Проектная деятельность учащихся на уроках через призму требований ФГОС
статья по английскому языку (9 класс) на тему
ФГОС выдвинул перед учителями определённые требования, и это заставило их пересмотреть своё отношение к своей деятельности. Однако это не значит, что нужно отвергнуть всё, весь накопленный опыт работы. Практика показала, что творчески работающие учителя задолго до появления государственного стандарта строили свою педагогическую деятельность в соответствии с правилами и требованиями, прописанными в стандартах. И это вполне объяснимо, ведь ФГОС возник не на пустом месте, а опираясь на многолетний опыт теории и практики. Анализ этого опыта и приведение его в соответствие с требованиями современности и породил ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
00099525-55854434.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность учащихся на уроках через призму требований ФГОС
ФГОС выдвинул перед учителями определённые требования, и это заставило их пересмотреть своё отношение к своей деятельности. Однако это не значит, что нужно отвергнуть всё, весь накопленный опыт работы. Практика показала, что творчески работающие учителя задолго до появления государственного стандарта строили свою педагогическую деятельность в соответствии с правилами и требованиями, прописанными в стандартах. И это вполне объяснимо, ведь ФГОС возник не на пустом месте, а опираясь на многолетний опыт теории и практики. Анализ этого опыта и приведение его в соответствие с требованиями современности и породил ФГОС.
В данной статье автор рассматривает проектную деятельность на уроках английского языка через призму требований государственного стандарта. Я практикую проектную деятельность уже много лет и оценила её эффективность в иноязычном образовании учащихся.
Хотя проектную деятельность относят к инновационным технологиям, она довольно «старая», так идеи проектной деятельности появились более 100 лет назад. В методической и педагогической литературе много написано о проектной деятельности и нет смысла повторять общеизвестные истины в этой работе. Рациональнее сопоставить эту технологию с требованиями стандарта на примере одного урока.
Поскольку на территории нашей великой страны нет как раньше единого УМК, каждая школа выбирает свои учебники, которые разнятся и по структуре, и по содержанию, и по сложности и т д. Поэтому я не буду опираться на конкретный учебник, оставляя коллегам право внести свои коррективы в урок.
Учителя знают, что проектная деятельность может не ограничиться рамками одного урока, и я тоже практикую пролонгированные проекты. Но всё же я отдаю предпочтение проектам на один урок, когда ученики видят результат своей деятельности сразу. Это помогает поддерживать интерес и активность учащихся.
Урок-проект по теме «Моя школа».
Начинается урок с загадки, угадав которую, дети узнают тему урока. «Это место, где вы проводите много времени каждый день, но это не ваш дом». Естественно, что ученикам не составляет труда назвать слово «Школа». Далее, задаю ученикам вопрос любят ли они свою школу. После утвердительных ответов, предлагаю ученикам поменять тему урока с «Моя школа» на «Я люблю мою школу». Но право выбора оставляю детям. Затем ученикам предлагаю проект. Как правило, ученики любят проекты. Следующий вопрос что будет конечным продуктом проектной деятельности. На доске нарисовано солнышко с большим вопросом в центре, а на лучиках ребята записывают свои идеи – буклет, альбом, стенд, плакат и т.п. Всё это делается очень быстро. Так, обсудив возможные варианты, остановимся на плакате. Следующий шаг - решить что будет на этом плакате. И опять идеи можно записать на доске. Мои ученики предлагали рисунок школы, общая информация, уголок «Мой любимый предмет», «Мой любимый учитель», «Наша внеклассная жизнь» и т.п. И ещё мы сделали карман для мини-сочинений на тему «Я люблю мою школу». Идеи разные в разных классах. На следующем этапе идёт распределение ролей. Ученики решают кто будет рисовать школу, кто писать мини-высказывания о любимых учителях и предметах, кто расскажет об интересных делах или мероприятиях, а поскольку, как правило, никто хорошо не владеет информацией о школе, то наводящими вопросами я подталкиваю ребят к необходимости взять интервью у директора (или завуча). Распределив роли, приступаем к работе, предварительно вспомнив необходимую грамматику и лексику. Например, для того, чтобы написать про учителей, нужно вспомнить прилагательные «добрый», «строгий», «справедливый», «честный» и т п. Про любимые предметы «интересный», «полезный», «нужный» и т п. Те ученики, которые идут к администрации, получают инструкции, а вернее советы как себя вести и какие вопросы задать. Например, сколько лет школе, сколько в ней учеников, сколько учителей, сколько классов и т п. Когда эта работа выполнена, начинается подготовка к написанию мини-сочинений про школу. Эти сочинения пишут все. Опорой может служить текст из учебника или любой другой. Например, письмо от кого-то, кто пишет про свою школу. Письмо можно либо размножить и раздать ученикам, либо вывести на экран. Работу с текстом можно построить по-разному: чтение, выбор информации, которая подойдёт для нашей школы абсолютно или её необходимо изменить и т п. Затем дети пишут свои сочинения. Следующий этап дети особенно любят. Это когда пустой лист ватмана превращается в красочный плакат, на котором и рисунок школы, и мини-высказывания ребят о любимых учителях и предметах, например в виде цветка с лепестками – текстами и т п. Естественно, что все необходимое оборудование и материал готовятся заранее, причём с максимальным учётом разных вариантов. И последний этап - это защита проекта и его оценка. Логично, что ребятам нравится свой проект, и они высоко оценивают свою работу и вклад каждого в создание проекта.
На уроке учащиеся показали умение представить свою школу, владение различными видами речевой деятельности: письмом, чтением, диалогом, монологом. Перед учениками была поставлена задача, которую они решили. Участие учителя в решении ситуации было минимальным, он только направлял детей, помогал им. Что касается форм и методики работы по проведению урока, то здесь уместно говорить об индивидуальных, групповых, дифференцированно-групповых, фронтальных и других. Анализ этого урока-проекта позволяет сказать, что он полностью удовлетворяет требованиям ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...
Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства».
Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства»....
Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."
Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."...
Проект «Организация творческой проектной деятельности учащихся на уроках истории через праздники-погружения в эпоху»
В работе рассматривается технология проектного обучения как эффективного средства развития личности ребенка. Обучение истории организует и дисциплинирует учащихся, способствует формировани...
Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"
Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...
Статья на тему: "Проектная деятельность обучающихся 10 классов в рамках требований ФГОС СОО на уроках математики"
Статья на тему: "Проектная деятельность обучающихся 10 классов в рамках требований ФГОС СОО"...
Организации деятельности учащихся на уроках математики. Реализация требований ФГОС.
Организация урочной деятельности по математике.Реализация требований ФГОС....