Статья на тему "Современные педагогические технологии.Технология развития критического мышления"
статья
Технология развития критического мышления позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.). Мотивация учащихся к изучению нового материала осуществляется, с помощью привлечения их к самостоятельному целеполаганию, рефлексии, а также к организации коллективной, парной и индивидуальной работы на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trkm.docx | 49.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии. Технология развития критического мышления.
Технология развития критического мышления позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.). Мотивация учащихся к изучению нового материала осуществляется, с помощью привлечения их к самостоятельному целеполаганию, рефлексии, а также к организации коллективной, парной и индивидуальной работы на уроке.
Критическое мышление— это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений.
Цель данной образовательной технологии– научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Технология РКМ позволяет решать задачи:
- -образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- -информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- -социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Технология развития критического мышления представляет собой цикл, состоящий из трёх этапов:
1) Вызов. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес, мотивировать учащихся. Важно, чтобы каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Деятельность учителя направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому материалу( делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.
2) Осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания. Деятельность учителя направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
3) Рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям; внести изменения. дополнения. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой».
Основные приёмы, которые используются в технологии развития критического мышления.
– учитель произносит слово или фразу на английском языке; затем учащимся предлагается в течение 5-7 минут вспомнить слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме;
– ключевое слово или фраза пишутся в центре листа бумаги или как заглавие на доске;
– учащиеся озвучивают столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится установленное время.
- ИНСЕРТ (interactive noting system effective reading and thinking-самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления)
Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Чтобы способствовать постепенному продвижению учащихся от знания «старого» к «новому», можно использовать прием ИНСЕРТ- маркировка текста по мере его чтения или прослеживания специальными знаками «+»-новое ,«v»- уже знал, «-»-думал иначе, «?»-не понял, есть вопросы.
После прочтения текста и расстановки пометок на его полях можно заполнить таблицу ИНСЕРТ.(каждый значок-колонка) В нее лучше записывать ключевые слова или фразы. После заполнения таблицы, информация, представленная в ней может стать предметом обсуждения на занятии, а сама таблица может пополниться новыми фактами, которые не были занесены в нее первоначально.
Приём основан на составлении диаграммы Венна. Например, изучив 2 различных понятия (явления, события, текста) учащимся предлагается заполнить Круги контраста – вписать в общее поле то, что объединяет эти явления, события, понятия, а в оставшееся свободное место – особенности каждого из них.
«Тонкие» вопросы помогают сосредоточиться на деталях, идентифицировать факты и распознать важную информацию; способствуют усвоению и запоминанию новых сведений на уровне знаний. Начинаются со слов: Кто? Что? Когда? Где? Правда ли, что ...? Верно ли ...?
«Толстые» вопросы помогают объяснить, интерпретировать информацию, установить причинно-следственные связи; помогают организовать работу с текстом на уровне его смысла, понять информацию, данную неявно. Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ?
Ромашка Блума - приём, в котором образ цветка используется для того, чтобы управлять познавательной деятельностью обучающихся с помощью вопросов разного типа. После изучения текста студенты делятся на 5 групп и получают по 1 вопросу для обсуждения:
1 – простой вопрос
2 – уточняющий вопрос
3 – интерпретационный (объясняющий) вопрос
4 – творческий вопрос
5 – оценивающий вопрос
6 – практический вопрос. Шестой вопрос носит практический характер и для ответа на него потребуется объединить усилия всех пяти групп.
Основу для “Ромашки Блума” составляет так называемая таксономия Блума, в которой разграничены шесть уровней мыслительной деятельности. К низким уровням мыслительной деятельности относятся: знание, понимание, применение. К высоким уровням мыслительной деятельности относятся: анализ, синтез, оценочное суждение. Каждый последующий вопрос предлагает осмысление учебного материала на более высоком уровне мышления, итогом работы с использованием “Ромашки Блума” является решение конкретной практической задачи .
Ученики обсуждают в группах высказывания и решают, согласны они или нет с ними на основании собственного жизненного опыта и фоновых знаний. Используется видеоряд с изображением (в POWERPOINT); учитель ставит вопросы «Верите ли вы?» (обсуждение в группах) до прочтения текста и после прочтения.
Это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Это приём, который помогает учащимся, открыто думать по поводу какой- либо темы, стимулирует их размышления о связях между идеями. Учащимся предлагают записать в центре слово, вокруг которого они фиксируют слова или предложения, связанные с темой, обозначенной этим словом. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Учитель образует из участников две группы. Первая группа образует “внутренний” круг. Участники этой группы свободно высказываются по проблеме. Участники “внешнего” круга фиксируют высказывания участников «внутреннего” круга, продумывая свои комментария и вопросы. Учитель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, фиксирует различные точки зрения. В заключении работы учитель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.
Данный приём используется для изучения и систематизации большого по объему материала, для этого текст разбивается на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством обучающихся в группе. Каждый учащийся работает со своим текстом, по окончанию работы ученики переходят в другие группы - группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. Эксперты составляют общую презентационную схему рассказа по теме.
Затем ученики пересаживаются в первоначальные группы, где оказываются специалисты по всем смысловым отрывкам. Каждый из них знакомит со своим текстом других членов группы
Данный приём эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Эту идею можно расширить. Например, можно в центре написать любое понятие, например: week, а по осям виды деятельности, распределив их по дням недели при изучении темы «Дни недели» в 3-м классе. По окончании урока, заполнив это колесо, подвести их к монологическому высказыванию «Моя неделя».
Этот прием используется при изложении содержания текста. Верхушка пирамиды представляет главного героя, далее в 2-х словах предлагается описать его, в 3-х словах – описать место действия, в 4-х и последующих – основные события и развязку.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. Приём, позволяющий развивать способность излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Эффективные приемы для организации стадии вызова.
Ассоциации: для активизации лексики по теме и выхода на значение предложенного слова/темы.
Кластеры: для актуализации знаний и вызова интереса к еще неизвестному.
Концептуальное колесо: наглядная, поэтапная, компактная и дополняющая имеющиеся знания информация.
Верные и неверные высказывания: краткое знакомство с вопросами темы, самоанализ по окончанию работы.
Эффективные приемы для организации стадии осмысления.
Инсерт: проработка полученного материала и его частичный (иногда полный) анализ Тонкие и толстые вопросы: подробное уточнение, осмысление, изучение, разъяснение получаемой информации
Ромашка Блума: более внимательная работа с получаемой информацией, ее анализ.
Круги контраста: сравнение
Пирамида рассказа
Данные приемы помогают осмыслить материал, структурировать, детализировать его. Они также призваны поддержать интерес учащихся к изучаемому материалу, подводя к материалу как бы с разных сторон.
Эффективные приемы для организации стадии рефлексии:
Синквейн.
Двухрядный круглый стол.
Данные приемы рассчитаны на обобщение полученной информации, формулировку собственного мнения по тому или иному вопросу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационого педагогического опыта "Технология развития критического мышления"
В данной работе представлены разные упражнении для развития критического мыщления...
Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...
Презентация к педагогическому проекту «Технология развития критического мышления как способ создания условий для творческой самореализации учащихся не только в учёбе, но и в обычной жизни».
Технология развития критического мышления как способ создания условий для творческой самореализации учащихся не только в учебё, но и в обычной жизни....
Педагогический проект "Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках географии"
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов...
статья Формирование УУД с использованием технологии развития критического мышления на уроках математики
Формирование УУД с использованием технологии развития критического мышления на уроках математики...
Статья "Современный урок русского языка : технология развития критического мышления "
Учебно-методический материал по русскому языку на тему " Современный урок русского языка: технология критического мышления"...