мастер-класс развитие критического мышления на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку
Актуальность использования технологии развития критического мышления обусловлена тем, что многие обучающиеся не умеют самостоятельно критически мыслить, делать выводы, обобщать знания, выделять главное, использовать ранее полученные знания для аргументации своих суждений. В рамках современных тенденций подрастающее поколение привыкает получать уже готовую информацию.Целью использования технологии критического мышления является формирование КМ на уроке, чтобы развивать мыслительные навыки учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Технология развития критического мышления позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_teoriya.docx | 226.75 КБ |
master-klass_prezentatsiya_holodova_m.v.pptx | 454.53 КБ |
naglyadnost.docx | 161.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Рада приветствовать Вас всех в финале конкурса Учитель Года-2019.
Сегодня на нашем мастер-классе я бы хотела вспомнить современные технологии.
Какие технологии относятся к современным технологиям? - СЛАЙД
- Информационные технологии
- Игровые технологии
- Метод проектов
- Обучение в сотрудничестве
- Модульно-блочные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология развития критического мышления, на которой я бы хотела остановиться подробнее
Актуальность использования технологии развития критического мышления обусловлена тем, что многие обучающиеся не умеют самостоятельно критически мыслить, делать выводы, обобщать знания, выделять главное, использовать ранее полученные знания для аргументации своих суждений. В рамках современных тенденций подрастающее поколение привыкает получать уже готовую информацию.
Критичность ума (СЛАЙД) – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
Критическое мышление:
- помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни,
- предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор,
- повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией,
- формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы,
- прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них.
- Оно позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Целью использования технологии критического мышления является формирование КМ на уроке, чтобы развивать мыслительные навыки учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Технология развития критического мышления позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний.
21 век – это век с огромным инфо полем, век, когда развитие технологий и век с высочайшей скоростью. Ежесекундно дети получают столько информации, сколько они получали 10,20 лет назад за неделю.
Технология РКМЧП включает три этапа или стадии. Это:
"Вызов - Осмысление - Рефлексия" - СЛАЙД
Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
а) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
б) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
в) побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия - осмысление. Эта стадия позволяет ученику:
а) получить новую информацию;
б) осмыслить ее;
в) соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является:
а) целостное осмысление, обобщение полученной информации;
б) присвоение нового знания, новой информации учеником;
в) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
А теперь давайте посмотрим как выглядит технология развития критического мышления в рамках урока
Уважаемые коллеги, сегодня я буду проводить свой мастер-класс преимущественно на русском языке, чтоб вам всем было понятно о чем я говорю
приёмы и техники на этапе ВЫЗОВ
- «Нестандартный вход в урок»
При изучении темы «Здоровье превыше всего» в 7 классе, детям предлагается расшифровать название темы урока.
H-is one letter and the end
L- is the 4th letter
E- is after H
A- is between E and I
T- is before h
(Health)
После чего детям предлагается просмотреть ряд фотографий и определить названия болезни, а так же составить предложения с этими словами. Например:
• When I have flu, I …. | • Go to the doctor |
ПРОВОЖУ
- Корзина" идей - используется на стадии "Вызов"; - позволяет выяснить все, что знают или думают ученики; - проводится обмен информацией.
Корзина идей, концептуальное колесо, приём Ассоциаций, Круги на воде основная цель этих приёмов – активизировать знакомую лексику, словосочетания на предложенную тему.
- Концептуальное колесо
Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например:
- Приём «Ассоциация» - Этот метод так же можно назвать как метод гирлянд случайностей. Его задачей является создание новой, оригинальной, полезной модификации чего – либо.
обучающая стратегия, которая побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме. Можно использовать данную стратегию и для развития навыков письма, чтения и говорения.
Для развития критического мышления в 5-м классе можно использовать эту стратегию. Ход работы:
1. Пишем ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или как заглавие на доске.
2. Затем учащимся предлагается в течение 5-7 минут (время написания ассоциаций) написать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.
3. Учащиеся записывают столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится установленное время.
4. Количество написанных слов зависит от языковой подготовки учеников. Данный прием можно выполнять индивидуально, в парах или группах. После того, как ученики составили свои ассоциации, учитель просит нескольких учеников поделиться своими ассоциациями с группой или обменяться идеями в парах.
Хочу привести пример ассоциаций по теме «Talking about Holidays » к слову «summer», составленные двумя группами учащихся:
1-я группа
Summer - the sun, rainbow, rain, butterflies, swimming, a boat, a river, a bridge, a fish, a camp, a long day, a shot night, blue sky, hot weather, wind.
2-я группа
Summer - ice-cream, apples, berries, a forest, cinema, games, bicycle, village, a kite, birds, water, travel, mushrooms, flowers, friends, free time.
Таким образом, каждый ученик через ассоциации пополняет свой активный словарь, развивает коммуникативные навыки, навыки говорения, письма и т. д.
Пример урока английского языка в 6 классе.
Тема: “Home sweet home”
Цель: активизировать употребление Л.Е. по теме.
Методика работы: работа идет в группах по 4 человека. Необходимо создать мебель будущего.
Даны слова:
- a chair, a lamp, a hat, wind.
- a fridge, a loud speaker, a tape, a TV set.
Результат работы 1 группы: a chair in a form of a hat with a ventilator on the right and a lamp under the chair.
Результат работы второй группы: a fridge with a loud speaker which informs about condition of the food with an installed tape and a TV set.
«Праздники. Масленица» учащимся было предложено составить в группах список слов, связанных с этим понятием:
1 группа-holiday,pancake,colours,winter
2 группа-girl,honey,pancake,butter
ВЫВЕСТИ СЛАЙД РЕАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ
6. приём «Круги по воде» Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (прилагательные, глаголы и т.д.) по изучаемой теме. Например, ENVIRONMENT (8 класс)
E- earth - ecologically good
N - nature – nasty
V - vegetation – various
I - ice-house –ideal
R - rubbish – racy
O - oceans – oppressive
N - nests – natural
M - mountains - murderous
E - ecology - everyday
N - nation – neutral
T - trees – tolerable
- приём «до-после» - В РЕФЛЕКСИИ БУДЕТ КОНЕЦ ПРИЕМА
Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.
Формирует:
- умение прогнозировать события;
- умение соотносить известные и неизвестные факты;
- умение выражать свои мысли;
- умение сравнивать и делать вывод.
В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.
Пример. Te National Sport of England
"До" -Я думаю, что……
"После" -....
Вывод. Я прав (не прав), так как ...
приёмы и техники на этапе ОСМЫСЛЕНИЕ
ПОКАЗЫВАЮ
- Приём “Жокей и лошадь”.
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала.
Пример. На уроке английского в 5 классе при изучении темы "спорт" одной команде ("Жокеям") даются карточки с видами спорта, другой - карточки с предметами, которые нужны для этой игры.
На уроках грамматики – повторение неправильных глаголов в настоящем и прошедшем времени
- Приём «Толстые и тонкие вопросы» (лучше для этапа актуализации знаний)
Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.
Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
“Thin” questions | “Thick” questions |
Who …? What …? When …? Where …? Was it …? What was the name …? Are you agree that …? etc. | Why …? Explain why …? Why do you think that …? Was his/her choice right or wrong to your mind? What is the most important idea of the story? What is the difference between …? If you were … would you …? etc. |
8 класс great Minds, текст Об изобретении воздушных шаров
- Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ»
ВЫВЕСТИ СЛАЙД НА ЭКРАН
Развитие критического мышления подразумевает умения решать проблему, т. е. умение увидеть ее, проанализировать с разных точек зрения, выделить составляющие, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения (как собственные, так и чужие) и выбрать оптимальный вариант.
Понятно, что решить проблему легче, если она реальна, т. е. соотносится с собственным жизненным опытом ученика. Так что же — решать на занятиях реально существующие проблемы? Почему бы и нет? Среди подходящих для обучения проблем те, что связаны с изучением различных текстов, анализом ситуаций, проведением деловых игр.
Дж. Брэмсфорд разработал стратегию решения проблем, которая может быть применима в работе с текстами и при анализе ситуаций. Эта стратегия называется «ИДЕАЛ».
I Identify a problem
D Debate a problem
E Essential solutions
A Activity
L Logical conclusions
И — Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.
Д — Доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как» (How), и в нем должны отсутствовать отрицания (частица «не»).
Е — Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы осуществляется посредством мозговой атаки. Любая критика здесь запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше (для графической организации идей можно использовать кластер).
А — А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов). Теперь ученики взвесив все «за» и «против», выбирают лучший вариант(ы) решения проблемы.
Л — Логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе учащиеся анализируют проделанную ими работу.
Лист для решения проблем
1. What is the main problem? Какую главную проблему должны решить герои? |
2. What important information have you found? Какой важной информацией снабдил нас автор? |
3. What do you know else about this problem? Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно знать героям? |
4. Find 3 main solution of the problem? Каковы три главных способа решения проблемы? |
5. What is the most suitable solution? Why? Какой из выбранных вами способов наилучший и почему? |
После того как учащиеся прослушали отрывок из текста, им предлагается решить поставленную автором проблему, которую необходимо сформулировать самостоятельно. Работать можно и в парах, последовательно переходя от пункта к пункту данной таблицы. После окончания работы учитель просит высказаться каждую пару. При этом он заполняет сводную таблицу на доске. Далее детям необходимо выбрать три способа из всего разнообразия возможных решений проблемы. В заключительной части учащиеся сравнивают выбранные ими способы решения с тем, который предложил сам автор текста. Учитель читает текст до конца.
Существенной характеристикой проблемного преподавания является исследовательская деятельность учащегося, появляющаяся в определенной ситуации и заставляющая его задавать себе вопросы-проблемы, формулировать гипотезы и проверять их в ходе умственных и практических операций. Эта деятельность чаще всего направлена в сторону действительности и, когда речь идет о решении практических проблем, ведет даже к ее преобразованию. Именно этот аспект наиболее важен для нас, чтобы объяснить роль проблемного обучения в школе: решение проблем для преобразования действительности.
Успешное решение проблемы возможно только в том случае, если рассматриваются разнообразные варианты. Поэтому неотъемлемой частью проблемного подхода для формирования критического мышления является совместная деятельность школьников. В процессе обмена мнениями тот способ, который оказался единственно верным, может быть подвергнут критическому анализу и в результате скорректирован. Однако нередко получается и так, что лучший вариант не принимается школьниками, потому что не найдены достаточные аргументы в его защиту. Умение отстаивать свою точку зрения по тому или иному вопросу — важнейшее качество, характеризующее критически мыслящего человека. Важным является и другое качество — умение отказаться от своей точки зрения, прислушавшись к аргументам другой стороны.
Например, данный прием можно использовать на уроке домашнего чтения “Volunteers”, в 7 классе по УМК «Forward» под редакцией М. В. Вербицкой Дети знакомятся с текстом об организации волонтерского движения в США, Великобритании и России, читают об особенностях движений и затем ребятам предлагается составить план работы волонтерского движения в своем родном месте.
Нередко в тексте или в объяснении учителя на уроке содержатся те или иные учебные проблемы. Они обсуждаются, идет поиск их решений. Вместе с тем иногда эти проблемы обозначены неявно. В этом случае школьники могут не обратить на них внимания или будут испытывать затруднения при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее аспекты. Лучше всего если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную фактическую базу.
ПРОГОВАРИВАЮ
4 .Приём «INSERT» позволяет учащимся систематизировать и оценить информацию, делая на полях пометки с помощью условных знаков: It’s well-known (V), It’s new and interesting (+), I don’t believe it (-), I need additional information (?). Традиционное подчеркивание менее эффективно, так как не содержит оценки информации. После систематизации маркированной информации в виде таблицы, проводится обсуждение каждого столбца в парах или группах.
Хорошо знакомые учителям упражнения типа «Say true, false or don’t know» не только решают прагматическую задачу проверки понимания текста, но и способствуют формированию критического мышления, если в самом тексте заложена ложная информация, которую необходимо выявить. Так, например, работая над темой «Mass Media: Good or bad?» в 8 классе я использую эту стратегию при чтении текста об истории возникновения газет. КИМы ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку содержат задания такого типа.
- Зигзаг
Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.
В данной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.
Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.
Стадия размышления: работа в группе "экспертов". Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.
Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.
- Фишбоун
“Fish bone” – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте.. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.
Показываю
- Диаграмма Венн - Круги Эйлера
« Рассказ о внешности». УМК Кузовлева, 3 класс. Предлагается сравнить себя и своего друга (внешнее сходство)
- «Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»)
Это систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок» - отсюда появились шесть лепестков, а затем и шесть вопросов на каждом лепестке.
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
- «Бортовой журнал» .Это прием обучающего письма. При чтении, аудировании, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую графу журнала, связывая полученную информацию со своим видением мира, со своим опытом.
Например, Food&Health (Еда и здоровье) – 10 класс, Английский в фокусе
Что мне известно по данной теме? | Что нового я узнал из текста? |
Eat smaller portions | Don’t skip meals, it’s not good for one’s stomach |
Don’t read or watch TV while eating | Put the fork and chew food slowly, you’ll feel full sooner, concentrate on the food |
Forget about chips and soda | Make your own sandwiches with vegetables |
Wonder pills to make you thin | Can cause high blood pressure |
A strict diet for losing weight | You’ll look and feel week and miserable, anoreksiya |
Burning calories | Smiling, talking, reading not enough |
приёмы и техники на этапе РЕФЛЕКСИЯ
Такие приёмы как «Синквейн», Кластер, Цветные поля всем уже давно известны. Я не буду подробно на них останавливаться.
"Цветные поля" Ученик пишет письменную работу (сочинение, изложение, диктант, контрольную, работу над ошибками, самостоятельную, лабораторную и т.д.). На полях делает пометки разным цветом. При этом цветовые пометки — это обращение к учителю:
- Красный — "проверьте и исправьте все ошибки";
- Зеленый — "отметьте все ошибки, я сам исправлю";
- Синий — "укажите количество ошибок, я сам найду и исправлю";
- Черный — "не относитесь серьезно к работе, я делал ее в спешке".
Существуют определённые правила написания синквейна:
- первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
- вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
- третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
- четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
- пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Процесс написание синквейна очень нравиться моим ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка. Синквейн может быть творческим домашним заданием.
Составлять синквейн можно по любой из изучаемых тем со 2 по 11 класс. По готовому синквейну легко составить рассказ. Например в 4 классе, изучая тему «School is fun», после составления синквейна дети легко могут рассказать о школе.
School
Big, new
Learn, read, and write
Here I meet my friends.
Fun.
Our school is a nice new building. It is not very big, it has two floors. I go to school in the morning. At school we read, write, and learn many interesting things. Here I meet my friends.
I like my school. It’s fun.
- Совсем недавно я начала использовать прём, похожий на Синквейн, только называется он приём «диаманта»
ВЫВЕСТИ НА ЭКРАН
Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Пример.
Город
Большой, древний
Строится, растет, процветает
Известный город, маленькая деревня
Возрождается, развивается, кормит
Красивая, родная
Деревня
- приём «до-после» ЭТО КОНЕЦ, НАЧАЛО НА СТАДИИ ВЫЗОВ
Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.
Формирует:
- умение прогнозировать события;
- умение соотносить известные и неизвестные факты;
- умение выражать свои мысли;
- умение сравнивать и делать вывод.
В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.
Пример.
Вопрос "Чем дышат насекомые?"
"До" -Я думаю, что насекомые дышат с помощью трахей, так как хитиновый покров не позволяет дышать кожей.
"После" -Насекомые дышат ....
Вывод. Я прав (не прав), так как ...
- приём "телеграмма"
Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
'Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
- приём «з-х-у»
Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Формирует:
- умение определять уровень собственных знаний;
- умение анализировать информацию;
- умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.
Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.
Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
Пример
"Знаю" Первые люди жили стаей, затем общинами.
Чтобы добыть себе питание люди кочевали.
"Хочу узнать"
Где появились первые люди?
Как люди заселили нашу Землю?
Почему сейчас люди не кочуют?
"Узнал"
ПРОВОЖУ
- приём “РЮКЗАК”
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
- я научился составлять план текста
- я разобрался в такой-то теме
- я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.
Заключение
Главной особенностью технологии развития критического мышления, «является "конструирование" собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности».
Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.
Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм – все, что значимо для формирования потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер школьника.
Таким образом, использование технологии критического мышления на уроках английского языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.
Учителю работа с данной технологией позволяет создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества; использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; грамотно анализировать свою деятельность; стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современные образовательные технологии Информационные технологии Игровые технологии Методика проектов Обучение в сотрудничестве Модульно-блочные технологии Здоровье- сберегающие технологии Технология развития критического мышления Учитель года-2019
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые предположения и выводы Учитель года-2019
вызов рефлексия осмысление Учитель года-2019
приёмы на этапе ВЫЗОВ Нестандартный вход в урок 2. Отсроченная отгадка 3. Кластер 4. Приём «до-после» 5. Ассоциативный ряд 6. Концептуальное колесо 7. Корзина идей 8. Круги на воде Учитель года-2019
Концептуальное колесо Учитель года-2019
Корзина идей Учитель года-2019
п риём Круги на воде S – SPORTSMAN, SWIM P – PLAY, PASS O – OLYMPIC GAMES, OPPONENT R – RUN, RACE T – TEAM, TIME Учитель года-2019
приёмы на этапе ОСМЫСЛЕНИЕ Тонкие и толстые вопросы 2. Фишбоун 3. Ромашка вопросов (или Ромашка Блума ) 4. Бортовой журнал 5. Зигзаг 6. ИДЕАЛ 7. « INSERT » 8. Круги Эйлера 9. Жокей и лошадь Учитель года-2019
INSERT Учитель года-2019
к руги Эйлера 12 years old blond hair m y best Friend very tall well-built a round face blue eyes me medium height slim a square face grey eyes Учитель года-2019
приёмы на этапе РЕФЛЕКСИЯ Синквейн 2. Кластер 3. Цветные поля 4. Приём «до-после» 5. Приём «З-Х-У» 6. Телеграмма 7. Диаманта 8.Рюкзак Учитель года-2019
п риём Диаманта 1, 7 строчки – существительные антонимы ГОРОД 2 – два прилагательных к первому существительному БОЛЬШОЙ, ДРЕВНИЙ 3 – три глагола к первому существительному СТРОИТСЯ, РАСТЁТ, ПРОЦВЕТАЕТ 4 – два словосочетания с существительными ИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД, МАЛЕНЬКАЯ ДЕРЕВНЯ 5 – три глагола ко второму существительному ВОЗРОЖДАЕТСЯ, РАЗВИВАЕТСЯ, КОРМИТ 6 - Два прилагательных ко второму существительному КРАСИВАЯ, РОДНАЯ 1, 7 строчки – существительные антонимы ДЕРЕВНЯ Учитель года-2019
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Учитель года-2019
Предварительный просмотр:
Приём Круги на воде
Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (прилагательные, глаголы и т.д.) по изучаемой теме.
С | |
П | |
О | |
Р | |
Т |
Приём Круги на воде
Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (прилагательные, глаголы и т.д.) по изучаемой теме.
С | |
П | |
О | |
Р | |
Т |
ФУТБОЛ
БЕЙСБОЛ
ТЕННИС
ХОККЕЙ
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
КОНЬКИ
МЯЧ
БИТА
РАКЕТКА
КЛЮШКА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие критического мышления на уроках английского языка «The Role of the Mass Media. The Mass Media Techniques»
Урок с применением технологии развития критического мышления (фазы “Вызов”, “Реализация смысла” и “Рефлексия”). Цель - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, ...
Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка
В данной работе представлен опыт работы над применением некоторых приемов технологии критического мышления на уроках английского языка. Преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной при...
Мастер-класс. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка
В мастер-классе описаны некоторые приемы технологии критического мышления, которы можно использовать на урока....
Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны
В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...
Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»
Мастер – класс«Технология развитиякритического мышленияна уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»...
Мастер-класс «Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы».
В чём же специфика технологии развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы?...
мастер-класс "Приемы развития критического мышления на уроках истории"
Мастер -класс" Приемы развития критического мышления на уроках истории"...