Обогащение словарного запаса учащихся, изучающих английский язык, как способ расширения их коммуникативных возможностей.
методическая разработка по английскому языку
В современном мире очень важно знание иностранных языков, но тестовая форма сдачи ЕГЭ заставляет учащихся средней школы и учителей уделять большое внимание грамматической стороне языка, письму, словообразованию, аудированию, оставляя без должного внимания такой аспект как устная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащение словарного запаса учащихся, изучающих английский язык, как способ расширения их коммуникативных возможностей.
В современном мире очень важно знание иностранных языков, но тестовая форма сдачи ЕГЭ заставляет учащихся средней школы и учителей уделять большое внимание грамматической стороне языка, письму, словообразованию, аудированию, оставляя без должного внимания такой аспект как устная речь. В то время как язык это, прежде всего, средство коммуникации и передачи информации одного субъекта другому посредством устного сообщения. Поэтому одна из первостепеннейших задач в преподавании английского языка является развитие произносительных навыков учащихся (на начальном этапе изучения языка), совершенствование умения передавать свои мысли в соответствии с заданной ситуацией (базовый уровень владения языком) и, наконец, обогащение речи, осознание учащимися лексических и грамматических оттенков в значениях слов, словосочетаний, предложений, а также их стилистических особенностей, сфер употребления (продвинутый уровень владения языком).
Важность этой проблемы определяется тем, что речь школьников состоит в основном из простых конструкций, лексика, применяемая ими для решения множества разнообразных коммуникативных задач, зачастую однообразна, без стилистического окрашивания. Учащиеся с трудом подбирают слова для выражения своего мнения. Очевидно, что лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности и она занимает первостепенное место на уроке, поэтому формирование лексических навыков должно стать приоритетной задачей в работе учителя.
Факт, что по окончании школы ученики должны знать определённое количество слов, предписанных учебной программой. Но необходимо различать термины «знать и употреблять слово».
Знать слово | Владеть словом |
Ученик узнает иностранное слово, но не понимает его значения, и вспоминает его после раздумий. | При чтении ученик мгновенно узнает слово, осознает его значение. При говорении ученик автоматически находит слово и сочетает его с другими словами. |
Необходимо постоянно помнить, что главной целью является владение словами, а не их знание. Поэтому лучше говорить так: ученик должен владеть таким-то количеством слов, независимо от того, для какого вида речевой деятельности эти слова необходимы.
Усвоение лексической стороны речи предполагает прохождение определенных этапов:
Представление (семантизация) лексических единиц
Автоматизация лексики
Совершенствование лексических навыков.
При введении (семантизации) лексики учитель может использовать разные методы и приемы, например переводные или беспереводные методы. Выбирая методы работы с лексикой, учитель должен обратить внимание на:
характер слова;
уровень обученности детей;
этап обучения.
Введение лексики может осуществляться различными способами, которые можно разделить на беспереводные и переводные способы введения.
К беспереводным способам относятся:
демонстрация предметов, действий, картинок, рисунков и др.;
При раскрытии значений слов на иностранном языке, могут использоваться: дефиниция, перечисление, синонимы или антонимы, контекстуальная догадка. Важным и очень ценным средством раскрытия значения слов является дефиниция. Это средство, во-первых, наиболее точно раскрывает значение и, во-вторых, тренирует учащихся в понимании речи со слуха. Однако толкование значений является достаточно сложным для преподавателя и подразумевает высокий уровень знаний, умений и навыков у учащихся.
К переводным способам относятся:
замена слова, словосочетаний, соответствующим вариантом родного языка;
перевод.
Беспереводные способы используются на начальном и среднем уровне, и помогают сделать урок интересным и мобильным. Такие виды упражнений помогают развивать догадку, увеличивать практику в языке, создавать опоры для запоминания. Однако, беспереводные способы требуют больше времени, чем переводные, и не всегда обеспечивают точность понимания. Переводные способы уместны в старшем звене, когда невозможно объяснить слово.
Введение слова. Слово может вводиться самостоятельно, а затем в предложении и тексте учащийся видит употребление слова
Этапы работы над лексикой:
а) произношение слова
б) проверка правильности произношения
в) коррекция обнаруженных ошибок;
г) контроль понимания
д) запись слова
Закрепление лексики.
На данном этапе учитель использует различные упражнения, такие как кроссворды, подобрать слова и дефиниции, заполнить пропущенные буквы, составить словосочетания, подобрать слово в предложение.
Активизация лексики – это завершающий этап работы над новыми словами. Основным способом активизации лексики является употребление ее в различных упражнениях, таких как диалоги, ролевые игры, письмо и проекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иванова Н.В. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.
Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач школьного курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь,...
Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка
Данная статья обобщает опыт работы учителя школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи над лексикой и обогащением словарного запаса учащихся....
Презентация на тему "Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"
Данная презентация рассказывает о системе работы учителя по обогащению словарного запаса учащихся школы-интерната 5 вида, о формах работы на уроках и подготовке учащихся к написанию экзаменационного и...
Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка
Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь, учеба в коллед...
Обогащение словарного запаса учащихся, изучающих английский язык, как способ расширения их коммуникативных возможностей
Не для кого не секрет, что тестовая форма сдачи ЕГЭ заставляет учащихся средней школы и их педагогов уделять большое внимание грамматической стороне языка, письму, словообразованию, аудированию, остав...
Методика обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка
В статье освещена методика словарной работы по обогащению лексики учащихся, выделены различные типы упражнений...
Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся
Мастер-класс о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...