СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ (ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ)
статья по английскому языку

Халикова Диана Фаритовна

Статья об использовании современных ИТ на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konkurs_-_moskva_-_2017.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Д.Ф. Халикова

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №38» г.Москва

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ (ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ)

Чему и как учить сегодня в школе? В чём цель сегодняшней нашей трудной работы?

Общество меняется на глазах,  в современной России всё более востребованными становятся иностранные языки. Среди предпосылок к этому можно назвать: глобализацию интеграционных общественных процессов; доступ к опыту и знаниям в мире, к большому информационному богатству.

21 век можно назвать эпохой тотальной информатизации. Порой информационные потоки, подобно цунами, накрывают человека с головой, не каждому под силу справиться с обилием информации и воспользоваться своими находками, добиваясь чего-то в своей жизни.

В связи с этим главной целью в современном иноязычном образовании, как и в образовании в целом, является не только общекультурное, личностное, но и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как «умение учиться».

Не даром ещё педагоги древности говорили о том, что «ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины… пусть он не заучивает науку, а выдумывает её сам». [1] «Учитель должен приучить ребёнка к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственным усилием что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы…» [2]

Это действительно так, ибо, только обработав лично огромный объём информации, проанализировав причинно-следственные связи  и систематизировав факты, на основе аналитической и синтетической деятельности и творческого мышления, учащиеся смогут прочно запомнить  те или иные знания, а при необходимости воспользоваться ими в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации, а в дальнейшем и в решении жизненных задач.

Согласно  принятому ещё  в 1996 году  правительственному документу «О концепции перехода Российской федерации к устойчивому развитию»,  [3] важнейшей задачей является «информатизация современного общества». Реализация этой задачи осуществляется на основе применения новых технологий, в том числе и в образовании.

Требования современной действительности подразумевают тот факт, что образование необходимо сделать максимально открытым и доступным через единую информационно-образовательную систему.

Именно поэтому в условиях модернизации российского образования в последнее время особенно бурно развивается дистанционное образование как средство оперативного взаимодействия между преподавателем и учеником, находящимся вне аудитории. При этом ученик самостоятельно исследует какую-либо проблему, а преподаватель лишь консультирует, корректирует, направляет  или контролирует его.

Можно выделить следующие положительные черты дистанционного обучения:

  • гибкость: учащиеся работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе.
  • новая роль преподавателя: на него возлагаются такая функция, как координирование познавательного процесса.
  • новая роль учащегося: от учащихся требуется большая самостоятельность, ответственность и организованность. Очень непросто бывает заставить себя организовывать регулярные самостоятельные занятия: подготовить учебное место, поставить учебную задачу, выполнить намеченное, самостоятельно разобраться с возникающими трудностями.

Таким образом, дистанционное обучение помогает учащимся  достигать одну из главных образовательных целей - овладение такой ключевой компетенцией как «умение учиться», одновременно способствуя их  общекультурному и личностному развитию, а также ставит учащихся в позицию исследователя, не лишая возможности каждого ребёнка развивать творческое мышление, что является неоспоримым преимуществом данного вида обучения в эпоху «информационного бума».

В рамках иноязычного образования существует целый комплекс программно-методических средств обучения, основанных на современных Интернет-технологиях и методиках образования на базе компьютерных обучающих программ и тестирующих систем.

Обучая английскому языку, я пользуюсь следующими приёмами дистанционного обучения:

  • В случае, когда ученик отсутствовал на уроке или нуждается в повторном разъяснении материала, он может получить всю необходимую информацию в виде лекций, презентаций, видео – материалов и т.д. через Интернет или на flash-носителе. При этом ребёнок может не только дополнительно позаниматься по предмету, но и углубить свои знания.

Таким образом, формируется информационная компетенция.

  • Иногда индивидуальная и групповая работа на уроках плавно перетекает в домашние задания, тесты, самостоятельные работы, которые выполняются в сети Интернет. При этом любая работа может быть выполнена не с помощью компьютера, но переведена в результате в цифровой вариант и отправлена по электронной почте. Такая деятельность сопровождается  пояснениями и постоянной связью с учителем посредством форумов, чатов и т.д.

Благодаря подобной деятельности, формируется коммуникативная компетенция.

  • Очень хорошо помогает в моей работе и создание на сайте «В Контакте» группы «Увлекательный английский», в которой мои учащиеся в любой момент могут найти любую интересующую нормативную информацию (критерии оценивания, памятки, ссылки на дополнительные источники информации, тренировочные материалы и т.д.)
  • Недавно меня заинтересовал такой метод дистанционной работы как веб-квест.

Веб-квест является особым видом проектирования ученического исследования на основе ресурсов Интернета, а точнее, это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. [4]

Суть веб-квеста такова: в результате специальным образом организованной веб-страницы и заданного маршрута педагог создаёт условия для эффективного использования учащимися найденной в сети информации.  При этом веб-квест воспринимается учащимися как некое познавательное приключение.

Главными компонентами любого веб-квеста являются следующие:

  • Проблема, вызывающая желание её решить.
  • Поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете по заранее подобранным педагогом ссылкам группами учащихся, каждая из которых имеет чётко определённую роль и вносит вклад в решение общей проблемы в соответствии со своей ролью.
  • Решение проблемы достигается путём ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками исследовательского процесса.

Структуру любого веб-квеста образуют следующие компоненты: введение, задание, порядок работы, оценка, заключение, источники (использованные материала).

Высокую эффективность веб-квесты имеют при изучении тем, которые требуют от учащихся творчества и различных возможных решений одной проблемы.

Таким образом, веб-квест позволяет формировать:

-положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повышать мотивацию обучения, качество усвоения знаний по изучаемому предмету;

- развивать творческий потенциал школьников;

- формировать универсальные учебные действия;

- организовывать учебно-исследовательскую деятельность в нетрадиционной форме;

- позволяет каждому участнику, несмотря на командную работу, выбирать для себя удобный индивидуальный темп и стиль;

- развивает информационную и коммуникативную компетенции;

-связывает решение исследовательской задачи с жизнью, окружающей социальной и физической действительностью.

Таким образом, метод веб-квеста как нельзя лучше обучает «умению учиться» и перерабатывать большие объёмы информации, что так необходимо в сегодняшней жизни.

Поэтому  сегодня я ставлю перед собой важную цель: освоить технологию организации и проведения веб-квеста как одного из эффективных методов дистанционного обучения в иноязычном образовании.

В целом, тему использования информационных технологий на уроках английского языка нахожу требующей дальнейшего изучения и практического внедрения.

Список  использованной литературы:

  1. Руссо Ж-Ж. Эмиль, или О воспитании./ Педагогическое наследие./ Сост. В.М.Кларин, А.Н, Джуринский.-М.: Педагогика, 1989
  2. Дистервег  Ф.В. Руководство к образованию немецких учителей. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А.И. Пискунов,-М.: Просвещение, 1971
  3. Гузенко И.Г. Системный подход к информатизации и компьютеризации гуманитарных дисциплин/ И.Г. Гузенко.// Вест. Воронеж. Гос. Университета. Сер. Проблемы высшего образования.-2010.- №2
  4. Комарова И. В./ Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС/ - СПб.: КАРО, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование иноязычных эквивалентов в процессе обучения русскому языку в средней школе

Статья рассказывает о возможностях использования иноязычной эквивалентной лексики и фразеологии на уроках русского языка. Доклад по данной теме был представлен На Педагогическом марафоне-2012 Омской о...

Использование арт-технологий в обучении английскому языку в средней школе

Текст выступления на ГМО учителей английского языка...

Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, инф...

Использование Интернет технологий для развития познавательного интереса при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе

Использование Интернет технологий для развития познавательного интереса при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе...

Несколько основных современных подходов в обучении английскому языку в средней школе

Несколько основных современных подходов в обучении английскому языку в средней школе...

Использование современных образовательных технологий как способ мотивации в процессе обучения английскому языку в ГБОУ "Школа №1367" города Москвы

Информационные технологии стремительно вошли в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовани...