СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ (ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ)
статья по английскому языку
Статья об использовании современных ИТ на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konkurs_-_moskva_-_2017.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Д.Ф. Халикова
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №38» г.Москва
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ (ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ)
Чему и как учить сегодня в школе? В чём цель сегодняшней нашей трудной работы?
Общество меняется на глазах, в современной России всё более востребованными становятся иностранные языки. Среди предпосылок к этому можно назвать: глобализацию интеграционных общественных процессов; доступ к опыту и знаниям в мире, к большому информационному богатству.
21 век можно назвать эпохой тотальной информатизации. Порой информационные потоки, подобно цунами, накрывают человека с головой, не каждому под силу справиться с обилием информации и воспользоваться своими находками, добиваясь чего-то в своей жизни.
В связи с этим главной целью в современном иноязычном образовании, как и в образовании в целом, является не только общекультурное, личностное, но и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как «умение учиться».
Не даром ещё педагоги древности говорили о том, что «ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины… пусть он не заучивает науку, а выдумывает её сам». [1] «Учитель должен приучить ребёнка к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственным усилием что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы…» [2]
Это действительно так, ибо, только обработав лично огромный объём информации, проанализировав причинно-следственные связи и систематизировав факты, на основе аналитической и синтетической деятельности и творческого мышления, учащиеся смогут прочно запомнить те или иные знания, а при необходимости воспользоваться ими в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации, а в дальнейшем и в решении жизненных задач.
Согласно принятому ещё в 1996 году правительственному документу «О концепции перехода Российской федерации к устойчивому развитию», [3] важнейшей задачей является «информатизация современного общества». Реализация этой задачи осуществляется на основе применения новых технологий, в том числе и в образовании.
Требования современной действительности подразумевают тот факт, что образование необходимо сделать максимально открытым и доступным через единую информационно-образовательную систему.
Именно поэтому в условиях модернизации российского образования в последнее время особенно бурно развивается дистанционное образование как средство оперативного взаимодействия между преподавателем и учеником, находящимся вне аудитории. При этом ученик самостоятельно исследует какую-либо проблему, а преподаватель лишь консультирует, корректирует, направляет или контролирует его.
Можно выделить следующие положительные черты дистанционного обучения:
- гибкость: учащиеся работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе.
- новая роль преподавателя: на него возлагаются такая функция, как координирование познавательного процесса.
- новая роль учащегося: от учащихся требуется большая самостоятельность, ответственность и организованность. Очень непросто бывает заставить себя организовывать регулярные самостоятельные занятия: подготовить учебное место, поставить учебную задачу, выполнить намеченное, самостоятельно разобраться с возникающими трудностями.
Таким образом, дистанционное обучение помогает учащимся достигать одну из главных образовательных целей - овладение такой ключевой компетенцией как «умение учиться», одновременно способствуя их общекультурному и личностному развитию, а также ставит учащихся в позицию исследователя, не лишая возможности каждого ребёнка развивать творческое мышление, что является неоспоримым преимуществом данного вида обучения в эпоху «информационного бума».
В рамках иноязычного образования существует целый комплекс программно-методических средств обучения, основанных на современных Интернет-технологиях и методиках образования на базе компьютерных обучающих программ и тестирующих систем.
Обучая английскому языку, я пользуюсь следующими приёмами дистанционного обучения:
- В случае, когда ученик отсутствовал на уроке или нуждается в повторном разъяснении материала, он может получить всю необходимую информацию в виде лекций, презентаций, видео – материалов и т.д. через Интернет или на flash-носителе. При этом ребёнок может не только дополнительно позаниматься по предмету, но и углубить свои знания.
Таким образом, формируется информационная компетенция.
- Иногда индивидуальная и групповая работа на уроках плавно перетекает в домашние задания, тесты, самостоятельные работы, которые выполняются в сети Интернет. При этом любая работа может быть выполнена не с помощью компьютера, но переведена в результате в цифровой вариант и отправлена по электронной почте. Такая деятельность сопровождается пояснениями и постоянной связью с учителем посредством форумов, чатов и т.д.
Благодаря подобной деятельности, формируется коммуникативная компетенция.
- Очень хорошо помогает в моей работе и создание на сайте «В Контакте» группы «Увлекательный английский», в которой мои учащиеся в любой момент могут найти любую интересующую нормативную информацию (критерии оценивания, памятки, ссылки на дополнительные источники информации, тренировочные материалы и т.д.)
- Недавно меня заинтересовал такой метод дистанционной работы как веб-квест.
Веб-квест является особым видом проектирования ученического исследования на основе ресурсов Интернета, а точнее, это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. [4]
Суть веб-квеста такова: в результате специальным образом организованной веб-страницы и заданного маршрута педагог создаёт условия для эффективного использования учащимися найденной в сети информации. При этом веб-квест воспринимается учащимися как некое познавательное приключение.
Главными компонентами любого веб-квеста являются следующие:
- Проблема, вызывающая желание её решить.
- Поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете по заранее подобранным педагогом ссылкам группами учащихся, каждая из которых имеет чётко определённую роль и вносит вклад в решение общей проблемы в соответствии со своей ролью.
- Решение проблемы достигается путём ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками исследовательского процесса.
Структуру любого веб-квеста образуют следующие компоненты: введение, задание, порядок работы, оценка, заключение, источники (использованные материала).
Высокую эффективность веб-квесты имеют при изучении тем, которые требуют от учащихся творчества и различных возможных решений одной проблемы.
Таким образом, веб-квест позволяет формировать:
-положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повышать мотивацию обучения, качество усвоения знаний по изучаемому предмету;
- развивать творческий потенциал школьников;
- формировать универсальные учебные действия;
- организовывать учебно-исследовательскую деятельность в нетрадиционной форме;
- позволяет каждому участнику, несмотря на командную работу, выбирать для себя удобный индивидуальный темп и стиль;
- развивает информационную и коммуникативную компетенции;
-связывает решение исследовательской задачи с жизнью, окружающей социальной и физической действительностью.
Таким образом, метод веб-квеста как нельзя лучше обучает «умению учиться» и перерабатывать большие объёмы информации, что так необходимо в сегодняшней жизни.
Поэтому сегодня я ставлю перед собой важную цель: освоить технологию организации и проведения веб-квеста как одного из эффективных методов дистанционного обучения в иноязычном образовании.
В целом, тему использования информационных технологий на уроках английского языка нахожу требующей дальнейшего изучения и практического внедрения.
Список использованной литературы:
- Руссо Ж-Ж. Эмиль, или О воспитании./ Педагогическое наследие./ Сост. В.М.Кларин, А.Н, Джуринский.-М.: Педагогика, 1989
- Дистервег Ф.В. Руководство к образованию немецких учителей. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А.И. Пискунов,-М.: Просвещение, 1971
- Гузенко И.Г. Системный подход к информатизации и компьютеризации гуманитарных дисциплин/ И.Г. Гузенко.// Вест. Воронеж. Гос. Университета. Сер. Проблемы высшего образования.-2010.- №2
- Комарова И. В./ Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС/ - СПб.: КАРО, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование иноязычных эквивалентов в процессе обучения русскому языку в средней школе
Статья рассказывает о возможностях использования иноязычной эквивалентной лексики и фразеологии на уроках русского языка. Доклад по данной теме был представлен На Педагогическом марафоне-2012 Омской о...
Использование арт-технологий в обучении английскому языку в средней школе
Текст выступления на ГМО учителей английского языка...
Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения
Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, инф...
"Современные информационные технологии в иноязычном образовании"
Публикация в интернет-издании для учителя...
Использование Интернет технологий для развития познавательного интереса при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе
Использование Интернет технологий для развития познавательного интереса при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе...
Несколько основных современных подходов в обучении английскому языку в средней школе
Несколько основных современных подходов в обучении английскому языку в средней школе...
Использование современных образовательных технологий как способ мотивации в процессе обучения английскому языку в ГБОУ "Школа №1367" города Москвы
Информационные технологии стремительно вошли в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовани...