Исследовательское обучение на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему
Выступление на семинаре-практикуме «Способы повышения эффективности уроков английского языка»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Способы повышения эффективности уроков английского языка»
Содокладчик: Захаркина Е.В.
Тема сообщения: «Исследовательское обучение на уроках английского языка»
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Исследовательский метод обучения является главным инструментом развития исследовательского поведения. Он входит в арсенал методов обучения, применяемых педагогом, но современная ситуация требует не простого фрагментарного использования исследовательского метода, а его доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами. Подчеркнем, что доминирование исследовательского метода в обучении не означает полное исключение иных методов, оно предполагает лишь его преобладание. Необходимо учитывать, что репродуктивные методы – наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике не только не обязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет необходимости переоткрывать заново все законы развития природы и общества. И исследовательский метод дает больший образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучения.
Попытки выстроить образовательную деятельность на основе исследовательских методов обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их широкому использованию в массовой практике. Традиционное обучение и по сей день ассоциируется с репродуктивными методами. Они по-прежнему безраздельно господствуют в образовании.
Противодействие «традиционного» или, точнее, «информационно-рецептурного» обучения и «исследовательского обучения» продолжается много лет. Известный русский и советский педагог И.Ф. Свадковский еще в начале ХХ века писал о том, что «в традиционной школе провозглашенному принципу свободы ученика соответствует казарменная муштра, принципу естественного развития и роста сообразно индивидуальным свойствам ребенка противостоит классная комната, наполненная 30–40 индивидуумами, пассивно плетущимися однообразными медленными шагами за мыслью взрослого педанта, называющегося учителем».
Многие специалисты, изучавшие проблемы развития интеллекта и мышления ребенка в ходе обучения, постоянно подчеркивают мысль о том, что главным фактором, определяющим это развитие, выступает не содержание, а методы его усвоения. В этом деле не столько важно, то чему мы учим, сколько то, как мы это делаем.
Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской работы с детьми в методическом отношении является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность.
Большинство педагогов при этом поступают просто, они стараются подобрать интересную (с их точки зрения) и полезную тему исследования, а затем предлагают ее учащимся.
На самостоятельность младшего школьника при проведении учебных исследований мы можем рассчитывать далеко не всегда. Он, конечно, исследователь от природы, но учебное исследование отличается от спонтанно проявляющейся поисковой активности ребенка. Поэтому малыша на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент, сделать выводы и т.п. Таким образом, ребенок постепенно превращается из «слушателя» в «собеседника», а затем и в «исследователя». В результате чего, на доступном ему уровне включается в учебно-исследовательскую, творческую работу.
В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности школьников традиционно особое место занимает экскурсия. Еще в начале ХХ века специалисты в области исследовательского обучения отводили экскурсии особое место. Она рассматривалась как постоянный спутник исследовательского метода обучения. Некоторыми педагогами даже утверждалось, что существует особый экскурсионно-исследовательский метод обучения. Вряд ли с этим можно согласиться, скорее об экскурсии следует говорить как об одной из форм организации учебной деятельности, которая может и должна использоваться при проведении детьми собственных исследований.
Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Часто экскурсия может служить стартовой площадкой для детских исследований, давать мощный импульс детскому мышлению, позволяет увидеть множество интересных проблем для собственных изысканий, продуцировать большое количество самых разных гипотез. Бесконечно большое количество источников для получения новых сведений создает прекрасную базу для аналитической работы мысли, выработки суждений, умозаключений и выводов.
Как известно, важной и очень сложной задачей в исследовательском обучении выступает задача формирования высокой мотивации исследовательской деятельности. В особенности важна задача активизации мышления учащегося по выявлению проблем. Именно от уровня исследуемой проблемы, от ее масштаба в основном зависит дидактическая ценность детских исследований.
В формировании у учащихся устойчивых интересов к сложным, комплексным, многоуровневым проблемам, дающим старт исследовательской практике, активную роль могут играть игровые методики, построенные на самых разных игровых сюжетах. Методики такого рода интенсивно используются в современной практической психологии и образовании с самыми разными целями.
Хороший эффект в исследовательском обучении достигается в начальной школе благодаря использованию проблемно-диалоговой технологии. Умелое и последовательное применение данной технологии позволяет развивать у учащихся стремление к самостоятельному открытию новых знаний, развивает творческие способности, логическое мышление, коммуникативные умения, необходимые каждому человеку для того, чтобы он мог успешно проявить себя в современной действительности.
Технологию проблемно-диалогического обучения можно использовать при любой программе и на любом предмете, прежде всего – на уроках изучения нового материала. Но мало только создать проблему, важно найти правильные пути поиска ее решения.
Очень часто от младшего школьника можно услышать просьбу: « Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться». Мало кто из взрослых осознает
значимость подобных ситуаций. А ведь в этом возрасте важно не оттолкнуть ребенка равнодушием, не погасить горящие любознательностью детские глаза и огромное желание самому совершить свое маленькое открытие.
Таким образом, стремление ребенка к получению новых знаний, с одной стороны, и острейшая необходимость в этих знаниях – с другой, создают благодатную почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте.
Одна из главных особенностей младших школьников – наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит внимание взгляд взрослого человека.
Часто школьники находят опечатки в своих учебниках, оговорки в словах учителя, логические нестыковки в книгах и рисунках. Развитию исследовательских умений способствуют вопросы, направленные на анализ текста, рисунков, заданий. Учитель, поощряющий исследования, постоянно задает вопрос: «Что необычного вы здесь заметили?».
Таким образом, уже с начальной школы необходимо вести работу по формированию инструментальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске:
- умение видеть проблемы;
- умение задавать вопросы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение давать определение понятиям;
- умение классифицировать;
- умение наблюдать;
- умения проводить эксперименты;
- умение структурировать материал;
- умение делать выводы и умозаключения;
- умение доказывать и защищать свои идеи,
Необходимо также развивать логическое и творческое мышления, требующиеся при решении исследовательских задач.
Подводя итог, следует отметить, что исследовательская деятельность учащихся на уроках английского языка служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая уже имеющийся у них жизненный опыт и знания из разных областей науки.
Поскольку речь идёт об использовании исследовательской деятельности в обучении иностранным языкам, то здесь не стоит забывать об иноязычной речевой деятельности, причём не самой по себе, а как средстве межкультурного взаимодействия. Язык - элемент культуры, он функционирует в рамках определённой культуры. Следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, особенностями функционирования языка в этой культуре. Речь идёт о необходимости формирования коммуникативной компетенции. Для её формирования вне языкового окружения недостаточно насытить урок условно коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.
Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности языка в новой для них культуре.
Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определёнными языковыми средствами. Вот почему мы обратились к использованию исследовательской деятельности на этапе творческого применения языкового материала. На наш взгляд, такой подход может позволить решить эту дидактическую задачу и превратить уроки английского языка в дискуссионный исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.
Если вас заинтересовали вопросы исследовательского обучения, вы можете подробнее прочитать об этом в публикациях доктора педагогических и психологических наук, профессора кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета Савенкова Александра Ильича.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках… Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно!»
Для успешного обучения нужно не принуждение, а возбуждение интереса ученика. Л.Н.Толстой
Исследовательское поведение – один из важных способов получения ребенком информации о мире
Нужно заботиться о том, чтобы дети всегда делали с удовольствием то, что для них полезно. Дж.Локк
Учебные мини-исследования
Проектные работы English in our life
Первые научные исследования
На уроках английского языка в начальной школе
Для решения исследовательских задач необходимы: Умение видеть проблемы Умение задавать вопросы Умение выдвигать гипотезы Умение давать определение понятиям Умение классифицировать Умение наблюдать Умение проводить эксперименты Умение делать выводы и умозаключения Умение структурировать материал Умение доказывать и защищать свои идеи
Учение без размышлений – тщетный труд; Размышления без учения – пагубны. Конфуций
Доктор педагогических и психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета Савенков Александр Ильич
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка (11 класс). Конспект урока по теме "Art Exhibition"
Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка (11 класс). Конспект урока по теме "Art Exhibition"...
Реферат на тему: «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»
Объект исследования: учащиеся 5 и 9 классов Основная цель заключается в выборе методов и приемов стимулирования активной познавательной деятельности учеников 5 и 9 классов. В соответствии с по...
Коммуникативный метод обучения на уроках английского языка.Выступление на РМО учителей английского языка 18.04.2011
Основными признаками коммуникативного метода обучения, на наш взгляд, являются следующие.1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижения ...
Создание комфортных условий при обучении видам речевой деятельности на среднем этапе обучения на уроках английского языка
БОУ г. Омска "СОШ №17" Описание опыта работыучителя английского языкаТорба Ларисы Викторовны Тема: «Создание комфортных условий при обучении в...
Теоретические и практические материалы для проведения мастер-класса по английскому языку "Технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка"
Материал представлен для расширения методического кругозора для учителей иностранного языка....
Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение
Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение...
Выступление на ШМО учителей английского языка по теме "Технология проблемного обучения на уроках английского языка"
В статье описывается сущность и основные аспекты проблемного обучения...