Методы продуктивного обучения
статья по английскому языку

Методы и приемы продуктивного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_produktivnogo_obucheniya.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы и методы продуктивного обучения

1.«Ассоциации» - обучающая стратегия, которая побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме. Можно использовать данную стратегию и для развития навыков письма, чтения и говорения. Ход работы: 1. Пишем ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или как заглавие на доске. 2. Затем учащимся предлагается в течение 5-7 минут (время написания ассоциаций) написать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме. 3. Учащиеся записывают столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится установленное время.  4. Количество написанных слов зависит от языковой подготовки учеников. Данный прием можно выполнять индивидуально, в парах или группах. После того, как ученики составили свои ассоциации, учитель просит нескольких учеников поделиться своими ассоциациями с группой или обменяться идеями в парах.  Приведем пример ассоциаций по теме «Personal identification» к слову «appearance» (“внешность”), составленные двумя группами учащихся: 1-я группа: Appearance – long nose, tender face, red lips, nice smile, accurate suit, short man, tall woman, slim figure, white dress, long hair, fair hair, beautiful.  2-я группа: Appearance – short nose, blue eyes, oval face, red lips, small ears, plump girl, slim girl, short hair, pretty, handsome, thin . Таким образом, каждый ученик через ассоциации пополняет свой активный словарь, развивает коммуникативные навыки, навыки говорения, письма и т. д.

2. Синквейн можно предложить, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке  приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).   Например:  girl  beautifil, funny, smiling

runs, plays, dances        growing and developing body         person

3. Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например, great: wonderful,  heavenly, perfect, incredible, striking, awesome, breathtaking, superb.

 4.  «Корзинa идей».

Нa доске прикрепляется знaчок корзины, в которую условно собирaется то, что ученики знaют об изучaемой теме. Aлгоритм рaботы:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Вызов

5. «Верные и неверные утверждения».

Учитель предлaгает ряд утверждений по определенной теме. Учaщиеся выбирают “верные” утверждения, полaгaясь нa собственный опыт или интуицию. В любом случaе они нaстрaивaются нa изучение темы, выделяют ключевые моменты, a элемент соревновaния позволяет удерживaть внимaние до концa урокa. На стaдии рефлексии возврaщaемся к этому приему, чтобы выяснить, кaкие из утверждений были верными. Вызов  - Осмысление - Рефлексия

 6. «Лови ошибку».

Учитель зaрaнее подготaвливает текст, содержaщий ошибочную информaцию, и предлaгaет нaйти допущенные ошибки. Уч-ся aнaлизируют предложенный текст, пытaются выявить ошибки, aргументируют свои выводы. Зaтем изучaют новый мaтериaл, возврaщaются к тексту и испрaвляют те ошибки, которые не удaлось выявить в нaчaле урокa.  Вызов

What he has done? Нарушен порядок слов. (What has he done?)

7. «Технология вопросов».

Метод используется при оргaнизaции взaимоопроса, опросa нa уроке, пaрной и групповой работы.  ?– фaктический ответ  ? – обстоятельный ответ, развернутый. На стaдии вызова – вопросы, на которые уч-ся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стaдии рефлексии – демонстрация понимaния прочитaнного.

Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...?  Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите: что будет, если...? Что, если...?  Вызов Рефлексия

8.  Прием «составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

9. «Перепутaнные логические цепи».

Отрывки из текста, цитaты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку  Осмысление Рефлексия

 10. «Свободное письмо».

Aргументировaнное письмо. В течение нескольких минут учaщиеся вырaжaют собственные мысли по теме.  Рефлексия

11.    «Интеллектуальная разминка» (“A Magic Ball” or “A snowball”)

На данном этапе учащиеся «вспоминают», пройденный материал. Принцип «Интеллектуальной разминки» можно использовать и по ходу урока для формирования навыков устной речи. Как правило, лексические опоры для таких упражнений располагаются на доске, особенно на начальном этапе. Нарастание «Снежного кома» может идти по двум линиям: с наращиванием лексики и/или с усложнением грамматики. (ПРИМЕР: I love reading books > I love reading electronic books. > I love reading e-books because they are easy to use. )

12. Графический диктант Отличный прием для активизации лексики и творческого мышления. Дети рисуют предметы под диктовку учителя, а потом подписывают слова к нарисованным вещам.

13. «Веселая цепочка» «A Funny Chain» Универсальный приём, направленный на актуализацию знаний учащихся лексических единиц, которые включаются в работу. Данный прием формирует память и накопление лексики по различным темам. ПРИМЕР: 1-й ученик называет слово по заданной теме (тема: «прилагательные», слово- “kind”); 2-й ученик повторяет первого и добавляет свое слово (“kind”—“nice”) 3-й называет слово первого ученика, затем второго и добавляет свое (“kind”—“nice”—“clever”…) и т. п., до тех пор, пока учащиеся способный продолжать цепочку.

14. «Согласен-Не согласен» (“Agree or Disagree” ) Этот прием, способствует актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Формирует умение оценивать ситуацию или факты; анализировать информацию; отражать свое мнение. Учитель говорит ряд высказываний по заданной теме. Детям предлагается во время высказываний выражать свое отношение: согласен – повтори«+», не согласен – исправь«-». Пример: тема- Великобритания. Учитель: 1.London is the capital of The USA. Ученик: No, I disagree. London is the capital of GB. Учитель: 2.The national language of GB is English. Ученик: Yes, I agree. The national language of GB is English. …и т.д.

14. Лесенка успеха Учитель, подводя итоги урока, просит учащихся оценить и поставить себя на одну из четырех ступеней ( все понятно / есть небольшие вопросы / есть затруднения / ничего не понятно)

15. Скажи друг другу доброе слово.  Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока помогает признать личностную значимость каждого. 

16. Закончи предложение Данный прием помогает учащимся подвести итоги урока, сконцентрировать свое внимание на главных вопросах дня. Учитель заранее заготавливает начало предложений, например: Сегодня я узнал… Я понял, что… У меня получилось… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологий продуктивного обучения на уроках информатики

Применение технологий продуктивного обучения на уроке  информатики в 9 классе по теме : « Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур». Учитель: Музыченко Т.Е....

Презентация "Методы и принципы продуктивного обучения"

Данная презентация содержит материал о продуктивном обучении....

Применение методов продуктивного способа обучения с целью привития навыков самодеятельности учащихся на уроках литературы (М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита")

Применение методов продуктивного обучения, способствующих привитию навыков самодеятельности учащихся, позволит разрешить противоречия: между стремлением личности ученика к саморазвитию между увеличен...

Приемы и методы продуктивного обучения на уроках английского языка

Данный материал содержит подборку приемов и методов обучения английскому языку на основе системно-деятельностного подхода для активизации, закреплении и повторении учебного материала на стадии вызова,...

Методы продуктивного чтения

Новые методы для осмысленного продуктивного чтения...

Метод ситуативного анализа для продуктивного обучения в условиях ФГОС

В свете модернизации образования в Российской Федерации принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается п...