Методы и приемы обучения лексике
консультация по английскому языку
Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы и приемы обучения лексике | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы обучения лексике
Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.
В соответствии с планируемыми результатами изучения ИЯ, которые прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, «обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком».
Процесс обучения ИЯ предусматривает развитие следующих коммуникативных умений: говорения, аудирования, чтения и письма, а также развитие необходимых лексических, грамматических, фонетических и графических навыков.
Остановимся на лексической стороне иноязычной речи. Согласно ФГОС начального общего образования второго поколения
выпускник начальной школы научится:
• узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на ступени начального общего образования;
• восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей;
• оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.
Выпускник начальной школы получит возможность научиться:
• узнавать простые словообразовательные элементы;
- опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова).
Что же такое лексический навык? Лексический навык есть способностьавтоматизировано вызывать из долговременной памяти слово, словосочетание или фразу, соответствующие коммуникативному заданию (потребностям общения) (Миньяр - Белоручев Р.К.). Лексических навыков нет без лексики. Лексический навык оперирует лексическими единицами и их комплексами, т.е. словами, устойчивыми словосочетаниями и готовыми фразами.
Основной метод обучения иностранному языку - формирование лингвистической компетенции, т.е. обучение лексике на уроках английского языка. Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Обычно выделяют упражнения для усвоения материала и для его использования в устной речи. Для каждого вида речевой деятельности как средства общения необходимы две категории упражнений: те, в которых происходит формирование речевых навыков, или условно-речевые упражнения, и те, в которых происходит развитие речевого умения, или речевые упражнения.
На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык.
Игровой метод.
Эффективный способ обучения лексики на уроках английского языка - игровой метод. Очень важно, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра - способна помочь этому. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства.
По мнению психологов, мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена в учебном процессе на ряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.
Игра всегда предполагает принятие решений – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведет за собой развитие.
Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда хорошие эмоции, а там, где эмоции – там активность, там внимание и воображение, соответственно, там работает мышление.
Существует огромное количество различных лексических игр, направленных на то, чтобы усвоение новых слов не вызвало трудностей у младшего школьника.
Цели лексических игр:
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся.
На уроках часто применяются карточки с изображением лексических единиц. Проводятся различные виды игр с демонстрационным и раздаточным материалом:
- Покажи и назови
- Разложи в заданном порядке («Паровозик»)
- Поменяй местами
- «Чего не стало?»
А также задания типа “Match”, кроссворды разных видов, ребусы и другие интересные задания.
Информационно-коммуникативные технологии. Использование компьютера представляет определенные удобства и для учителя, поскольку он не имеет возможности принести в школу все нужные ему предметы, а их наглядное изображение требует больших затрат времени. Использование компьютера позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. На этапе показа, на экране появляются слова и соответствующие им картинки. Одновременно с графическим изображением слов младшие школьники имеют возможность прослушать слово (при этом происходит формирование звукового образа слов). Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховых, зрительных) и содействует тем, самым их лучшему запоминанию.
На уроках английского языка необходимо использовать презентации,особенно при введении новой темы, содержащей лексику. Здесь задействован элемент яркой, красочной наглядности. Так же целесообразно использование интернет - ресурсов, как для работы на уроке, так и при самостоятельной работе учащихся в домашних условиях. Большой интерес у ребят вызывают так называемые флеш – ролики, которые можно использовать при знакомстве с новыми лексическими единицами, при их повторении, закреплении и в качестве контролирующих мини – тестов. В приложении есть ссылка на сайты, где можно найти полезную информацию как учителю, так и ученику.
Здоровье - сберегающие технологии.
В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, т.к. (по данным исследований психологов) более 60 % учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья учащихся; снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности. Поэтому ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. Перспективы поиска новых путей повышения двигательной активности школьников связаны с новыми подходами к организации учебного процесса, с учетом динамической составляющей урока. Чтобы повысить динамическую составляющую необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса.
На уроке необходима частая смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов. Все это повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка.
Какие же приемы должен использовать учитель на уроке, чтобы сохранить и укрепить здоровье учащихся:
- положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха)
- пальчиковая гимнастика (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи),
- физкультминутка, динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики);
- смена видов деятельности, направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости.
В первую очередь на своих уроках следует использовать динамические паузы, физминутки и подвижные игры, которые стараемся связать с тематикой урока. В таких играх можно отрабатывать любой лексический материал. Так же большое значение имеет использование пальчиковых игр, т.к. это развивает мелкую моторику детей. Пальчиковые игры еще называют - «зарядкой для мозга».
Применение стихотворений, рифмовок и песенного материала.
Как показывает опыт, учителя часто пренебрегают стихами и рифмовками на уроках английского языка. У детей обычно неустойчивое внимание. Поэтому обязательно в плане урока необходимо предусматривать виды работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение. А то, что пережито эмоционально положительно, надолго остаётся в памяти, оставляя след в сознании ребёнка. Благодаря рифме легко активизируются в устной речи лексико-грамматические структуры.
Во-первых, стихи, песни – это тот текстовый материал, который дети любят, который им интересен, следовательно, работа с ними положительно эмоционально окрашена для ученика, что, как уже сказано, в значительной степени содействует усвоению материала.
Во-вторых, аутентичный литературный или фольклорный материал способствует постижению языка в контексте культур.
В-третьих, поэтические тексты и песни являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствование произношения.
В-четвертых, при работе со стихами и песнями мы решаем проблему многократного повторения высказываний по одной модели или восприятии одного и того же слова. Многократное воспроизведение песни или стихотворения не воспринимается как искусственное.
Таким образом, можно сделать вывод, что при изучении английской лексики необходимо использовать все вышесказанные методы и приемы в комплексе. В этом случае достигаются высокие результаты в усвоении лексики, формируются речевые навыки и развивается интерес детей к предмету английский язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы обучения лексике.
Данная публикация содержит рекомендации для учителя англ. языка начальной школы по обучению лексике младших школьников, с опрой на основные методы и приемы, а так же приложение с различными видами игр...
Методическая разработка "Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка".
Статья методах и приемах обучения лексике на уроках английского языка....
Методы и приемы обучения лексики на уроках английского языка
Методы и приемы обучения лексики на уроках английского языка...
Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка
Материал показывает методы и приемы освоения лексики на уроках английского языка. Может быть полезен для начинающих педагогов и стажистов. В материале приведены примеры упражнений для освоения и запом...
Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка
Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка...
Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка
методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка...
Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка
Обучение лексике иностранного языка - это процесс расширения словарного запаса, включающий в себя три стадии:1) ознакомление с новым материалом (введение и объяснение слов, словосочетаний);2) тр...