ПОТРЕБНОСТЕЙ индивида, его МОТИВАЦИИ, именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую ВЫБОР СРЕДСТВ И ПРЕМОВ, их ПОРЯДОЧЕНИЕ для достижении целей. Мотивация является поэтому «ЗАПУСКНЫМ МЕХАНИЗМОМ» всякой человеческой деятельности. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это сказывается на выполнении деятельности.
Проблема мотивации в учении возникает по каждому предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации иностранных языков в средней школе. Мы все знаем о ее снижении от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения и.я. вначале у ч-ся, как правило очень высокая мотивация. Почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу, переписку, Интернет. Но вот начинается процесс овладения и.я. и многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала, стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, снижается успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию и т.д...Такова широко наблюдаемая картина, связанная с изучением и.я в школе и в вузе.
Существует ли возможность сохранения и развития мотивации уч-ся к изучению и.я.?
Попытаемся рассмотреть такую возможность.
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину овладения иностр яз. и обеспечивающую его результативность, нужно иметь ввиду следующее:
мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями и его потребностями.
отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащегося возникает личная заинтересованность в работе.
Как это сделать? У учителя это тем лучше получится, чем в большей мере ему удастся встать на место ученика. Обязательным условием такого мысленного перевоплощения является хорошее знание самих у-ся. Следующее - учитель должен знать арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации, и их резервы. Затем нужно точно соотнести содержание учебного процесса c соответствующими типами мотивации, т.е. создать стойкую сопутствующую мотивацию на всем его протяжении.
Охарактеризуем объективно существующие виды мотивации, обеспечивающие заинтересованное учение.
Виды мотивации
Психологи, изучая характер побудительных сил и способы их регуляции в учении, установили многообразие мотивационной сферы человека, ее сложную структуру.
Во-первых, на нее могут оказать влияние социальные мотивы, определяемые потребностями общества – в совокупности они составляют ВНЕШНЮЮ мотивацию. Она существует в двух разновидностях: широкая социальная и узколичная.
Во-вторых, на мотивационно-побудительную сферу человека может воздействовать и характер деятельности как таковой. Это так называемая ВНУТРЕНЯЯ мотивация, ее подвидом является мотивация успешности.
Как внешняя, так и внутренняя мотивация могут носить положительный и отрицательный характер; в этом случае принято говорить о положительной и отрицательной мотивации. Существует, наконец, и такая мотивация как ДАЛЬНЯЯ (дистантная, отсроченная) и БЛИЗКАЯ (актуальная).
Характеристики мотивации:
Широкая (внешняя) социальная мотивация. Точную характеристику дает П.М. Якобсон: «Такая мотивация процесса учения связана с достаточно остро переживаемым чувством гражданского долга перед страной, перед дорогими, близкими людьми, связана с представлением об учении как дороге к освоению больших ценностей культуры, как средстве, позволяющем в более разумной форме сделать людям полезное и доброе, с представлением об учении как пути к осуществлению своего назначения в жизни» («Психологические проблемы мотивации человека»)
Вторая разновидность внешней мотивации – узколичная – определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, а иногда как путь к личному благополучию. Здесь возможен довольно широкий диапазон морального плана: от гражданских мотивов до узкоэгоистичных. Например: «Я хочу быть переводчиком-международником: это престижно. (но и «Это полезная деятельность, способствующая установлению взаимопонимания» ). Здесь возможна и отрицательная мотивация: «Мне не нравится иностранный язык, но родные считают, что он мне пригодится; они сами сожалеют, что слабо им овладели, и не хотели бы, чтобы я повторил их ошибку», «Я не люблю и.я., но надо овладеть им, чтобы ребята убедились, что и здесь я могу быть первым»
Внешняя мотивация, как правило, бывает дистантной, далекой мотивацией, рассчитанной на достижение конечного результата учения. Тем не менее, ее стимулирующее воздействие на процесс учения может быть достаточно сильным. Она в самом начале, а иногда еще до изучения языка нацеливает учащихся на «сверхзадачу». Важно только строить процесс обучения таким образом, чтобы у-ся в каждой точке ощущали восхождение к поставленной цели. Полезные рекомендации на этот счет приводятся Н.Е. Кузовлевой, полагающей, что для усиления влияния широкой социальной мотивации следует создавать специальные собственно методические средства наглядной презентации, показывающие значения знания и. я-ков для самых различных специальностей: можно использовать кинофильмы, отрывки из художественных произведений и социально-политической литературы.(«Широкая социальная мотивация и ее роль в обучении иноязычной речевой деятельности»).Все это может «приблизить» и сделать ощутимой дальнюю цель, создав готовность к затратам времени и сил. Впрочем, здесь внешняя мотивация смыкается с внутренней и подкрепляется ею. При этом если внешняя мотивация выполняет в известном смысле «стратегическую роль», задавая извне движение на весь период обучения, то внутренняя мотивация – «тактическую», т.к. она «подогревается» самим процессом овладения языком (поэтому ее часто называют процессуальной мотивацией). Эта мотивация является близкой и актуальной; ведь учебный процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы у-ся на каждом уроке испытывали радость от удовлетворения потребностей. Каковы же эти потребности и соответствующие им разновидности внутренней мотивации?
Внутренняя мотивация, ее разновидности:
Рассмотрим разновидность внутренней мотивации как основную, т.к. коммуникативность – это первая и естественная потребность изучающих и.я. Несмотря на столь очевидную потребность этот тип мотивации труднее всего сохранить. Дело в том, что при овладении и.я в атмосфере родного языка и.я. предстает как искусственное средство общения. Он никак не может конкурировать в этом смысле с родным языком (Показательно, что даже выпускники языковых вузов, овладевшие и.я. не используют его при общении друг с другом), поэтому как это ни парадоксально, если делать ставку только на естественную коммуникацию на иностр.яз., вряд ли удастся сохранить мотивацию и добиться успеха. Важно, следовательно, отдавать себе отчет в том, что коммуникация на и.я. на занятиях носит условный характер, и это сближает ее со сценической коммуникацией. Отсюда обращение к воображению учащихся, к фантазии, к игре является органичным компонентом эффективного обучения на и.я.
Каковы же способы стимулирования коммуникативной коммуникации? Г.В.Рогова предлагает рассматривать эти способы на всех этапах обучения в связи со всеми видами речевой деятельности.
А здесь мы остановимся на главных моментах приложений усилий учителя для вызова коммуникативной мотивации, т.е. на задачах урока, на его содержании, на организации занятий.
В соответствии с требованиями современной дидактики учитель должен ставить в известность о задачах урока, «ибо активность возникает лишь тогда, когда задача ...»принимается» учеником» (Богоявленский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе.). Принятие задачи учащимися – это отправной момент для возникновения мотивации и, следовательно, успешного осуществления задачи. Поэтому важно как они сообщаются учащимся. Прежде всего должны быть названы задачи, связанные с овладением речевыми видами деятельности: аудированием, говорением, чтением. Учитель должен быть способен при этом встать на точку зрения учащихся данного класса, тогда ему удастся «перенести» формулировку задачи с методического языка на язык учащихся и «пригласить» их к учению-общению. Примеры:
формулировка задач для учителя:
6 класс, англ.яз.
Ознакомить со структурами группы I am going to read a book. Научить уч-ся произносить их. Тренировать у-ся в употреблении в речи личных местоимений в объектном падеже. Учить описывать внешность.
формулировка задач для учеников:
What are we going to do in the class-room? Today we’ll speak about yours plans: what are you going to do after classes, in the evening, on Saturday…. If you have an aunt, an uncle, a grand-mother…Are you going to visit her (him, them)? And finally we’ll play a guessing game: one of you describes a person.
Сама формулировка задач урока должна импонировать учащимся, открывать перед ними ясную речевую перспективу. Понятно, что формулировка задачи зависит от ступени обучения, от возрастных и психологических особенностей учащихся
Содержание урока, как и его задачи, тоже должно быть принято учащимися. Любопытные данные на этот счет приведены А.И.Яцикевичусом. В своих опытах он доказал, что интересный и личностно значимый текст сам по себе, т. е. без дополнительной тренировки, способствует запоминанию примерно четверти содержащегося в нем языкового иноязычного материала, т.к. он вызывает большую встречную активность учащихся.
Основное содержание урока в обобщенной и схематичной форме задается в УМК. Но дело учителя придать уроку своеобразие, внести живую конкретику, привлекательную для учащихся. Как это сделать? Это может быть достигнуто:
а) путем усиления личностной ориентации
в) использованием на уроке актуальных событий
с) привлечение познавательного материала.
Пропускание через «себя» выполняет главную роль в отношении к предмету обучения. Многие учителя имели возможность убедиться в том, как оживает урок, когда его содержанием становятся факты и события, касающиеся самих учащихся. Иногда даже незначительные детали личностного свойства способны «зажечь коммуникативный свет» (телефонный разговор, набор цифр номера телефона своего товарища). Фактически любую тему можно сделать личностно значимой. Для этого учитель должен хорошо представить себе, чем живут его ученики, каковы их хобби, вкусы и т.д. Кузовлевым разработан способ составления методической характеристики класса (МХК), который позволяет оперативно и полно выявить все стороны личности каждого ребенка. (Структура индивидуальности учащегося как основа индивидуализации обучения иноязычной речевой деятельности)
Личностная ориентация предполагает однако адресованность не только непосредственно к самому ученику и его «я», но и к более широкой среде, причастность к которой он ощущает (семья, город,). Личностное содержание включает, наконец, и рассказы учителя о самом себе, о своих делах и интересах ибо это «согревает» материал. Интерпретируя, в частности, творчество художников, поэтов, учитель может заразить учащихся своим отношением ( Бодлер всегда был моим любимым поэтом, я даже пробовала переводить на русский язык. Могу показать вам ).
События актуальной действительности также могут обогатить содержание урока, показав ученикам, что “Non scholae sed vitae discimus”(не для школы для жизни учимся) и это, несомненно, поддержат коммуникативную мотивацию. Они могу придать любой теме, на любом этапе. Например, по теме «Автобиография» учащиеся могут обсуждать биографии их кумиров на сегодняшний день, « Охрана окружающей среды» - стихийные бедствия произошедшие только что и т.д.
Наконец, большой резерв коммуникативной мотивации имеется в материале познавательного характера научной, социально-политической и культурной областей. Нужно принимать во внимание всевозрастающие от класса к классу познавательные потребности уч-ся. Препарируя познавательный материал для занятий, нужно соблюдать равновесие между новой и известной информацией.
Как этого можно достигнуть?
Во-первых, путем сообщения нового об известном.
Во-вторых, путем актуализации межпредметных связей. В этом случае факты и события, усвоенные на других уроках предстают перед учащимися на уроках в новой языковой оболочке. Узнавание их, внезапно испытываемое озарение (здесь имеет место психологическое явление, именуемое ага-эффектом) доставляет ученикам радость познания; одновременно у-ся на деле убеждается, что иностранному языку как и родному, свойственна органичная вплетенность во внешний многомерный мир.(тема»Великобритания и география) и т.д.
Подобный ага-эффект проявляется также при использовании на уроках актуального познавательного материала, который широко обсуждается в печати, по радио, на телевидении, в школе и дома, что создает широкий контекст для восприятия и усвоения нового. Разумеется, что материал должен быть соответствующим образом адаптирован. При усилении познавательных потенций учебного материала может быть затронута и «зона ближайшего развития» (Л.С.Выготский); в этом тезисе заключено доверие к интеллектуальным возможностям учащихся, что также усиливает удовлетворение от учения.
Рассмотрим теперь, какой должна быть организация урока, которая бы способствовала бы вызову и сохранению коммуникативной коммуникации.
В организации урока без сомнения преимущественное место должно отводиться решению речевых задач. Весь ход урока должен представлять собой последовательное восхождение к решению речевой задачи, являющейся кульминацией урока, его коммуникативной вершиной. При этом важно сделать кульминацию заметной для учащихся, создав вокруг нее особую атмосферу. Вся предшествующая работа на уроке лишь обеспечивает беспрепятственное осуществление кульминации, повышающий тонус дальнейшего учения. Еще один момент организации, способствующий сохранению коммуникативной мотивации, - это адекватное использование коллективных форм работы на уроках. Важно только точно сочетать их с конкретными задачами учения, общения. У.М. Риверс пишет по этому поводу: «Разумеется, нельзя просто разбить у-ся на пары или группы и приказать им общаться на иностранном языке: необходимо создать мотивы для этого общения, предложив интересное для всех задание». Образовавшейся ячейке следует предоставить время на подготовку, своего рода репетицию, представляющую собой важнейший этап на пути к общению. Именно во время репетиции у-ся могут привести в соответствие «мысль, ищущую своего выражения» (Л.Е. Щерба) и возникающее коммуникативное намерение со своими возможностями. Во время репетиции мобилизуется также взаимоконтроль и взаимопомощь, как в содержательном, так и в языковом отношении. Учитель в роли – автора, режиссера, суфлера...
Итак предпосылки для возникновения ком. мотивации могут быть созданы при постановке задач урока, соответствующем содержании и соответствующих организационных средств урока.
Все это опосредуется учителем и полностью зависит от его стиля работы.
Учитель должен владеть приемами, стимулирующими общение. На протяжении всего урока учитель должен поддерживать атмосферу общения, все глубже вовлекав нее уч-ся.
Следующей разновидностью внутренней мотивации является лингвопознавательная, которая заключается в положительном отношении уч-ся к самой языковой материи, к изучению основных свойств языковых знаков. Предлагается два пути ее формирования:
a) опосредованный, т.е. через коммуникативную мотивацию
b) непосредственный, путем стимулирования поисковой деятельности у-ся в языковом материале
Чтобы заронить интерес к языковому « строительному материалу» нужно,
во-первых, свести к минимуму временной разрыв в работе над языковым материалом таким образом, чтобы у-ся видели речевую перспективу его применения. Например, усваивается словарный материал по теме «Город»; желательно на этом же уроке побудить у-ся к его использованию в условных ситуациях.
во-вторых, надо придавать установке, касающейся работы над языковым материалом, целенаправленный речевой характер: «Сейчас мы усвоим такой-то словарный материал; он понадобится нам для беседы о..., при чтении рассказа ит.д. В этом случае создается речевая перспектива.
в-третьих, языковой материал, подлежащий усвоению на уроке, нужно ориентировать на одну тематическую область, даже если он включает и внетематический материал, типа разговорных клише, модально-оценочной лексики и грамматических явлений.
Учащиеся должны ощущать необходимость в языковом материале для расширения и углубления своих речевых возможностей. Целесообразно поэтому время от времени прибегать к таким приемам, как Сегодня мы будем говорить о... Какие слова и выражения потребуются? Таким образом, создается потребность в новых словах. У-ся на родном языке называют, и своими помыслами «выходят на встречу» с их иноязычными эквивалентами. Мотивации при этом возрастает; замечено также, что и запечатление в памяти усиливается. Однако не только языковой материал может вызвать лингвопознавательную мотивацию. Учителю необходимо воплотить богатые общеобразовательные возможности и.я., а это значит – сконцентрировать внимание у-ся на самом языке, на его способности давать имена вещам, идеям, На идиоматике, на лингвострановедческом слове, на этимологии, разумеется, если эти явления могут быть объяснены на материале школьного минимума. С этой целью следует придать работе над языком характер исследовательской работы. Также большую роль в этом отношении играет развитие языковой догадки. Упражнения в языковой догадке могут быть столь же увлекательными, как и решение кроссворда. Важно также побудить у-ся к накоплению языкового материала. Для этого рекомендуется применять различные языковые игры, органично включая в урок. Игры-соревнования, связанные с группировкой языковых явлений на основе какого-либо признака, способствуют перебору слов, грамматических форм. Учителю нужно только ясно представить себе методический потенциал каждой отдельной игры, ее методический выигрыш.
Важным видом внутренней мотивации является инструментальная мотивация, вытекающая из положительного отношения у-ся к определенным видам работы. Дидакты и педагогические психологи все больше внимания уделяют методике у-ся. Известно, что педагогический эффект может быть достигнут в большей мере в результате собственной активности у-ся. В форме нейтрально-пассивного восприятия его нельзя получить. Необходимо вооружить уч-ся определенными приемами овладения и.я., рациональный смысл которых был бы очевиден и импонировал им.
Самостоятельная работа над расширением лексического запаса – создание картотеки и умение оперировать ею. В основе обучения лежит концентрический принцип, предполагающий планомерное расширение тематики.
Составление собственных грамматических справочников («грамматических тетрадей»), которые пополняются от класса к классу. Грамматические явления в них следует представлять в таблицах и схемах, выделяя формальные принципы.
Рациональные приемы работы над языком могут быть сделаны достоянием уч-ся: например составление программы высказывания. Готовясь к высказыванию, у-ся составляют план в виде тезисов или вопросов и к каждому пункту плана подбирает нужные опоры: это могут быть слова, словоформы, словосочетания и предложения. Качество высказывания находится в прямой зависимости от составленной программы; при этом он чувствует себя истинным хозяином положении, управляющим семантикой своего высказывания.
Рациональные приемы учения должны применяться у-ся и при овладении иноязычным чтением. Читая текст, у-ся должны руководствоваться, в частности, следующим правилом: охватить целое, которое поможет уяснить детали, уменьшит степень неопределенности, подскажет обобщенный смысл текста. При этом нужно уметь извлекать пользу из заголовков, рисунков, таблиц, схем, сопровождающих текст, видеть в них информационную опору.
В результате такого подхода у-ся будут вооружены методическим инструментарием для дальнейшего усовершенствования навыков и умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание обучения и психолого-педагогические предпосылки включения в него социокультурного компонента в целях повышения мотивации изучения иностранных языков в общеобразовательной школе.
Проблема содержания в методике обучения иностранным языкам (ИЯ) остаётся одной из самых актуальных. Особо важное значение имеет взаимосвязь содержания обучения (СО) с социальными требованиями ...
. Связь обучения и мотивации изучения иностранного языка
Для оптимальной организации учебного процесса важно в первую очередь глубокое знание мотивов учения школьника, и во-вторых, умение правильно выявлять их и разумно управлять ими. В связи с этим необход...
Мотивация изучения иностранного языка
Изучение методики иностранного языка нужно начинать с вопросов, связанных с мотивацией, так как мотивация определяет продуктивность учебной деятельности и является ее органической составля...
Формирование положительной мотивации изучения иностранного языка во внеурочной деятельности у младших школьников
Формирование положительной мотивации изучения иностранного языка во внеурочной деятельности у младших школьников...
Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе
Понятие мотивации. Познавательная мотивация Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школ...
Педагогический проект "Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка".
Педагогический проект «Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка» представляет собой межпредметный, внутр...
Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе
Понятие мотивации. Познавательная мотивация Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы, так...