Работа с одаренными детьми
статья по английскому языку

Куджева Лилия Нигматулловна

Работа с одаренными детьми касается прежде всего лексико- грамматического аспекта языка - в плане подготовки к олимпиадам, которая ведется как на уроках, так и во внеурочное время. Для развития индивидуальных способностей детей широко применяю информационно- коммуникативные технологии как на уроках, так и во внеурочной и внеклассной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми

Куджева Лилия Нигматулловна,

                                                                                       учитель английского языка МКОУ ООШ №9

                                          с. Труновское, 2015 г.

В современном обществе самой большой ценностью признана свободная, развитая и образованная личность. Перед школой стоит задача создания таких условий, при которых можно поддерживать и развивать индивидуальность ребенка, не растерять его способностей, а реализовать и развивать потенциальные возможности одаренных детей, с целью превращения их в будущем в достижения. Иностранный язык обладает большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом.

Основной упор в методике делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции.

Реализация этой цели происходит на учебных занятиях, и, конечно, очень важно говорить о содержании образования, которое должно соответствовать поставленным целям. Здесь можно говорить о четырех основных подходах в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы можно реализовывать в той или иной степени на уроках. Как я строю свою работу с одаренными детьми на уроке? Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику - 15. Если задание для всех - ответить на вопросы, то одаренному - ответить и объяснить, почему он так думает; если задание - пересказать текст, то одаренному - проанализировать поступки героев, сделать выводы Кроме того, я применяю новые технологии, которые отвечают критериям личностно-ориентированного образования, т.е. помогают работе с одаренными детьми. Все чаще это разноуровневые задания повышенной сложности, проблемные и творческие. На помощь приходит дифференцированный подход, тесты в системе он-лайн, электронные пособия и цифровые образовательные ресурсы.

Развить творческие способности обучающихся мне помогает исследовательская и проектная деятельность. Именно это направление формирует у учащихся умения и навыки практического применения теоретических знаний и как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке цели, задач и поиску их достижений.

Работа с одаренными детьми касается прежде всего лексико- грамматического аспекта языка - в плане подготовки к олимпиадам, которая ведется как на уроках, так и во внеурочное время. Для развития индивидуальных способностей детей широко применяю информационно- коммуникативные технологии как на уроках, так и во внеурочной и внеклассной деятельности.

Многие уроки провожу с использованием электронных ресурсов, компьютерных презентаций, интерактивной доски, применяю компьютерные обучающие программы по английскому языку. Широко использую программы для демонстрации наглядного материала «В музее», «На выставке», «Путешествие». Разноуровневые задания на ПК позволяют учитывать индивидуальные особенности развития памяти, мышления, внимания и уровень подготовки обучающихся.

Большое место в моей практике занимают компьютерные тесты и диагностические комплексы, что позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно усложнить его.

Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому при работе с ними применяю индивидуальные и коллективные формы работы (парные, групповые, командные).

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология "Портфолио", которую я применяю в своей практике. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми в школе, хочется отметить несколько основных моментов, которые кажутся очень важными:

1. эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и главное - не подавить в ребенке его индивидуальность;

2. считаю необходимым постоянно повышать уровень профессионального мастерства, чтобы психологически быть готовой работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя;

3. метод педагогической диагностики считаю важным при работе с одаренными детьми: постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого обучающегося с целью своевременной помощи и развития способностей;

4. процесс обучения одаренных детей должен сочетаться с процессом воспитания, так как безнравственная и бездуховная личность, вооружённая знаниями, опасна для общества.

Представленные мною методы работы позволяют добиться стабильно хороших результатов:

  • высокое качество знаний по предмету(70-75%), который я преподаю;

- 100% уровень обученности учащихся в классе, где работаю;

- результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными;

  • мои воспитанники систематически участвуют во Всероссийских предметных олимпиадах и занимают призовые места.

Программа работы с одаренными детьми

Цель: создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования

Задачи:

- выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;

- использование на уроке английского языка дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

-  отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

- организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности по предмету;

- развитие у одарённых детей качественно высокого уровня знаний по английскому языку

Функции учителя английского языка

Выявление одарённых детей.

Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.

Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.

Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;

Функции руководителя клуба дополнительного образования по английскому языку.

Выявление одарённых детей.

Организация творческих отчётов детей.

Предоставление необходимой информации классным руководителям. Консультирование родителей.

Принципы работы с одарёнными детьми.

Принцип комфортности в любой деятельности.

Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

Возрастание роли внеурочной деятельности.

Принцип развивающего обучения.

Принцип добровольности

План работы с одарёнными детьми на 2016-2017 учебный год

№ Мероприятия Сроки        Направления и формы работы

  1. Диагностика одаренных детей сентябрь Анкетирование
  2. Изучение мотивации учащихся к самообразованию сентябрь Диагностика, тестирование
  3. Организация работы одарённых детей в работе кружка по английскому языку сентябрь Составление расписания кружка
  4. Организация индивидуальной работы с одаренными детьми сентябрь Составление графика индивидуальных занятий.
  5. Организация и проведение школьных олимпиад, октябрь Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий
  6. Участие в районных, республиканских олимпиадах декабрь Самостоятельная работа с литературой по предмету, консультации учителя
  7. Подготовка учащихся к участию в школьных, районных конкурсах (фестиваль иностранных языков, «Лингвистенок» и др.) В течение года Индивидуальная работа
  8. Проведение предметных недель и декад март Викторины, праздники, инсценировки
  9. Индивидуальные консультации по сложным вопросам грамматики и других аспектов английского языка В течение года Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...