Сообщение на РМО "проектная методика на уроках английского языка"
учебно-методический материал по английскому языку
Сообщение-обмен опытом по теме "Проектная методика на уроках английского языка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МОУ «Юбилейная средняя общеобразовательная школа»
Проектная методика на уроках
английского языка.
Выполнила: учитель английского языка
Т.М. Ахмадулина
Анализируя практику своей работы, убеждаюсь, что нельзя ввести в абсолют какой- либо единственный метод, приём или даже целиком технологию, необходимо использование разнообразных форм, методов, приёмов и средств обучения. В зависимости от типа урока и его цели комплексно применяю разнообразные методы и приёмы. Я стремлюсь обеспечить самостоятельную познавательную активность учащихся в освоении нового материала, как на уроке, так и дома, стимулирую мыслительную активность, поисковую деятельность, умение осуществлять самоконтроль и самооценку результатов, весь учебный процесс стараюсь строить с ориентировкой на развивающее обучение.
Целенаправленная работа по формированию стойкого интереса к предмету, применение активных форм обучения приносит свои плоды. Проанализировав большое количество методических идей и подходов к обучению, каждый учитель «преломляет» данный материал по-своему, применительно к своей личности, к контингенту учащихся, с которыми работает, и строит на элементах методических идей и находок свою систему. Мы стараемся учить каждого, не отбирая учеников, а выбирая методы и содержание образования.
Мы, взрослые, часто не отдаем себе отчета в том, что невозможно все, что знаешь сам, передать детям: любой, даже самый способный ученик, не в состоянии ежедневно, изо дня в день, запоминать и усваивать сведения по самым разнообразным предметам в самых разнообразных областях знаний. Учащийся, похож на туриста, в рюкзак которого каждый преподаватель складывает знания своего предмета. Рюкзак становится все тяжелее и тяжелее и наступает время, когда учащийся не может его сдвинуть с места. Отсюда неудачные оценки, которые сказываются на дальнейшем процессе обучения и воспитания, приводят к депрессии учащихся и нежеланию учиться. Я отчетливо осознаю, что жизненные ситуации у моих учеников будут иными, чем те, которые мы прорабатываем на уроках английского языка.
Если на моих уроках у учеников сформируется способность к самопознанию, к саморазвитию, то мне не стоит сомневаться в востребованности моего предмета.
Приходя на урок, хочется, чтобы ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали. Приняв как аксиому тезис «Человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться», я понимаю, что мне нужно создать условия, при которых у учащихся появляется потребность «включения» в активный процесс познания. Стараюсь этого достичь путем использования технологии проблемного обучения. Соблюдение принципов организации проблемного обучения позволяет мне достичь неплохих результатов. Эти результаты выражаются не столько в объеме полученных знаний, сколько в приобретении школьниками качеств, навыков, умений, способов мышления, познания, которые позволят им быть успешными в учебной деятельности, формируют потребность в познании, в общении. На уроках, построенных по технологии проблемного обучения, даже ученики, имеющие низкие учебные возможности, добиваются успеха. Усвоение материала происходит в основном на уроке, тем самым решается проблема перегрузки учащихся.Школьники активны в познавательной деятельности на всех этапах урока, а особенно при частично - поисковом и исследовательском методе решения учебной проблемы.
Методическая тема, над которой я работаю, - «Проектная деятельность как одно из условий творческой самореализации учащихся». Результаты работы по методической теме и темам самообразования представлены мной в выступлениях на семинарах районного методического объединения учителей английского языка.
Эффективность образования в значительной мере зависит от заинтересованности учащихся в творческом саморазвитии, их потребности в самореализации. На сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос, как проектировать познавательную деятельность учащихся, чтобы она создавала реальные предпосылки для их творческой самореализации. Независимо от видов творчества задача педагога состоит в том, чтобы расковать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, нестереотипного, делать самостоятельный выбор, принимать самостоятельные решения.
Иными словами, школа — это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников. Каковы же педагогические условия, обеспечивающие становление субъектной позиции школьника в учебно-творческой деятельности, а также способствующие его саморазвитию? Одно из таких условий – проектная деятельность, ставящая в центр образовательной системы личность ребенка, раскрытие его творческого потенциала. Учебный проект – это специально организованная учителем самостоятельная, творческая работа учащихся, соответствующая их возрастным возможностям, где они могут самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свой выбор и результат труда, которым является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные самостоятельно. Работа над проектом всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творчества. Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Особенность проектной деятельности учащихся состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, объединяют знакомые, легко повторяющиеся в опыте ребенка действия, ставят значимые для ребенка цели. Использование метода проектов является составной частью технологического обучения школьников, которое осуществляется в рамках личностно ориентированной, развивающей концепции.
Учителю необходимо создавать благоприятные условия для самостоятельной творческой деятельности школьников, но также необходимо умело направлять эту деятельность.
При контроле навыков чтения (просмотровое, полное понимание, извлечение информации) в старших классах, при внедрении нескольких проектов в течение года уровень подготовки учащихся по данному виду заметно повысился. Проверялось умение извлечь информацию, понять и выделить главную мысль, обобщить данные. Наблюдая, как технология влияет на результаты и качество знаний учащихся, я прихожу к выводу, что у учащихся значительно расширяется словарный запас и его употребление в речи.
На протяжении нескольких лет я провожу в конце каждой изученной темы уроки по методу проектов и считаю что: проектная методика не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся.
Главными целями введения в школьную практику метода проектов я считаю следующие:
1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
3. Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.
4. Подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.
Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать «из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. Все это, в конечном счете, призвано способствовать более глубокому пониманию роли России во все более взаимозависимом мире, формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого. По характеру конечного продукта проектной деятельности, я использую следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:
Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики).
Информативно-исследовательские проекты,(например, «What Should One See in the USA») включены в программу по страноведению в 10 классе (учебник под ред. В. П. Кузовлева) по теме «Different Countries, Different Landscapes».
Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для учащихся старших классов школы («Halloween» 9 -11 класс)
Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык.(Сочинение лимериков)
Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или родной край иностранцам, и проектная работа готовит их к этому. В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оцениваю усвоение учащимися определенного учебного материала. При оценке готового проекта я обращаю внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала, перед итоговым уроком, мы обсуждаем с детьми темупроекта, и я проверяю черновик работы, указываю на ошибки. Если есть ошибки в конечном варианте проекта, я исправляю их карандашом или записываю их на отдельном листе бумаги. Не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности.
Проект осуществляется учащимися по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
2. Организация участников проекта.
3. Выполнение проекта.
4. Презентация проекта.
5. Подведение итогов проектной работы.
Остановлюсь подробнее на конкретных примерах: на старшем этапе обучения учащиеся более осознанно, более творчески подходят к созданию проекта. С учётом их интересов и проблем, которые их волнуют, были внедрены такие проекты, как: “Здоровый образ жизни”, “Система социального обеспечения в России и США”(проект О.Плехановой «A Welfare State Olmar»; "Молодёжные группы"(проект М.Емельяновой «Villagers»), "Музыка" (проект-презентация ученика 9 класса Д. Бокова о группе «GreenDay»). При изучении темы «Путешествие в Великобританию» (учебник Кузовлева В.П. 8кл.) была выдвинута идея создания туристического проекта под названием “Welcome to Russia” . Предлагалось создать свой собственный туристический центр и разработать для него подробный маршрут. При работе над проектом “Система социального обеспечения в России и США” (11 класс) учащиеся полностью проанализировали материал, представленный в учебнике, и обобщили всю полученную информацию в виде информационной брошюры. Еще одним интересным проектом является создание своей политической системы устройства государства (10 класс «An Ideal State as I See It», «The Political System of Buryatia»). За основу при выполнении работы учащиеся брали учебник Кузовлева В.П., в котором много материала и информации о Великобритании, США, России, Австралии. На предыдущих уроках отрабатываются такие вопросы: "Что такое парламентская демократия? Какой силой и властью должен обладать президент? У кого больше прав? Должен ли политик быть добрым?". Эти вопросы формируют и воспитывают правовое сознание учащихся. Происходит приобщение школьников к политической культуре и к общественным ценностям, идеалам устройства общества, к оптимальным формам социальных взаимоотношений людей. Проекты не обязательно должны быть большими и занимать много времени по их подготовке – это могут быть мини-проекты (исследовательские) - 6 класс «My Favourite Dish Is….».
Необходимо отметить, что успешное решение личностно-значимой проблемы предполагает интеграцию знаний из других областей. Так, после изучения темы «Education» учащимся предлагается составить проект «The schools of tomorrow», взяв все положительное, что есть в школьном образовании России, Великобритании, США, Канады, Австралии Новой Зеландии. При этом учащиеся, работая над проектом, воспроизводят в памяти знания из различных областей, полученные на уроках иностранного языка, а также истории, географии и др., что способствует актуализации пройденного материала. С другой стороны, поиск решения практических задач актуализирует необходимость добывания новых знаний, познавательную деятельность учащихся.
Все приведенные приемы были многократно практически апробированы на уроках, имели положительный результат в формировании как кратковременного, так и устойчивого интереса к изучаемому материалу и всего предмета в целом, что в конечном итоге способствовало повышению продуктивности, эффективности урока, раскрытию, реализации и развитию индивидуальности учащихся.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть следующее. Организуя проектную деятельность необходимо учитывать, что:
1.Существуют возрастные и психологические особенности детей.
2.Работа над проектами должна быть систематической и сбалансированной по количеству в рамках темы и типам в зависимости от доминирующей деятельности учащегося.
3.Задания должны усложняться в зависимости от возраста.
4.Должно быть, обязательное включение межкультурного компонента.
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении. Но оно способствует развитию учащихся, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект- это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках средствами иностранного языка. Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка, и, зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику. Опыт работы показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка презентации "Игровая методика на уроках английского языка"
Игровая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, выводящими на спонтанный уровень говорения, что отвечает требованиям стандартов второго поколения....
Презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной методики на уроках английского языка"
В данной работе описаны основные виды проектов и методика работы с ними на уроках....
ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАСШИРЕНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Двнная работа рассказывает о применении проектных методик на уроках английского языка, как однго из средств мотивации его изучения и повышения интеллектуальных способностей учащихся, как с...
Использование современных образовательных технологий и методик на уроках английского языка.
По-прежнему основными из трудностей преподавания являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения. ...
Презентация по теме "Проектная методика на уроках английского языка".
Данная презентация представляет собой теоречический и практический материал по теме "Проектная методика на уроках английского языка"....
Проектная методика на уроках английского языка.
Отличие проектной методики от традиционных уроков и её плюсы....