Статья "Самоконтроль в обучении английскому языку"
статья по английскому языку

Мамышева Ольга Ивановна
Самоконтроль является чрезвычайно важным источником информации о том, каковы ожидания и потребности обучающихся, их проблемы и беспокойства, каково их отношение к учению, как они реагируют на используемые в учебном процессе материалы и методы и т. д. Он представляет собой неотъемлемую часть процесса изучения языка, поскольку для того чтобы изучить что-либо, необходимо оценить уже имеющиеся у нас знания и понять то, как можно обогатить их.Задача учителя- настроить учеников на самоконтроль.Как это сделать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_samokontrol_v_obuchenii_angliyskomu_yazyku.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ: САМОКОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Самоконтроль является чрезвычайно важным источником информации о том, каковы ожидания и потребности учащихся, их проблемы и беспокойства, каково их отношение к учению, как они реагируют на используемые в учебном процессе материалы и методы и т. д. Он представляет собой неотъемлемую часть процесса изучения языка, поскольку для того чтобы изучить что-либо, необходимо оценить уже имеющиеся у нас знания и понять то, как можно обогатить их. Обычно мы делаем это подсознательно.

Настроить учащихся на самоконтроль -задача не из легких. Здесь на помощь может прийти следующий адаптированный вопросник:

В соответствующих ячейках поставьте знак если Вы размышляли об этом, и знак *, если Вы об этом не задумывались. Думаете ли Вы о том, ... ?

1) как Вы общаетесь на изучаемом языке в определенной ситуации (например, когда принимаете участие в дискуссии)

2) что общение на иностранном языке иногда идет очень легко и эффективно, а порой Вы едва можете что-либо сказать

3) почему в одних ситуациях (например, при непосредственном общении) Вы понимаете собеседника, а в других (например, по телефону) - не понимаете

4) почему одних людей Вы понимаете легко, а других - с трудом

5) какие наиболее типичные ошибки встречаются в Вашей речи на изучаемом языке (грамматические, лексические, произносительные)

6) какой грамматический материал Вы считаете наиболее сложным

7) какие звуки Вам трудно произносить

8) какие новые слова Вам было бы полезно изучить -

9) как много Вы изучили за занятие или в течение недели -

10) каких успехов Вы достигли в изучении иностранного языка -

11) какой из следующих аспектов требует от Вас наибольшего внимания: -слушание, говорение, чтение, письмо, грамматика, лексика, произношение

12) как Вы могли бы организовать свою самостоятельную работу и самосовершенствоваться.

Как показывает опыт, данный вопросник помогает обучающимся начать думать о своем учении и осознать важность самоконтроля, без которого невозможно организовать полноценную обратную связь. Осуществляемый учителем контроль в большей мере значим для преподавания, тогда как обучающиеся пассивно ожидают отметки, а получив ее, едва ли задумываются над тем, что сделано и почему у них это получилось хорошо или плохо. Только самоконтроль способен предоставить им возможность задуматься о собственной успеваемости и имеющихся проблемах и найти пути изменения, адаптации и совершенствования. Так, если поощрять проверку обучающимися их собственных письменных работ, они скорее добьются лучших результатов, нежели когда лишь учитель будет проверять и исправлять ошибки.

К сожалению, педагоги традиционно склонны игнорировать самоконтроль. Это объясняется, во-первых, недостатком времени на его осуществление; во-вторых, отсутствием у обучающихся необходимых знаний о языке, его использовании и изучении; в-третьих, неспособностью обучающихся честно оценивать самих себя. Такое состояние проблемы самоконтроля в обучении английскому языку диктует необходимость, во-первых, сделать его составной частью учебного процесса, в том числе за счет интеграции с заданиями, выполняемыми на занятиях; во-вторых, подготовить учащихся к систематическому осуществлению самоконтроля и связать с другими видами контроля; в-третьих, отказаться от выставления учащимися отметок самим себе и устранить таким образом нездоровую конкуренцию

Большинство из описанных в методике обучения иностранным языкам приемов осуществляемого учащимися контроля (обоих подвидов самоконтроля - собственно самоконтроля и взаимоконтроля) схожи с теми, которые используются для осуществления контроля учителем. Среди них можно выделить приемы описательного, рейтингового и мониторингового характера, анкеты (или вопросники) и обследование.

1. Самоконтроль описательного характера может осуществляться путем ведения учеником учебного дневника, в который он записывает, что сделано на занятии, что изучено, какие были проблемы. На основании этих записей ученик может систематически делать письменные отчеты, информацию из которых, наряду с данными неформального и формального контроля, учитель, в свою очередь, может использовать для индивидуальных консультаций и в качестве дополнительного источника для составления общей картины успеваемости ученика, изучения его потребностей, корректировки целей, содержания и других компонентов системы обучения.

2. Самоконтроль рейтингового характера может осуществляться при помощи шкал с дескрипторами для оценки того или иного коммуникативного умения, графиков для оценки, например, степени понимания текста, а также определений, характеризующих отношение ученика к учению, изучаемому языку и иным культурам, к их носителям и др.

3. Среди приемов самоконтроля мониторингового характера наиболее распространенным является саморедактирование. Однако, как известно из практики, учащиеся весьма неохотно вычитывают собственные сочинения и исправляют в них ошибки. Опыт показывает, что целесообразно сначала попросить их вычитать работы друг друга и исправить в них ошибки. При этом они не только будут учиться помогать друг другу, но и с большей заинтересованностью вернутся к собственным сочинениям и станут тщательно их редактировать.

Вопросники как прием самоконтроля могут быть направлены на выявление специфических для обучающихся проблем и предпочтений, того, что вызывает больше трудностей в изучении языка и что дается легко, как они учатся (т. е. каковы их привычки), сколько времени затрачивают на учебу, что они умеют и чего не умеют на изучаемом языке. Подобная информация необходима для постановки реалистичных задач и планирования учебного труда. По формальным признакам вопросники могут быть разных типов. В одних обучающимся нужно составить список, например, трудностей или проранжировать наиболее привлекательные для них задания или виды деятельности. В других они выражают свое согласие или несогласие с утверждениями, к примеру, относительно легкости или трудности учения или отвечают на вопросы, требующие альтернативного или множественного выбора ответа или краткого свободного ответа.

5. Обследование представляет собой своего рода инспекцию, которую обучающиеся осуществляют либо в малой группе, либо во всем классе. Они узнают об учебных предпочтениях и проблемах друг друга и затем устраивают презентацию полученных результатов перед всем классом, используя различные средства наглядности. Этот прием может включать в себя другие приемы, а именно: наблюдение, интервью, анкетирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Интегрированно-комбинированный курс английского языка и информатики по теме "Обучение английскому языку методом проектов с использованием ИКТ"

Курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов, может изучаться как электив. Способствует углублению знаний и формированию практических навыков по предметам....

Рабочая программа учебного предмета "Английский язык" для 9 класса курса обучения английскому языку «Английский в фокусе» ”Spotlight on English” для общеобразовательных учреждений В.Г. Апалькова

Данная рабочая программа учебного предмета «Английский язык» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего образования, примерной программы по ан...

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» курса обучения английскому языку «Английский в фокусе» ”Spotlight on English” для 8 класса для общеобразовательных учреждений В.Г. Апалькова (издательство «Просвещение», Москва, 2014)

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной прогр...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...