Гид по странам мира
статья по английскому языку

Байковская Наталья Игоревна

Проблема отражения социокультурной среды в изучении науки страноведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Гид по странам мира

              В развивающем многокультурном образовательном и социальном пространстве анализируются проблемы приобщения людей к мировой культуре, о приближении его образовательного уровня к мировым образовательно - профессиональным стандартам.

              Проблема отражения социокультурной среды в языке человека неразрывно связана с целями и задачами науки страноведения. Стремление педагогов найти наиболее рациональные методы преподавания иностранных языков, культуры иноязычной страны через призму языка, его национальное содержание.

Иностранный язык стал реально востребованным государством, обществом, личностью как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, приобщения их к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.

Всё это подтверждает значимость иностранного языка в международном сотрудничестве и вызывает интерес к культуре людей, говорящих на этом языке, мотивируя потребность в его изучении. Сегодня английский язык – это ключ к познанию многообразия мира, это инструмент межкультурного общения.

Расширение внешних связей помогает развивать дружеские отношения между странами в сторону большей открытости. Одним из главных проявлений, которых являются обмены студентами, школьниками, людьми разных профессий.

       Страноведение-это дисциплина в системе географических наук, занимающаяся комплексным изучением материков, стран, крупных районов.

      Страноведение- это старейшая ветвь географии, возникшая еще в античном мире и вызванная к жизни практическими потребностями людей в познании различных стран. В течении тысячелетий, начиная с Геродота , оно носило универсальный характер, охватывая все стороны природы, истории, населения, экономики, культуры и политики.

  • Что такое страноведение? Какие функции выполняет страноведение в современном обществе? Какие возможности открывает страноведение в изучении иностранных языков? Поможет ли страноведение улучшить языковые навыки? Как с помощью страноведения повысить уровень владения языком и подготовиться к экзаменам? Можно ли с помощью страноведения приобрести уверенность при общении на английском языке или реализовать свой творческий потенциал?

              Страноведение – это больше чем география, ведь оно изучает большую часть любой страны- ее культуру, которая порождает особенности народа, традиции, поведение, праздники, культуру     общения. Страноведение включает в себя историю страны.

               Отправляясь в путешествие, турист должен знать, чем жила и живет страна: какие лидеры в ней правили, какие композиторы сочиняли музыку, какие художники рисовали картины, какие ученые развивали науку, строили цивилизацию. Должны знать все, что формировало государство и продолжает его формировать. Люди, отправляющиеся в путешествие, должны, по крайней мере, иметь представление об особенностях страны.

              Страноведение – то отдельная наука. Она имеет свои понятия и должна преподаваться как отдельная дисциплина или элективный курс.

              Главной целью является комплексный подход в обучении влияние лингвострановедческого материала в формирование положительной мотивации.

              Главной целью учителя- это сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всем протяжении обучения. Большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка играет введение на уроках элементов страноведения. Тексты страноведческого характера занимают большое место в процессе обучения иностранным языкам. Благодаря таким текстам учащиеся знакомятся с реалиями страны изучаемого языка, получают дополнительные знания в области географии, образования, культуры и т.д. Содержание страноведческих тестов должно быть значимым для учеников, иметь определенную новизну, будь то общие сведения о государственном устройстве или об особенностях речевого поведения и этикета. Уроки страноведения должны вызывать у учащихся потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческими материалами. Страноведение должно служить опорой для поддержания мотивации, поскольку идет обучению языку, дает сведения о стране.

               Повышение мотивации должно повлечь за собой расширение образовательного пространства учащихся в изучении английского языка и должно быть обусловлено прогрессирующим развитием международных контактов и связей в политике, экономике, культуре и других областях, что обуславливает последовательную ориентацию современной методике обучения иностранным языкам на реальные условия коммуникации. Стремление к коммуникативной компетенции, как к конечному  результату обучения, предполагает не только владение соответствующей иноязычной техникой, но и усвоение колоссальной неязыковой информации, необходимой для адекватного обучения и взаимопонимания, потому что последнее недостижимо без относительного равенства основных сведений обучающихся об окружающей действительности. Заметное различие в запасе этих сведений у носителей разных языков в основном определяется различными материальными и духовными условиями существования соответствующих народов и стран, особенностями их истории, культуры, общественно- политического строя, политической системы и т. п. Таким образом, общепризнанным стал вывод о необходимости страноведческого подхода как одного из главных принципов обучения иностранному языку, что способствует расширению образовательного пространства учащихся.

               Страноведение обеспечивает решение целого ряда проблем, в частности, главной физиологической проблемы адекватного понимания текста, поэтому оно выступает в качестве лингвистической основы перевода. Ведь для того, чтобы переводить, нужно прежде всего, полностью понять иноязычный текст со всеми нюансами значения, включая подтекст, а уже затем с учетом адресата подбирать соответствующие эквиваленты в языке перевода, а их незнание приводит к затруднению в общении на иностранном языке и, соответственно, к с снижению коммуникативной компетенции учащихся.

 Содержание страноведческого курса позволяет:

– учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения.

– учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география, английский язык-история, английский язык– информатика, английский язык-литература, английский язык– МХК ) и поможет учащимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.

В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно-познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Примерные программы по иностранным языкам. Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы. Образование в документах и комментариях. М.: АСТ. Астрель, 2014

«Страноведческий справочник». Автор: А.В. Шереметьева (Саратов, издательство «Лицей», 2015г.)

«Facts and Faces From the History of English-Speaking countries». Составитель: Н.В. Мурашова. (Москва, издательство «Менеджер», 2015г)

«Об англоязычных странах кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. (Москва, Иностраный язык, издательство «Оникс», 2011г)

Страноведение «Great Britain» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2014г.)

Страноведение «United States of America» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2017г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индия - крупнейшая развивающая страна мира

Этот урок проводится в форме семинара -игры. Обучающиеся лучше запоминают учебный материал...

Показатели уровня социально – экономического развития стран мира

Презентация на тему " Показатели уровня социально - экономического развития стран мира"...

Проектная деятельность на уроках географии.Проект "Страны мира"

Курс “Экономическая и социальная география мира” 10 класса является завершающим этапом в изучении школьной географии. При его прохождении возникают трудности разного характера и некоторые из них можно...

Страны мира.

Методическое пособие по географии для 10 класса....

ЭОР "Типология стран мира"

Материалы презентации позволяют ее использовать в ходе всего урока в 10 классе на тему: "Типология стран мира". В ходе урока учащиеся самостоятельно заполняют схему, работают по алгоритму, участвуют в...

Оценочные практические самостоятельные работы по географии 10 класса по темам "Государственный строй стран мира", "Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира".

Оценочные практичекие работы по географии 10 класса по темам "Составление систематизирующей таблицы "Государственный строй стран мира", "Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира " ...

Тесты по географии 10 класс по темам: "Население мира", "Страны мира", "Природные ресурсы"

Тесты по географии 10 класс по темам: "Население мира", "Страны мира", "Природные ресурсы"...